Серебряный призер ЧМ-2013 Владимир Морозов: Я не плачу, как Сиело
В субботу Владимир Морозов завоевал серебро на олимпийской дистанции 50 м кролем и получил медаль из рук Александра Попова, чей рекорд он побил за сутки дважды.
РЕКОРД ПОПОВА
Александр Попов установил мировой рекорд на обычном чемпионате России в июне 2000 года. Бассейн «Олимпийский». Попов выигрывает полтинник с результатом 21,99. Но ему этого мало. Как прыгун в высоту, Александр ставит новую планку.
Переплывает дистанцию – и выдает 21,64!
Пал мировой рекорд, который принадлежал Тому Джагеру (21,81) и держался 10 лет. Достижение Попова простояло до февраля 2008 года и было побито австралийцем Имоном Салливаном (21,56). Хотя давно уже шла «гонка вооружений», спортсмены пытались найти резиновый комбинезон получше, чтобы держал на воде. Ну а Попов никогда им не пользовался.
На рекорд России замахивались многие. И только Владимир Морозов в пятницу смог сбросить с него одну сотую – 21,63.
ТАРЗАН В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ
В субботу казалось, что Морозов и бронзу не возьмет. Вот олимпийский чемпион Флоран Манаду в полуфинале показал 21,37. Володя же прошел в финал лишь шестым…
Но все получилось превосходно. Морозов быстрее всех среагировал на старте (0,59), прыгнув с тумбочки в воду. И вообще реально претендовал на золото. Но его вырвал рослый бразилец Сиело Фильо, который снова устроил шоу.
Сиело перед ЧМ-2011 был пойман на допинге, однако избежал дисквалификации. Некоторые посчитали, что тут мухлеж. Наш спринтер Андрей Гречин вообще сказал, что не подал бы Фильо руки.
А потом бразилец выиграл золото в Шанхае и изобразил безумную радость. Залез на дорожку, начал лупить себя кулаками в грудь... Натуральный Тарзан в весеннем лесу!
На пьедестале же мужик расплакался, как дитя. Это приятно, когда бравурно играет бразильский гимн. Но все-таки Сиело перебарщивал. Комментатор Дмитрий Губерниев даже окрестил Фильо «плакучей ивой».
Так вот, в Барселоне повторилось то же самое. Один в один.
МОРОЗОВ: СЛУШАЮ АВДИЕНКО
– В субботу на тренировке перед стартом мы поработали с Виктором Борисовичем Авдиенко, – рассказывал Морозов после финала о своем российском тренере. – Старались добиться того, чтобы рука была более прямой – так плывет Манаду.
Я не верил, что смогу улучшить время полуфинала (21,63). Потому что и так выложился по максимуму. Но эти изменения в технике помогли.
– Неужели ее реально поставить всего за сутки?
– Выходит, что да.
– А с американским тренером Дэвидом Сало вы здесь работаете?
– Да, он подходит во время разминки, что-то говорит. Но пытаюсь слушать только Виктора Борисовича, потому что тренеры не на одной волне – их мнения различаются.
– Вам проще с Авдиенко?
– Ну да. Все-таки технике плавания я научился у него. Сало же дает мне хорошие тренировки в Лос-Анджелесе.
– Что вам сказал Авдиенко о финале?
– Когда я только приехал на разминку, Виктор Борисович заявил: «Чувствую, все у тебя будет отлично!» Я-то не слишком верил в себя. Но Авдиенко меня вдохновил.
– А как он оценил сотню, когда вы шли первым, но «умерли» на последних 10 метрах?
– Сказал, что я все сделал правильно.
«РУКИ ПОКА КОРОТКОВАТЫ»
– На пьедестале вас награждал Попов. Вы были знакомы?
– Виделись раньше, но общались впервые. О чем? Говорили о заплыве. Попов поинтересовался, как прошла дистанция. Спросил: «Почему ты не достал Сиело?». Я пошутил: «Руки пока коротковаты».
Я знал, что Александр был последним, кто приносил России медаль в кролевом спринте – в 2003 году. Тоже тут, в Барселоне. Можно сказать, на этом чемпионате мира он передал мне эстафетную палочку.
– Вы устроили фурор в декабре прошлого года, когда на чемпионате мира в Стамбуле на короткой воде завоевали два золота: на 50 и 100 м кролем. На длинной воде, в 50‑метровом бассейне, вам плавать тяжелее?
– Короткая вода пока мне больше подходит. Но нужны еще год-два, чтобы бороться за золото в большом бассейне. Вы просто посмотрите на тех, кто плыл в финале. Парни 1981, 1983 годов рождения. А я – 1992‑го.
– Что изменится за пару лет?
– Нужно подтянуть силу, мощность. Опять же, это мой первый чемпионат мира на длинной воде, где я выступаю в личных дистанциях. Вот так приехал – и взял серебро. Неплохо…
– Юлия Ефимова сказала, что хочет проводить больше времени в тренажерном зале, чтобы дотянуться до Руты Мейлутите. У вас такие мысли есть?
– Я буду делать все то же самое, что и раньше. Полгода бился, здорово обновил лучший результат. Не имеет смысла что-то менять.
«19,7 – ЭТО ПРЕДЕЛ»
– Когда вы последний раз плакали на пьедестале во время гимна?
– Никогда, – засмеялся Морозов.
– Вас удивляют эмоции Сиело Фильо?
– Очень. Если это настоящие, а не наигранные чувства… Слишком странно. Понимаю, если бы Сиело впервые бы выиграл Олимпиаду – то да, конечно. Эмоции накрыли бы с головой. Хотя я это, разумеется, еще не переживал.
– Бразилец показывает всем соперникам: «Я тут самый крутой!»
– Не думаю, что Сиело имеет в виду это. Просто он добился своей цели.
– А в общении он такой же эмоциональный?
– Вроде бы спокойный человек.
– Мировой рекорд на полтиннике кролем равен 20,91 и был установлен еще в резиновом комбинезоне. А где предел человеческих возможностей?
– Мне тут брассист Славик Синькевич сказал, что ученые рассчитали: потолок на 50 м вольным стилем – это 19,7. Не знаю, правда ли. Но думаю, в своей карьере еще увижу многих, кто будет выплывать из 21 секунды.
«НЕ СПРАШИВАЙТЕ ОБ АМЕРИКЕ!»
– Вы довольны сезоном?
– В первую очередь ставлю себе задачу по времени. Хотел выплыть из 48 секунд на сотне, на полтиннике показать в районе 21,50. С обеими целями справился. На короткой воде тоже все нормально. Так что да, доволен.
– Лучше всего в Барселоне у нас выступают Юлия Ефимова и вы – ученики из группы Дэвида Сало. С чем это связано?
– Трудно сказать. Но Юля – особенный спортсмен. По моему мнению, она входит в тройку самых талантливых пловцов мира. С кем бы Ефимова ни тренировалась, где бы это ни происходило – в России или Америке, она показывала бы отличные результаты.
– А кто еще входит в эту тройку?
– Тунисец Усама Меллули, например. Он плывет в диапазоне от полтинника кролем до 10 км на открытой воде. Может не тренироваться восемь месяцев, как сейчас. А потом поработать три месяца – и взять золотую медаль в Барселоне. Я просто в шоке от таких спортсменов!
– Успех к вам приходит больше за счет таланта или работы на тренировках?
– Думаю, таланта у меня тоже много. Так еще первый тренер в России говорил. Но на одном этом нельзя завоевать медаль чемпионата мира. Обязательно надо много пахать. И со мной много хороших людей занимаются. Они понимают, что делают.
– Есть вопросы, которые вас реально достали?
– Когда журналисты перестанут меня спрашивать об Америке? – смеется Морозов. – Просто я уже не могу на это отвечать! Очень сильный стереотип. Ну да, в юности я с мамой уехал жить в Лос-Анджелес. И что с того?