«Они же пешком по полю ходят!» Призер Олимпиады, пловец Евгений Коротышкин поставил диагноз футболистам
«В ТОЛПЕ ТИФФОЗИ»
«По глазам спортсмена перед стартом можно распознать, насколько он готов. Блуждающий взгляд по трибунам говорит о том, что атлет ищет поддержки у окружающих. Бегающий – нерешительность и сомнение. Злой несет агрессию, и не всегда она помогает дотянуть до финиша. И только спокойный взгляд позволяет сконцентрироваться и настроить организм на нужные скорости».
(Из блога Евгения Коротышкина)
На днях известный пловец пришел в гости к «Советскому спорту», чтобы рассказать о своем потрясающем финале на 100 м баттерфляем с Майклом Фелпсом. Многих в редакции перепахала запись в блоге Коротышкина, где он описывал, как рвал жилы и завоевал «серебро» Олимпиады.
А еще мы узнали, что его итальянский тренер Андреа Ди Нино, на чьей душе вытатуирована эмблема «Ромы», однажды потащил Жеку на футбол. Тогда «Интер» в Милане бился с «Ромой». «Если наши победят, будешь ходить со мной на каждый матч!» – приказал Андреа.
Евгений всю встречу сидел в толпе оголтелых тиффози и держал пальцы крестиком, лишь бы «Рома» не выиграла. В итоге – ничья. «Ты нефартовый», – через губу сказал Ди Нино. Мы решили повторить опыт и клещами вцепились в олимпийца Коротышкина, чтобы он посмотрел российский футбол. В общем, мы пошли на матч «Локомотив» – «Динамо».
«В ФУТБОЛЕ Я – КАК НЕЗНАЙКА ИЗ СОЛНЕЧНОГО ГОРОДА»
«Выход из маленькой комнатки в огромную чашу олимпийского бассейна. Трибуны ревут, комментатор объявляет мое имя и фамилию! Мелькнула мысль: не успею вовремя раздеться. Я плыл в финале по восьмой дорожке и вышел последним. Но тут же успокоил себя дурацким сравнением, что гвоздь программы всегда появляется в конце. Одежда слетела, как с профессионального стриптизера».
Коротышкин подъезжает на Audi A7 – подарок за олимпийскую медаль. Жека в расписной форме Bosco, но поначалу пловца никто не узнает.
– Я однажды был в Черкизове, – припоминает Евгений. – Когда учился в седьмом классе, еще до школы олимпийского резерва, друзья позвали на матч «Спартака»…
При входе на стадион суровый солдатик не хочет пускать Коротышкина, хотя тот предъявляет сезонку и билет в ложу прессы: «Ничего не знаю. Олимпиаду не смотрел. Где редакционное удостоверение?».
Еле отбиваемся.
А вот и первые поклонники. Мужчина в очках машет руками, будто плывет саженками, и тычет пальцем: «Он?». Подходит фотографироваться вместе с другом в зеленой кепке и шарфе «Локомотива».
– Но я за «Динамо» решил болеть, – сообщает мне по секрету Евгений. – Все-таки не чужое спортобщество.
– Хоккеисты играют в футбол перед матчами, чтобы размяться. А у пловцов это принято?
– Нет. Вид спорта такой, что у нас мягкие голеностопы. Легко сломать. Профессиональным пловцам запрещены футбол, баскетбол, контактные игры. Да и на коньках я катаюсь, как корова на льду. Друзья всегда смеются… А вот этот момент мне нравится! – восклицает Коротышкин.
Начинают представлять «Локомотив». Задорно рубит «Металлика», ревут фанаты. Потом на газон выходят команды, народ успокаивается, играет гимн. Неспешно начинается матч. Футболисты перекатывают мяч по полю. Убаюкивающее зрелище. Ситуацию не спасает даже быстрый гол Кокорина, который на 12‑й минуте убегает один на один.
– Тяжело, наверное, парню в школе пришлось. Помню, как мою фамилию учительница выговаривала, – рассказывает Женя. – «Ко-ко-ко…» Кудахтала полминуты, пока весь класс под парты не сполз. Ей говорят: «Это как в книге Носова о коротышках». Если честно, я в футболе разбираюсь – как тот Незнайка из Солнечного города.
«НАВЕРНОЕ, ЭТО ХУДШЕЕ ВРЕМЯ В ТВОЕЙ ЖИЗНИ!»
«Первый цикл, второй, третий – чувствую, недостаточно усилий. На эмоциях хочется рвать воду! Но разум останавливает: есть риск, что силы закончатся на 85 метрах. Кидаю руки снова и снова. Думаю, все уже уплыли далеко-далеко и мне не видать призового места как своих ушей. Но продолжаю твердить себе, что рано, рано еще поджигать фитиль».
Забивает Майкон.
– А почему трибуна кричит «Русские, вперед»? – удивляется Коротышкин.
Я рассказываю, как «Анжи» неудачно арендовал Черкизово на еврокубки.
– Слышал, однажды в кого-то на поле кинули банан, – вспоминает Евгений.
– В Роберто Карлоса. Он – как Косуке Китаджима в плавании, такой же крутой.
– Ну о Карлосе я слышал.
…Через полчаса спрашиваю: «Ну как?».
– Ничего не могу с собой поделать. Они же пешком по полю ходят. Мне скучно! – разводит руками Коротышкин и лезет в телефон. – Сейчас я тренера удивлю.
Снимает себя на фоне южной трибуны, пляшущей волнами и подгоняющей свою команду: «Локо», вперед!».
Отправляет видео куда-то в Сицилию, где отдыхает Ди Нино. И вскоре айфон разрывается темпераментными сообщениями: «Что за игра? Ах-ха-ха… Ты же не любишь футбол!», «Наверное, это худшее время в твоей жизни!», «Локо» – «Динамо»? Блин, да это дерби! Счастливчик!», «А вот меня ты никогда на игру не приглашал!»
– Для тренера мой поход на футбол стал громадной сенсацией, – смеется Коротышкин.
«ПОКА ВАЛЬС, А НЕ «МЕТАЛЛИКА»
«Часто мозг представляется командным центром, а тело просто машиной для решения поставленных задач. И вот мы вдвоем с телом подплываем к бортику, делаем резкий разворот через левую сторону. Быстро кидаю взгляд: дела очень даже неплохи. Я проигрываю лидеру какие-то две-три десятые секунды! Тут Женек, который во мне сидел, закричал во все горло: «А теперь топи на всю!» И я начал жечь покрышки».
– Ну как?
– Очень-очень скучно. Может, я такой неправильный? Пять минут смотрю на поле – ничего не происходит. Один на газоне лежит, другой мимо ворот мажет. В чем драйв?
…Тут мяч летит прямо в нас. Вот она, кара футбольного бога. Я радуюсь: «Сувенир!».
– Нет, – говорят, – мяч надо вернуть на поле.
Я, хоккейный обозреватель, удивляюсь: «Как же так? Ведь шайбы не нужно обратно на лед бросать». Мне объясняют, что мяч стоит 100 долларов за штуку и по ходу игры он улетает на трибуну раз двадцать. Это какой расход для хозяев!
2000 долларов – много, конечно. Но представляю маленького мальчика, впервые попавшего на футбол. Он поймал мячик, а стюард отобрал. Где справедливость?
– Однажды со мной случай приключился, – припоминает Коротышкин. – После заплыва я решил бросить зрителям свои очки и шапочку. Попал телеоператору в лицо. Так неудобно было… Но ничего не отобрал. Сувенир!
В перерыве Коротышкина наконец узнают все. Начинается автограф-сессия. Подходят и жмут руку пловцы со стажем, которые переквалифицировались в футбольных репортеров. Болельщики поздравляют с медалью и говорят, что видели тот заплыв против Фелпса. Берут интервью журналисты…
– Парень что, устал? – удивляется Коротышкин, когда после первого тайма «Локо» меняет Романа Павлюченко. Игра взрывается, за девять минут команды забивают три гола. Динамовские фаны скачут в своем секторе, южная трибуна хватается за голову: «Что ты делаешь с нашей командой, Билич?!»
– Дюрицу, Дюрицу выпускай! – фальцетом молит фанат.
– Лапочкин – тридварас! – объявляет другой, когда арбитр принимает непопулярное решение.
– Я представляю, как Майкл Фелпс на Олимпиаде в Пекине обгоняет Милорада Чавича на одну сотую, и вся сербская трибуна скандирует: «Судья – редиска!» – хмыкает Коротышкин.
– И почему в плавании нет таких страстей?
– Понимаешь, что ты – везунчик? Уже пять голов в матче увидел! А ведь часто бывает, что игра заканчивается 0:0. Вот где челюсть вывихнуть можно!
– Ну не выкладываются они. И мне скучно. Что могу с собой поделать? – восклицает Женя.
– Смотрел фильм «Клик» с Адамом Сэндлером? Представь, что у тебя появился такой же волшебный пульт, меняющий в жизни все, как в телевизоре. Какие бы три вещи изменил?
– Хм… Во-первых, включил бы двойную перемотку. Очень низкий темп игры. Ну нельзя пешком по полю ходить! Во-вторых, врубил бы музыку. Пусть весь матч играет «Металлика» или «Раммштайн». Хоть как-то зрители развлекутся. А если без перемотки, то похоже, что футболисты танцуют под венский вальс. Ну и добавил бы зрителей на трибунах. Стадион ведь и на треть не заполнен! В нашей стране так много говорят и пишут о футболе, что я думал, на дерби соберется аншлаг.
«У НИХ ПРОСТО НЕТ МОТИВАЦИИ»
«Когда осталось 15 метров до финиша, просто закрыл глаза, опустил голову, задержал дыхание – и выбросил мысли об усталости. Организм осознал, что ему больше не дадут дышать, и отдал вообще все ресурсы. Лишь бы поскорее это закончилось! Гребок, еще гребок, резкое внезапное касание. Боль!
Поднял голову и увидел горящую лампочку на стартовой тумбе. Значит, я в тройке призеров! Тот парень внутри меня заверещал, а потом заплакал от счастья».
– Но «Динамо» ты принес удачу.
– Да это просто теория вероятности. Нельзя проигрывать всем подряд. Должно было прорвать. Это как со мной. Я попал в финал с восьмым результатом. Далеко не все складывалось в карьере. Но мне удалось выстрелить в нужный момент.
Не считаю себя великим спортсменом. И не собираюсь критиковать футболистов. Они выступают на своем уровне. Что могут, то показывают. Ну не стремятся ребята к чему-то большему – это их проблемы. А спрашивать нужно с хозяев клубов, которые предлагают им сумасшедшие контракты. Какие, кстати?
– Получать меньше 100 тысяч евро в месяц в столичном клубе – моветон.
– Вот видишь. При таких деньгах просто не к чему стремиться. Жизнь удалась. На Олимпиаде мы плавали в бассейне с ледяной водой. А тут ты словно в джакузи сидишь: расслаблен, пальцем пошевелить не хочется.
– А сколько получают в плавании?
– Спортсмен уровня сборной – 100 тысяч в месяц. Но не евро, а рублей. Тут же сильный стимул. Когда ты только начинаешь хорошо плавать, садишься на зарплату 25 тысяч рублей. И несколько лет пашешь, стараясь что-то доказать. Сломался – ищешь работу на 50 тысяч, уже не как пловец. Выдержал – попал в сборную. Но и там сможешь нормально жить, если только будешь побеждать и получать призовые.
Мой взгляд дилетанта – так и в футболе нужно сделать. Выстроить подобную систему мотивации. Но кто же их с евро на рубли переведет?
«РАБОТА БЕЗ КАЙФА»
«Люди рассказывали, что я совершил непонятный танец на бортике. Журналисты, поздравления, допинг-контроль, приятные хлопоты. Эйфория не проходила всю ночь. Думал: а ведь не зря пахал все эти годы. Лежал до восьми утра с очумевшими глазами. А потом встал и пошел на завтрак с дурацкой улыбкой на лице. Так я стал серебряным призером Олимпиады».
После матча идем к VIP-выходу. На парковке – роскошные машины. Женя обращает внимание на «Феррари» с французскими номерами:
– Дорогая штучка. Полмиллиона евро, не меньше. На ней тоже футболисты ездят?
– Ты в Италии не брал на прокат?
– Не-а. Дорогое удовольствие – 1000 евро в день.
Из любопытства заглядываем в микст-зону. В ней Коротышкин обычно появляется в одних плавках сразу после финиша. Дышит тяжело, но всегда дает интервью. А тут…
Игроки «Локомотива» дружно выходят через VIP. Мимо журналистов. Однако есть ведь динамовцы, они победили…
«Извините, без комментариев», – с улыбочками шагают Антон Шунин, Владимир Гранат и другие.
– Кажется, футболисты от своей работы не получают кайф, – заключает Евгений. – Выиграли, проиграли – без разницы. Отбыли время ради зарплаты, и все.
– Может, им тренироваться больше?
– Я не знаю, сколько они пашут. Скажу о себе. Когда готовлюсь к соревнованиям, проплываю по 10–11 км в день. Это две тренировки. В неделю получается 10 занятий, то есть 100 км. Но бывают моменты, когда выходишь из-под нагрузки и отрабатываешь 26 км в неделю. Такое впечатление, футболисты тоже разгружались. Если с плаванием сравнить, выкладка – как на Кубке Москвы.
– Тебе хоть что-то на футболе понравилось?
– Болельщики тут искренние. Как бы паршиво ни играла твоя команда, они всегда ее поддерживают. Вон как трибуна «Локомотива» прыгала и отрывалась весь матч. Вообще мне показалось, фанаты выложились лучше, чем футболисты, вышедшие на поле в розовых и желтых бутсах, как в домашних тапочках.
…Пока идем к парковке, Коротышкина останавливают еще несколько раз. Жмут руку, поздравляют с медалью. Хотя Женя добавляет, что Ди Нино только что прислал ему сообщение, в котором попросил обратиться в Олимпийский комитет. Подтвердилась информация, о которой Коротышкин рассказывал на прямой линии «Советского спорта». Организаторы и вправду дали ему не оригинал серебра, а только дубликат (В финальном заплыве он показал один результат с южноафриканцем Чедом Ле Клосом, а оригинальная серебряная медаль была приготовлена одна. – Прим. ред.)
– Случись такое в футболе, был бы дикий скандал.
– А я вот не знаю, менять ли медаль. Все-таки ее вручили на пьедестале. И мне без разницы, из какого она сплава.
Серая цепь полицейских с хмурыми лицами не пропускает к машинам, приходится идти до самого метро.
– Хоть что-то напишешь в блог об этом матче?
– Извини, не могу. Ничего не зацепило. Я так и не нашел в себе то желание, с которым люди идут на стадион. Хотя, повторю, против российского футбола ничего не имею.