Grazie*, синьор Андреа! Итальянский тренер готовит рекордсменов мира для России
СОБЫТИЕ ДНЯ. ПЛАВАНИЕ
ТОЛЬКО У НАС
Два года назад после неудачи на Олимпиаде в Пекине лучший российский специалист баттерфляя Евгений Коротышкин едва не закончил карьеру. Но передумал, уехал в Италию к местному специалисту Андреа ди Нино. Итог: Евгений всего за полтора года стал рекордсменом и чемпионом мира и Европы на короткой воде. В январе к ди Нино отправился еще один звездный ветеран российского плавания – экс-рекордсмен мира на 200 м брассом Дмитрий Коморников. В интервью «Советскому спорту» Андреа ди Нино, глава клуба «ADN Swim Project», рассказал, почему для него не существует «отработанного материала» и чем Италия лучше России.
РАВНЕНИЕ НА АМЕРИКУ
В юношеские по тренерским меркам 37 лет Андреа ди Нино успел создать первый в Европе профессиональный плавательный клуб и воспитать единственного в мире конкурента человеку-амфибии Майклу Фелпсу – серба Милорада Кавича. А еще итальянец поработал сразу с тремя мировыми рекордсменами из России.
– Первым русским в моей команде был не Коротышкин, а экс-рекордсмен мира в плавании брассом Роман Слуднов, – начинает разговор ди Нино. – Роман стал вообще первым пловцом из России, уехавшим тренироваться в Западную Европу. В Италии он оказался после очень неудачного для себя 2007 года. Для меня это был вызов: с одной стороны, Роман – легенда мирового плавания, экс-рекордсмен мира. С другой – позади у него провальный сезон. В 2008 году на Олимпийских играх в Пекине Слуднов занял шестое место (и первое среди российских пловцов). Считаю, это был успех.
– Почему сотрудничество прекратилось и Слуднов уехал в США?
– Роман обратился за грин-картой. К тому же Слуднов заканчивал американский университет. Я поддержал его решение уехать. Грин-карта, в отличие от плавания, на всю жизнь.
– Как вам в голову пришла идея создать собственный плавательный клуб?
– С 2003 по 2005 год я работал в Америке в таком же клубе, как тот, который сам основал в Италии. В европейском плавании до этих пор было принято работать в сборных, а не в профессиональных клубах. Но ведь лучшим место среди лучших! Если ты силен, у тебя все должно быть по высшему разряду: тренеры, массажисты, диетологи и спарринг-партнеры. Посмотрите на звезд из других видов спорта, все они готовятся в самостоятельных небольших группах. Сборные по 15 человек им не нужны.
– Как строится работа в вашем клубе?
– В моей команде работают от шести до восьми спортсменов. Если будет больше, я не смогу уделять внимание каждому. Помимо меня, есть еще четыре тренера. Один из них, Франческо Куццолин, был тренером сборной России по баскетболу на Олимпиаде в Пекине, затем работал в ЦСКА вместе с Этторе Мессиной. Во всем, что касается массажа, физиотерапии, восстановления, мы получаем полную поддержку от баскетбольного клуба «Казерта», который входит в тройку лучших в Италии.
«КОРОТЫШКИНА НАШЕЛ КАВИЧ»
– Как вам в группу попал Евгений Коротышкин?
– Честно говоря, Евгения нашел не я, а Милорад Кавич. В декабре 2008 года на Кубке Сальникова в Санкт-Петербурге ребята разговорились, и Милорад предложил: «Евгений, а что, давай тренироваться с нами!» Вначале было очень сложно. Женя не мог произнести ни слова по-английски, не говоря уже об итальянском. Я прекрасно понимаю, каково оказаться в незнакомой стране: сам в свое время в США тоже с трудом выучил язык. Около месяца Коротышкин жил в моей квартире. Постепенно стал понимать английский, клуб снял ему отдельное жилье.
– Почему после переезда в Италию результаты Коротышкина так выросли?
– Для каждого пловца в моем клубе составляется индивидуальная программа. Сначала мы подробно изучаем технику и выявляем конкретные моменты, в которых можно прибавить. Например, хотя Коротышкин с Кавичем и плавают одним стилем, это совершенно разные спортсмены. Коротышкин плывет на другой волне, у него другая техника. Моя цель – дать спортсмену то, что подходит именно ему, а не сделать похожим на какой-то эталон. К тому же не хочу преуменьшать заслуг российских специалистов. Я очень уважаю вашу школу плавания, хорошо знаю главного тренера вашей сборной Андрея Воронцова по его работе в Великобритании.
– Тогда спрошу прямо: останься Коротышкин в России, он бы добился таких успехов, стал бы рекордсменом мира?
– Думаю, нет. Мы достаточно много поменяли в подготовке. Во время тренировок Женя стал плавать меньше по километражу, но интенсивнее. Ему уже не 16 лет, чтобы наматывать столько километров, как раньше. Такие тренировки помогли Коротышкину найти новую мотивацию.
Кроме того, наше главное преимущество – совместные тренировки с такими пловцами, как Милорад Кавич, многократный чемпион Европы Петер Манкоч, финалист Игр в Пекине Джейсон Данфорд. Каждый день он соревновался с сильнейшими в мире!
– Вы согласны с Воронцовым, что после отмены плавательных костюмов результаты Коротышкина могут пойти на спад?
– Нет. В 2008 году Евгений стал чемпионом Европы в костюме без пластиковых вставок. Не думаю, что теперь у всех мощных спортсменов начнутся проблемы. Естественно, мы с Евгением поменяли методику подготовки по сравнению с прошлым сезоном. Скорректировали технику, волну, на которой он плывет. И Евгений, кстати, изменения уже оценил.
«КОМОРНИКОВ ПОТРЯСАЮЩЕ ТАЛАНТЛИВ»
– Зачем вы взяли в группу Дмитрия Коморникова, который уже два года вообще не выступал на серьезном уровне?
– Во-первых, я увидел, что у Дмитрия есть мотивация, желание попробовать что-то новое. Во-вторых, они отлично ладят с Коротышкиным. Хотя в принципе я предпочитаю тренировать спринтеров, а Коморников в группу не совсем вписывается.
– Сумеет ли Дмитрий с вашей помощью вернуться на уровень своих лучших результатов?
– Не знаю. Коморников сам должен определиться, чего он хочет. Плавания не бывает без большой работы. А Дмитрий последние два года серьезно не работал. После такого перерыва у любого, даже самого гениального пловца возникли бы проблемы. Коморников потрясающе талантлив. Но я хочу, чтобы он был честен с самим собой и ответил себе на вопрос, как долго он еще хочет плавать.
– Коморников дотянет до Олимпиады в Лондоне?
– Я не волшебник, чтобы научить человека быстро плыть за два месяца. Даже с Евгением, который не прерывал тренировок, этот процесс занял гораздо больше времени. Если Дмитрий действительно хочет выступить в Лондоне, сейчас ему нужно срочно учить английский, адаптироваться к новой жизни и работать изо всех сил.
ДОПИНГ-ТЕСТЫ – ТРИЖДЫ В МЕСЯЦ
– Все мои пловцы высокого регулярно сдают допинг-тесты, – подчеркивает ди Нино. – Для меня это принципиальный вопрос. Я хочу тренировать спортсменов, которые знают, что смогут прогрессировать без применения запрещенных препаратов. Если спортсмен в это не верит, ему со мной не по пути.
– Как часто ваши пловцы сдают допинг-тесты?
– Примерно раз в три месяца. Это стоит мне массу денег, так как все расходы оплачивает клуб. Но репутация в любом случае дороже.
– Что если спортсмен откажется проходить тестирование?
– Не хотите сдавать анализ по религиозным или каким-то иным соображениям – пожалуйста. Но в моей команде вас больше не будет. Риск, конечно, благородное дело, но не в этом вопросе.
– У вас уже бывали случаи, когда спортсмена приходилось исключать из-за положительных результатов допинг-теста?
– Нет, ни разу. Мне кажется, в плавательном мире уже все знают о тестах в нашем клубе. И если какой-то спортсмен тренируется не «чисто», он сам ни за что не попросится в мою команду.
«КТО-ТО ИЗ МОИХ ОБГОНИТ ФЕЛПСА»
– Сколько стоят тренировки в вашем клубе?
– Сумма для всех разная. Лучшим, например Коротышкину, проживание и транспорт мы предоставляем бесплатно. У команды есть спонсор – компания «Arena», которая также лично помогает Коротышкину и Кавичу. Кроме того, мы организуем коммерческие старты в Европе, чтобы пловцы могли что-то заработать. Но ежемесячные взносы за членство в клубе обязательны для всех. Правда, чем выше классом спортсмен, тем меньше он платит.
– Ваш ученик Милорад Кавич на Олимпиаде в Пекине чуть не обогнал феноменального Майкла Фелпса. Мечтаете взять реванш через два года в Лондоне?
– Я даже не уверен, что Кавич вообще будет выступать на Играх-2012. А может быть, Фелпса обгонит Коротышкин?
В ТЕМУ
ПОЛНЫЙ СОСТАВ КЛУБА «ADN SWIM PROJECT»
Милорад Кавич, Сербия, 25 лет. Серебряный призер Олимпийских игр-2008, чемпион мира и Европы, экс-рекордсмен мира в плавании баттерфляем.
Евгений Коротышкин, Россия, 26 лет. Двукратный чемпион Европы, чемпион и рекордсмен мира на короткой воде в плавании баттерфляем.
Петер Манкоч, Словения, 31 год. Участник трех Олимпийских игр, десятикратный чемпион Европы, трехкратный чемпион мира на короткой воде в плавании баттерфляем.
Дмитрий Коморников, Россия, 28 лет. Чемпион Европы, экс-рекордсмен мира в плавании брассом.
Триин Альянд, Эстония, 24 года. Участница двух Олимпийских игр, рекордсменка Эстонии в плавании свободным стилем.
Мирослава Наждановски, Сербия, 22 года. Участница двух Олимпийских игр, рекордсменка Сербии в плавании свободным стилем.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Евгений КОРОТЫШКИН
Родился 30 апреля 1983 года в Москве.
Основной стиль: баттерфляй.
Первые тренеры: Людмила Коротышкина, Владимир Ермаков.
Достижения: бронзовый призер чемпионата мира-2003 на 50 м. Серебряный призер чемпионата мира-2005 в комбинированной эстафете в составе сборной России. Чемпион мира-2008 на короткой воде в комбинированной эстафете. Двукратный чемпион Европы-2008 на дистанции 100 м и в комбинированной эстафете. Участник Олимпийских игр-2008 (лучшее место – четвертое в комбинированной эстафете). Чемпион и рекордсмен мира-2008 в комбинированной эстафете.
В начале 2009 года уехал в Италию к тренеру Андреа ди Нино. Действующий чемпион Европы на короткой воде на дистанции 100 м и в комбинированной эстафете, бронзовый призер на 50 м. Действующий рекордсмен мира на короткой воде на дистанции 50 м (48,48) и в комбинированной эстафете.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР СБОРНОЙ РОССИИ АНДРЕЙ ВОРОНЦОВ: «ОСНОВНОЙ КОЗЫРЬ ГРУППЫ ДИ НИНО – КОНКУРЕНЦИЯ»
Тренировки в профессиональном клубе подходят более опытным, возрастным спортсменам. Они уже не тянут нагрузки в сборной наравне с 18-летними ребятами и ищут дополнительную мотивацию.
Андреа ди Нино – хороший, умный тренер. Но, думаю, в России есть не хуже. Главный козырь итальянского клуба – сильные спарринг-партнеры. Получается, что спортсмены даже без тренера как бы сами тянут друг друга вверх, к результату. Они плавают на низком тренировочном объеме и высокой интенсивности. Буду рад ошибиться, но, кажется, после отмены плавательных комбинезонов у группы ди Нино возможны проблемы. Возрастные спортсмены тяжелее, а без комбинезона это означает ухудшение плавучести и как следствие потерю скорости.
Что касается финансирования, Коморников не входит в состав сборной и всю подготовку в Италии оплачивает самостоятельно. Коротышкина начиная с апреля финансирует федерация. Нам это будет обходиться в сумму порядка 1700–2000 евро в месяц.