Анастасия Зуева: Олимпиады я… боюсь!
«НАСТЯ, ЧТО ТЫ НЕ РАССКАЗАЛА?!»
Все понимают, что Россия не соберет в плавании столько же золота, как США или Австралия. Но хотя бы одно первое место – это уже прорыв. Ведь россияне не выигрывали золотой медали на Олимпиаде с 1996 года, со времен Александра Попова и Дениса Панкратова.
Большая надежда на Анастасию Зуеву в плавании на спине, только у нее такой высокий рейтинг в мире. Но самое глупое сейчас – бить в барабаны и кричать: «Вперед, Настя, даешь золото!». Такое давление может запросто сломать спортсменку.
Да и сама Зуева его всячески избегает: например, отказалась сниматься на обложку журнала «Плавание».
Нужно понимать, что чувствует пловец перед стартом. Вот как об Атланте рассказывал Панкратов: «Перед финалом начался дикий мандраж. Я горел, сжигая себя изнутри и теряя силы. Когда пришел на разминку и прыгнул в воду, то возникло чувство, будто я весь день грузил мешки с цементом. К старту не готов... Под трибуну ко мне спустилась огромная делегация чиновников с Tединственной фразой: «Попов выиграл – теперь, Денис, твоя очередь». Но когда посмотрели на меня, их веселое настроение улетучилось. Они обложили меня трехэтажным матом, и я остался один…»
Так что спасибо Анастасии, что она согласилась на разговор. Хотя даже тогда прибегала ее личный тренер Козлова и пыталась утащить ученицу от диктофона любыми способами: «Что ты еще не рассказала, Настя?!».
Но никакого давления, Наталья Андреевна. Вы с Зуевой сами разберитесь, что делать в Лондоне. А мы будем за вас болеть.
«У ЯПОНЦЕВ – САМУРАЙСКИЙ ПОДХОД»
– В отличие от Пекина, сейчас есть страх перед Олимпиадой, – призналась Зуева. – Тот турнир получился неожиданным. Мне было 18 лет, я ни на что не рассчитывала. Проплыла на чемпионате России, попала на чемпионат мира, потом на Европу. И отобралась в Китай. Все шло по накатанной, я даже не думала об Олимпиаде. Приехала туда со спокойной головой. Установила рекорд турнира в предварительном заплыве. И… заняла пятое место. До бронзы не хватило 0,06 секунды. Я просто не понимала, что могу бороться за медаль.
А сейчас есть мысль: да, я могу. Все-таки уже была в призерах чемпионата мира. Очень расстроюсь, если на Олимпиаде что-то не получится.
Понимаю, что для золота на сотне нужно показать время в районе 58,7. Хотя в прошлом году в Шанхае никто не выплыл из 59 секунд. Но в Лондоне все будет гораздо круче.
– А двести метров?
– Где-то 2.04. Чемпионат мира в Шанхае выиграла Франклин (2.05,10), но и этот высокий результат наверняка побьют.
Легче дается сотня, конечно. А на 200 м нужен сильный настрой. Часто его не бывает, особенно на короткой воде. Кажется, что будет очень тяжело, больно. Начинаю себя жалеть. Но это проблема многих спортсменов, когда нужно проплыть через не могу.
Тогда, в Шанхае, я даже в полуфинал на 200 м не попала. Не справилась с эмоциями после победы на полтиннике. Но сейчас свыклась с мыслью, что могу плыть двухсотметровку. Понимаю, что на Олимпиаде не так много дистанций, где реально зацепиться за медаль. И этот шанс нельзя упускать.
– Вы удивились, когда появилась такая Мисси Франклин, которая в Лондоне выступит на семи дистанциях?
– О ней узнали на чемпионате мира по короткой воде в Дубае. 15‑летняя спортсменка, плывущая все подряд: 100 и 200 м на спине, кроль, комплекс, эстафеты. Позже Франклин взяла бронзу на полтиннике в Шанхае, золото на двухсотметровке. Начала бить рекорды, ее стали называть Фелпсом в юбке.
Маленькая, психологически свободная девочка, которая ловит кураж. Работает, как говорят, без головы. Плыть двести? Да ради бога! Еще четыреста? Ой, клево! Франклин живет и тренируется в среднегорье Колорадо, и это еще один ее козырь.
– А что скажете об азиатках?
– Китаянка Чжао Цзинь, которая взяла золото на сотне в Шанхае, вообще не отобралась на Олимпиаду. Значит, нашелся кто-то сильнее. Плохо, что в сборной России нет такой конкуренции за место. Последние два года у нас та же сформировавшаяся команда. Никто из юниоров не врывается в состав.
Или вот чемпионат Японии. Девушка показала 2.08 на двухсотметровке, но ее не берут на Олимпиаду. Там нормативы гораздо выше, чем у международной федерации ФИНА. Айя Теракава отобралась на 100 м, а на 200 м решили не ставить никого.
– Самурайский подход.
– Японцы сознательно везут на Олимпиаду только тех, кто претендует на медаль. Видимо, там считают, что вложение денег в спортсмена должно быть оправданно.
«ЛУЧШЕ КОЗЛОВОЙ МЕНЯ НИКТО НЕ ЗНАЕТ»
– Вас звали тренироваться в США?
– Я знаю, что туда очень легко попасть. Даже легче, чем в группу в России. Направь сейчас ту же Теракаву к нам в Пензу – мой тренер скажет: «Ну зачем я буду натаскивать соперницу своей же ученице?».
У нас ведь как? Пловец провалил сезон – тренер остался без зарплаты. Но наставники в Америке работают на себя. Они раскручивают свое имя, работая с сильнейшими, взвинчивают конкуренцию в группе. Их зарплата от результатов спортсмена не упадет.
После Лондона я бы хотела попробовать себя за границей. Многие туда уезжают. Это интересно, обмен опытом.
– Бросите Наталью Козлову?
– Почему? Лучше этого тренера меня никто не знает. Если ехать куда-то, то вместе. Или одной, но обговаривать с Козловой. Будем постоянно созваниваться в крайнем случае.
Думаю, я не выдержала бы в Америке – в группе Франклин или Лохте. Там очень высокий ритм тренировок. Может, только на месяц… Скорее поплавала бы в Европе.
– Что вам рассказывает Юля Ефимова, которая улетела в Лос-Анджелес в группу к Дэвиду Сало?
– Там очень весело. У нас как принято? Вот тебе тренировка, ты должна ее исполнить. Даже если что-то болит, нужно доработать. Мы с детства к этому приучены.
В Америке тебя никто не заставляет. Тренер составляет план, но каждый спортсмен платит за тренировку и знает, что ему нужно. Если сегодня не можешь – перебирайся на соседнюю дорожку и плавай свое.
Юлька рассказывала, что у них много необычных упражнений: с большими мячами в воде, например. Развиваются не только мышцы, нужные для плавания, но и многие другие. Тренировка проходит в духе «Веселых стартов».
– А возможно, чтобы в России у топ-пловца была своя команда, как у Фелпса?
– С трудом представляю. Вот на «Семь холмов» в Риме мы прилетели без массажиста и врача, хотя это один из ключевых стартов перед Олимпиадой. Массажист ведь помогает восстанавливать силы, а это влияет на результат.
А с японцами в Рим приехало человек десять персонала, не считая тренеров. К Теракаве даже приставлена специальная женщина, которая ходит с ней в раздевалку и помогает надеть купальник. Целая сумка гидрокостюмов, и она их выдает по одному.
Думаю, такой разный подход потому, что плавание в России не раскручено.
«СЕРЕГА – ЭТО МОЗГ!»
– Вы едете в Лондон вместе со своим любимым – Сергеем Фесиковым. Ваше выступление зависит друг от друга?
– На отборочном чемпионате России я больше волновалась не за себя, а за Серегу. Он и Наталья Андреевна сильнее верят в меня, чем я сама. Иногда бывает такое, что Сергей до старта предугадывает мой результат с точностью до сотых! Я отмахиваюсь, но когда приплываю и смотрю на табло, то глазам своим не верю. А Фесиков смеется: «Я же тебе говорил…»
Одно слово – мозг. У Сереги вообще есть склонность к аналитике.
– Жаль, что в программу Лондона не ввели смешанные эстафеты. Вы бы с Фесиковым всем задали жару!
– Да, было бы интересно. На Кубке Сальникова мы пробовали так выступать, но в разных командах. Победила моя, конечно, – смеется Зуева.
– Что для вас самое страшное в жизни?
– Одиночество. Ужасно, когда остаешься без родных и близких.
– Поэтому трудно жить на сборах?
– Там есть друзья. У нас сплоченная команда, мы хорошо общаемся. И время проходит быстрее, если мы не видимся три-четыре месяца с Серегой. Он ведь тренируется в Европе – в группе итальянца Андреа Ди Нино.
– Наталья Козлова мне сказала: «Сейчас Зуева заканчивает учебу в физкультурном институте Пензы. Собирается за вторым образованием. Я не знаю, каким. Но уверена, что из Насти получится отличная мама!». Вы к этому готовы?
– Есть девчонки, которые рожают, а потом возвращаются в спорт. Я так не хочу. Если появился малыш, то надо полностью отдаться семье, а не уезжать на многомесячные сборы. Неправильно сваливать ребенка на родителей или родственников. Чтобы не винить никого, когда сыну или дочери будет 10 лет, что их недовоспитала.
– Еще Козлова рассказывала, что на вас накатывает в трудные минуты: «Все, завершаю карьеру после Лондона!».
– Посмотрим, как пройдет Олимпиада. Есть проблемы со спиной, болячки. Хочется взять тайм-аут на полгода, чтобы просто полечиться, а потом вернуться…
В 2008 году после Олимпиады мы сразу же начали новый четырехлетний цикл, поехали на этапы Кубка мира. Я считаю, это было ошибкой. Накапливаются проблемы со здоровьем, которые могут вылиться во что-то серьезное. Если идти к новым медалям, то полностью готовой. Это похоже на «Формулу-1». Надо вовремя уйти на пит-стоп, поменять колеса, залить бензин и вернуться на трассу.
«ЕСЛИ ОСТУПИЛСЯ, ТЕБЯ ВСЕ РУГАЮТ»
– Как бороться с давлением, когда все в России ждут медаль от Зуевой? Желательно золотую.
– Это тяжело. Но я пытаюсь не реагировать. У всех ведь могут быть ошибки. Вообще спортсмены хороши, когда они на высоте. И все тебя будут осуждать, если ты оступился.
У нас постоянно ругают футболистов. Но попробуйте сами встать в ворота, забить гол, победить Грецию. Или даже взять старт в бассейне. Говорят же: «Да что там, какие-то сто метров на спине! Всего минуту покупаться!». А сколько за этим стоит работы, знают только спортсмены.
– То есть вы на стороне футболистов? У пловцов модно их осуждать: «За нашу зарплату Аршавин даже не стал бы завязывать шнурки».
– Я не осуждаю. Просто у нас очень раскручены футбол и хоккей. Хоккеисты – молодцы, к ним вообще никаких претензий. Футболисты тоже стараются. Но я знаю людей в России, у которых гораздо больше заслуг. Обидно, что их не оценивают так, как у нас превозносят футбол.
Я вижу, как в Италии относятся к Федерике Пеллегрини или Филиппо Маньини. Это реально – звезды, которые популярнее многих футболистов. Хочется, чтобы и в России так относились к плаванию. Но пока этого нет.
…Уже после интервью я снова встретил Наталью Козлову. Тренер стояла с грозным видом, как Касильяс в воротах Испании. «Ох и задергают вас с интервью перед Олимпиадой!» – вздохнул я.
– Никого к Насте не пущу! – решительно сказала Козлова. – Пусть даже не просят!
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Анастасия ЗУЕВА
Лидер сборной России по плаванию
Родилась 8 мая 1990 года в Воскресенске.
Рост 183 см. Вес 70 кг.
Чемпионат мира-2009 в Риме: 100 и 200 м спина – серебро.
Чемпионат мира-2011 в Шанхае: 50 м спина – золото, 100 м спина – серебро.
Чемпионат Европы-2008 в Эйндховене: 50 и 100 м спина – золото, 200 м спина и 4х100 м комбинированная эстафета – серебро.
Чемпионат Европы-2011 в Щецине (короткая вода): 50 м спина – золото, 100 м спина и 4х50 м комбинированная эстафета – серебро.
Олимпиада-2008 в Пекине: 200 м на спине – 4‑е место (0,75 сек. до бронзы), 100 м на спине – 5‑е место (0,06 сек. до бронзы).
Личный тренер – Наталья Козлова.
Главная дуэль Лондона: Фелпс против Лохте!
Данила Изотов: Я отобрался на пять дистанций, но в команду не берут моего отца