Итальянский тренер Андреа Ди Нино: Я верю в шанс Коротышкина
Плавание
Впервые в истории нашего плавания в штаб сборной России на Олимпиаде войдет иностранный тренер – Андреа Ди Нино. Корреспондент «Советского спорта» встретился с итальянцем и поговорил о его учениках Евгении Коротышкине и Сергее Фесикове, а также о том, что лучше не злить Майкла Фелпса перед стартом.
Вообще-то Ди Нино уже работал в штабе сборной России во время чемпионата Европы на короткой воде (25‑метровый бассейн), который в декабре 2011 года проходил в польском Щецине. И тогда итальянец представлялся: «Здравствуйте, меня зовут Андрей Себастьянович Денинов».
Теперь же Андреа со своими учениками едет на Олимпиаду. И это еще одна интрига – мы видели работу иностранных тренеров в нашем футболе, хоккее, волейболе, баскетболе… В плавании – пока нет.
«ФЕСИКОВ – КАК ИНОСТРАНЕЦ»
– Андреа, трудно ли работать с русскими?
– Совсем нет. Первым моим пловцом из России был Роман Слуднов, с которым мы начали заниматься с марта 2008 года. Потом уже подтянулись Евгений Коротышкин, Сергей Фесиков, Виталий Мельников. Конечно, у них разное прошлое и будущее, задатки и талант. Но мне интересно работать с людьми из других стран.
– Впервые в истории в штаб сборной на Олимпиаде будет входить иностранец…
– Для меня это большой подарок. Я горжусь тем, что могу принести пользу такой сильной стране, как Россия.
– У вас не возникнет конфликта интересов с Италией?
– Нет, потому что я не работаю с итальянскими пловцами и не имею трудовых отношений с федерацией Италии. Я еду в Лондон, чтобы работать с Коротышкиным и Фесиковым. Еще на Олимпиаду пробился наш Джейсон Данфорд, представляющий Кению. Но его будет опекать мой помощник. Так что не вижу проблем.
– Можете сравнить менталитет российских пловцов и иностранцев – из Италии, США?
– У вас много генетически талантливых атлетов. У них отличное будущее. Чтобы говорить за всех, нужно работать в России. Я сужу только по своим ученикам. Тот же Фесиков (23 года), в отличие от Романа Слуднова (32), – это другое поколение, уже не СССР.
Это более открытые ребята, которые мало чем отличаются от итальянцев или американцев. Сергей отлично говорит по-английски, смотрит фильмы на английском… То же самое могу сказать об Аркадии Вятчанине, Юлии Ефимовой, Андрее Гречине, которые уехали работать за рубеж. Глобализация пришла и в плавание.
«ВЕРЮ В ПОБЕДУ КОРОТЫШКИНА»
– Вы можете представить, что Евгений Коротышкин победит Майкла Фелпса в Лондоне на 100 м баттерфляем? Или это будет «Чудо в воде» – как победа сборной США в хоккее над СССР на Олимпиаде-1980?
– В плавании это чудом не назову. Нужна оптимальная форма. Ты должен быть лучшим в конкретный день.
Нельзя сравнивать с командными видами спорта. Например, с футболом или баскетболом – помните, как в мае «Олимпиакос» победил ЦСКА в финале Евролиги, отыграв 19 очков в последней четверти? Тоже ведь фантастика. Хотя если бы эти команды провели 10 матчей, то ЦСКА победил бы во всех десяти.
Я убежден, что, если ты попал в финал Олимпиады и способен плыть на медаль (то есть по потенциалу входишь в тройку лучших пловцов), то можешь зацепиться за золото. Борьба за него пойдет на последних 15 метрах. И здесь важно не сплоховать.
Коротышкину должен помочь опыт, ему 29 лет. В последние годы он показывал хорошее время. Выигрывал чемпионат Европы, был рекордсменом мира на короткой воде. Евгений собирается завершить карьеру после Лондона. Это последняя гонка на Олимпиаде в жизни. И нужно поймать шанс. Тут ведь и удача важна – все может решить одно касание.
Но для начала надо попасть в финал. Коротышкину это не удалось в Пекине. На Олимпиаде ты должен проплыть здорово три гонки, а не одну – в отборе, в полуфинале и в финале.
Когда уже попал в ТОП-8, не стоит накручивать себя. Наоборот, расслабься. Повторяй: «Я хочу получить удовольствие от этого заплыва». Выходи заряженным на победу, а не с потухшими глазами. Если не веришь в себя, в бассейне делать нечего.
– В сборной США всегда уверены в себе. Этого не хватает русским пловцам.
– Еще раз: нельзя выходить на старт с настроением лузера. Конечно, у американцев есть уверенность – там высокая конкуренция. Они каждый день тренируются с сильнейшими пловцами, и в этой борьбе отбираются лучшие из лучших.
Но у русских по потенциалу много медалистов Олимпиады. Зуева, Ефимова, Изотов, Гречин, Лобинцев, кролевые эстафеты… О своих ребятах вообще не говорю. Будь у вас сильный брасс, вы бы и в комбинированной эстафете боролись за медаль. У сборной России хорошее будущее.
«ЗРЯ ЧАВИЧ РАЗОЗЛИЛ ФЕЛПСА»
– Фесиков может выиграть в Лондоне?
– У него есть все для этого. Но к золоту Олимпиады нужно идти шаг за шагом. В том году Сергей впервые выиграл чемпионат Европы. В этом мы фокусируемся на «полтиннике» кролем. Если Фесиков попадет в финал, это будет большим успехом. Там можно побороться за медали.
Но я никогда не любил спортсменов, которые выстреливали, а потом навсегда уходили в тень. Настоящий чемпион – Александр Попов, который был лучшим долгие годы. Важна стабильность. И у нас еще есть время, чтобы ее достичь. Посмотрите – американец Райан Лохте стал одним из лучших пловцов мира, выйдя из тени Фелпса, где-то в 26 лет.
– Как вы собираетесь работать с российскими тренерами? Они не спешат делиться секретами, неохотно идут на сотрудничество…
– Не хочу никого осуждать. У каждого тренера свой стиль. Но это не мой путь. Я готов делиться своими идеями с коллегами. Сказал об этом президенту федерации Владимиру Сальникову, главному тренеру Андрею Воронцову, который знает мою работу в клубе. У меня ни от кого нет секретов.
Если мне скажут: «Андреа, ты должен взять Коротышкина или Фесикова и приехать на месяц в Россию, чтобы поработать с другими тренерами», – без проблем! Нюанс в том, что немногие русские тренеры хорошо говорят по-английски. Но всегда можно найти переводчика. Мы для этого и основали наш проект «ADN Swim Project» – чтобы работать с иностранными пловцами и делиться идеями.
– Сейчас идет Евро. После тренировок вы смотрите футбол с учениками?
– Я не очень болею за сборную Италии. Но жуткий фанат «Ромы»! А вот Евгений Коротышкин не слишком разбирается в других видах спорта, – смеется Андреа. – Говорю с ним о баскетболе – он ничего не знает. Футбол – то же самое. Сергей Фесиков получше в этом вопросе.
– Помню, ваш ученик Милорад Чавич перед эпической битвой с Майклом Фелпсом на чемпионате мира-2009 в Риме – 100 м баттерфляем – потряс полотенцем с эмблемой «Ромы». Публика взревела от восторга!
– Конечно, это была моя идея, – смеется Ди Нино. – Я знал, что на стадионе полно фанатов «Ромы». Так мы заручились поддержкой зрителей. Сербов-то на трибунах почти не было. Иначе все бы болели за Майкла Фелпса. Он ведь фаворит, мировая величина. Как Лео Месси в футболе.
– Но тогда снова победил Фелпс. Он был дико зол на Чавича, который пообещал перед заплывом: «Я обязательно побью этого парня». Дурацкий поступок…
– Полностью с вами согласен. Милорад поднял мотивацию Фелпса на запредельную высоту. Очень большая ошибка, которую не следует допускать в спорте.
Сербы или русские не читают, что о них пишут в газетах перед заплывом. А вот американцы зависимы от прессы, ведь плавание популярно в США. Слова Чавича не могли пройти мимо Фелпса. И на старт он выскочил, как разъяренный монстр. Не будь этого, думаю, гонка сложилась бы иначе. Мораль – не нужно провоцировать соперника…
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Андреа Ди НИНО
Родился 10 октября
1972 года в Риме.
Главный тренер и технический директор клуба
«ADN Swim Project».
Во время Олимпиады-2004 входил в штаб сборной Тринидада и Тобаго.
2003–2005 гг. – работа в США («Coral Spring Swim Club», Флорида).
Ученики с 2005 года:
Милорад Чавич,
Мирослава Наждановски (оба – Сербия), Евгений Коротышкин, Сергей Фесиков, Виталий Мельников, Роман Слуднов, Дмитрий Коморников (все – Россия), Джейсон Данфорд (Кения), Триин Альянд (Эстония), Петер Манкоч (Словения), Фабиола Молина, Фернандо Шерер, Габриель Мангабейра (все – Бразилия), Рэндалл Бэл (США).
Знает итальянский, английский, французский, греческий языки.