Шаварш Карапетян: Фелпса ценим, а Сальникова не замечаем?
Корреспондент «Советского спорта» встретился с Шаваршем Карапетяном, поговорив с ним о современном спорте. Великий человек, спасший несколько десятков людей, вытаскивая их из воды и огня, заявил прямо: «Плавание – такой же жизненно важный навык, как чтение. Если не больше…»
«ДАВАЙТЕ СТРОИТЬ БАССЕЙНЫ»
– Шаварш Владимирович, расскажите о сыне Тигране. Он ведь у вас пловец?
– Да, ему 16 лет. Занимается в спортшколе № 30 у тренера Ермакова. Плавает кролем и дельфином. Что-то брасс не получается… Но, может, баттерфляй пойдет. Потому что есть своеобразная техника и взрывные качества.
Кто ведь становится чемпионом? На старт выходят классические пловцы, но побеждает паренек с нестандартной фигурой, движениями. Природа все дает своеобразно.
– А для вас очень важно, чтобы Тигран стал чемпионом, выступал в сборной на Олимпиадах?
– Плавание – уникальный вид спорта. В нем трудно получить травму. Главное – не испортить сердце ребенку. Но я за этим как папа очень слежу.
Тигран еще растет. В этом году вытянулся на 3,5 см. Фигура пока не сформировалась. Раньше был толстеньким круглым мальчиком, а сейчас уже похож на пловца.
Непонятно, какими будут достижения. Поэтому попозже решим, оставлять ли сына в любительском спорте или идти в профессионалы.
– Пловец в России – профессия благодарная? Большие деньги крутятся в футболе, хоккее, баскетболе – но не здесь.
– Нужно повернуться в сторону плавания. Я бы хотел, чтобы в России этот вид спорта входил как предмет в школьную программу. Пусть дети в конце учебы сдают экзамен в бассейне.
Плавание – такой же необходимый навык для человека, как чтение или устный счет. Школа должна ведь еще и здоровье давать в наследие. Дети не будут втянуты в такую заразу, как наркотики, спиртное, курение. Плавание – урок против плохих привычек.
– Бассейнов не хватает в России.
– Строишь школу – построй и бассейн! У нас уже цивилизованная страна. Слава богу, пережили перестройку. Прошу всех руководителей, кто может провести этот проект через Госдуму и правительство, – развивайте плавание. Все дети вам благодарны будут.
Наш спорт отстает только в массовости. А так все возможности есть. Великая страна, много народу. Крепкое здоровое население.
– Почему американцы много побеждают? Потому что там все держится на школьном и университетском спорте.
– Вы абсолютно правы. В США учат плавать с малых лет. Если во дворе дома нет бассейна – значит, это неправильный дом.
– Многие лидеры сборной России тренируются в Америке – Юлия Ефимова, Владимир Морозов… Хотите, чтобы и ваш сын уехал в Лос-Анджелес?
– Уникальность тех групп в том, что ребята занимаются с рекордсменами мира, Европы. Плавают в условиях великой конкуренции. Тренеры очень сильно подготовлены, вооружены теоретической базой.
Мне хотелось бы, чтобы Тигран посмотрел – что необычного у американцев? Почему они так много побеждают? Когда тренируешься с большими спортсменами, то не будешь пугаться их на соревнованиях. Вот хоккейные болельщики думали в 1972 году, что канадцы – просто боги, которых победить нельзя. Но наши ребята вышли на Суперсерию, начали выигрывать. И поняли, что мы ничуть не хуже.
Я бы сына и в Австралию отправил – в страну с великой историей плавания. Или в Китай, где уникальные методики питания и восстановления. Причем говорю не о допинге…
У ОДНОГО ПЛОВЦА ДОЛЖНО БЫТЬ 11 ОТЦОВ
– Майкл Фелпс в ваших глазах – герой? Некоторые люди говорят, что это дутая фигура.
– Факт налицо – у него 18 золотых олимпийских медалей! Другие еле-еле на одну медальку наскребают. Они, что ли, герои?
Фелпс – глыба. Человек всю жизнь посвятил большому делу – плаванию. И добился невероятных достижений. Преклоняюсь перед ним как перед великим спортсменом. Горд, что человечество имеет такого отличного пловца.
Злое болтают завистники. От них никуда не денешься. Вообще же Майкла Фелпса нужно не только уважать, но и изучать. Откуда у него такая скорость? По каким методикам занимается? Кто ему помогает?
Еще я бы хотел проанализировать тренировочный процесс Владимира Сальникова, который выиграл четыре золота Олимпиады в 1980 и 1988 годах. Это уникальный спортсмен. Мы героев в своем отечестве не замечаем, скромно относимся к Сальникову.
Сейчас он работает президентом федерации плавания, но не тренером. Я считаю, все его секреты нужно перенимать молодым пловцам.
Как он пахал в свои годы! Говорят, у него диаметр артерий гораздо крупнее, чем у обычного человека. Представьте, сколько крови перекачивало сердце. Мы должны ценить то, что у нас в руках, и на этих знаниях строить фундамент своего плавания.
– После каждого турнира находятся какие-то причины, которые мешают нашим пловцам хорошо выступить. 2008 год – не те комбинезоны. 2011‑й – проблема с акклиматизацией.
– Вспомните, что мешает танцорам, – смеется Карапетян. – А вообще вам скажу: чтобы готовить одного пловца, нужны 11 человек. Посмотрите, какая команда работала на Майкла Фелпса. И есть ли такой штаб, например, у Юлии Ефимовой?
Фактически это 11 тренеров. Один отвечает за физподготовку, другой – за массаж, третий – за само плавание… И каждый будет для спортсмена как отец или мать.
Лучше мы одного человека подготовим, который завоюет для России две-три золотые медали Олимпиады. А ведь золото мы не брали с 1996 года! Чем привезем десять спортсменов, которые попадут в финал, останутся ни с чем – и скатаются на главный турнир года как туристы.
Вы думаете, почему за Фелпса на каждом крупном соревновании болеет его мама? Потому что он обнимает ее и так получает позитивную энергию. У нас с Тиграном есть обычай перед заплывом. Я его крепко прижимаю к груди, похлопываю. Говорю на ухо: «Не волнуйся, делай то, что говорит тебе тренер». В этот момент сын расслабляется мышцами, спадает напряжение и мальчик принимает в себя отцовскую силу.
Это доля секунды, которой пренебрегать нельзя. Выбор питания – тоже ведь миг. Но съел перед стартом картошку с прошлогодней рыбой – и провалил финал.
Мелочей в плавании не бывает. Наши спортсмены – хорошие. Но, думаю, их подготовка хромает. Что это такое – проиграть на финише последний метр? Мне так больно было… Это ведь тренерская оплошность, когда его ученика не хватает на всю дистанцию.
Россия проигрывает последние 15 метров. И нужно глубоко задуматься, почему так происходит. Почему у нас не хватает сильных финишеров.
«У ЕФИМОВОЙ НАДО УЧИТЬСЯ»
– Вы внимательно смотрели чемпионат мира в Барселоне?
– Урывками. Но когда Тигран замечает что-то интересное, то прокручивает видео на компьютере и мы вместе это изучаем. Я заставляю его анализировать некоторые вещи.
Сын оправдывается:
– Петров и Иванов этого не делают, а почему я должен?
– Но смотри, сынок, – Петров проиграл, Иванов проиграл. Где? Конкретно на этом отрезке. Допустил вот такую ошибку. А ты так не делай.
– Вас восхитила Ефимова, которая выиграла два золота в брассе?
– Я видел ее дистанцию. И понял, что девочку надо поддержать. А она за собой потащит всех остальных.
Надо пригласить всех специалистов, чтобы посмотрели, как Ефимова так плавает брассом. Чему ее научили в Лос-Анджелесе? Каждый выскажет свое мнение, тоже чему-то научится, потом передаст детям в спортшколах. Это ведь не выступление третьеразрядника. Это спорт высших достижений.
– Кого вы выделяете из пловцов? Кто вам нравится?
– Всегда интересны те, кто удивляет. Например, Флоран Манаду, победивший на Олимпиаде на 50 м кролем. Двухметровый парень, который плывет вообще на прямых руках! Я всегда думал, реально ли такое? А Манаду это доказал!
– Владимир Морозов в Барселоне посмотрел на Флорана, чуть поменял технику – и завоевал серебро.
– Копировать никого не надо. Это уводит от истины. У каждого человека своя физиология. Нельзя ведь создать второго Фелпса. Ты до уровня мастера можешь кому-то подражать. А потом надо искать что-то свое. Изучать организм, искать свою фишку.
Помните, как Денис Панкратов делал длинный проплыв под водой, благодаря чему выиграл два золота в баттерфляе в Атланте-1996? Вот это было ноу-хау. А в кроле, может, нужно не прямыми руками плыть, а увеличить частоту гребков, как когда-то делал Владимир Буре. У каждого свой путь…
Надо и психологию менять. Рутина заедает – одни и те же тренировки, лица людей вокруг. И я понимаю, почему раскрылась Ефимова, когда уехала в Америку, сменив обстановку и методы подготовки. Иногда надо сделать ход конем. И Юля поступила правильно.