Чемпионка села за первую парту. Рекордсменка мира Юлия Ефимова пошла в 11-й класс
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
ДЕНЬ ЗНАНИЙ
Вчера, 1 сентября, на последний в жизни первый звонок чемпионку мира по плаванию Юлию Ефимову привел в ростовский спортинтернат ее папа Андрей Михайлович. Во время торжественной линейки счастливый отец глаз не спускал с красавицы-дочери, которая специально выкроила время в тренировочном графике, чтобы встретить День знаний в кругу одноклассников.
В ожидании торжественного открытия школьной линейки Юля о чем-то щебечет с подругами. Андрей Михайлович просит нас некоторое время не беспокоить дочь.
– Пусть вдоволь наговорится с одноклассницами, три месяца ведь не виделись!
– Волнуетесь, Андрей Михайлович?
– Еще бы! У дочки последний учебный год наступает. А дальше уже – настоящая взрослая жизнь.
– А первый школьный звонок Юли хорошо помните?
– Мы как раз с другими родителями вспоминаем, как провожали своих детей первый раз в первый класс. Свою Юльку я повел в школу № 1 в городе Волгодонске. Она находилась рядышком с бассейном, где я тогда начал работать сразу после нашего бегства из военного Грозного. В середине лета собрал родителей всех своих пловчих детсадовского возраста и предложил: давайте, мол, пойдем к директору школы и договоримся, чтобы он организовал из наших детей спортивный класс.
Родителям такое предложение понравилось, а вот руководство школы пришлось уговаривать. Но к 1 сентября 1999 года в волгодонской школе № 1 мной собственноручно, можно сказать, был организован 1-й класс «А», в который я и повел свою дочь.
МАТЕМАТИКА – ЛЮБИМЫЙ ПРЕДМЕТ
– Кто, кроме Юли, из того 1-го «А» добился успехов в спорте?
– Чемпионами мира никто не стал. Хотя еще две девочки были, может, в чем-то и более талантливые, чем Юля. Но и Катя Косарь, и Таня Мироненко стали мастерами спорта и на этом, к сожалению, успокоились.
– Папа, а ты забыл еще про Лену Цветочеву сказать, – вмешивается в наш разговор Юля.
– Да, конечно, дочь,– соглашается Андрей Михайлович.– Лена, пожалуй, была самой талантливой из всех вас. Из воды могла не вылезать сутками. Не случайно, кстати, она поступила в этом году в питерское морское училище. Талантливых пловцов вода не отпускает!
– А в родной дочери вы сразу спортивный талант рассмотрели?
– Пятилетняя Юля любила ходить со мной на работу, в бассейн: купалась, барахталась, баловалась. Всерьез она начала тренироваться только в первом классе. Вот тогда я, пожалуй, и понял, что перспективы у дочки большие.
– Физруком в школе № 1 в Волгодонске были вы. А как преподаватели по другим предметам относились к ученице Ефимовой?
– В начальных классах у нас были одни пятерки, лишь ближе к пятому классу пошли четверки. И только по русскому языку.
– А какой у вашей дочери любимый предмет? – продолжаем допрос папы-тренера.
– Юля! – Папа решает все-таки проконсультироваться с дочерью тихо на ушко, видно, не хочет, чтоб обидела преподавателей «нелюбимых» дисциплин.
– Какое еще ОБЖ? Давай серьезно! – делает вид, что гневается, Андрей Михайлович. И тут же негромко объявляет:
– Любимый предмет у нее – математика.
ЕФИМОВА: ХОЧУ ТРЕНИРОВАТЬ ДЕЛЬФИНОВ
– Плавание было единственным увлечением Юли в школьные годы?
– Она занималась танцами, акробатикой и рисованием. И рисовать у нее получалось, может, лучше, чем что-либо другое. Юля делала все школьные стенгазеты, а ее картины можно было увидеть даже на выставках Волгодонска. Я никогда не напрягал Юльку, не заставлял заниматься только спортом.
– Юлька, скажи, я давил на тебя, заставляя всерьез заниматься плаванием? – повышает голос Ефимов-старший.
– Ну что ты, папа, – отмахивается дочь, которой, кажется, наш диалог неинтересен.
– Не давил, не заставлял, – комментирует отец. – Плавание на тот момент было самым доступным для Юли увлечением. Бассейн под домом. Вот и весь секрет!
– Талант художника со временем сохранился?
– Юля рисует очень хорошо и сегодня. Она давно мечтала стать дизайнером. Правда, еще не определилась, каким: квартирным или модным.
– Я хочу тренировать дельфинов, папа! Ты забыл? – весело поправляет отца Ефимова.
– Ну, это несерьезно… Гляди-ка, тренировать дельфинов,– нарочито морщит брови Андрей Михайлович. – На отдыхе в Крыму в дельфинарии Юльке так понравилось выступление дельфинов, что захотелось их тренировать. Я ее поправил, дельфинов не тренируют, а дрессируют. А дочь мне: они такие умные, что их именно тренировать нужно…
«ДИКТАТОР НЕ ВОСПИТАЕТ ЧЕМПИОНА МИРА»
– Андрей Михайлович, профессиональный спорт — помеха в учебе ваших спортсменок?
– Помню, моих воспитанниц кто-то из учителей оставил после уроков, те стих не выучили. А девочки на тренировку опаздывали: вылезли через окно и бегом в бассейн. Стих, правда, потом все равно выучить пришлось…
В первые годы занятий спорт никак не влиял на учебу. А вот когда пошли вызовы на сборы, тогда учиться стало трудней. Перед Олимпиадой в Пекине, когда Юля была в десятом классе, она почти не училась: сборы, соревнования, снова сборы… Пришлось нанимать репетиторов.
Когда встал выбор: спорт или учеба, – мы с дочкой сели, посоветовались и приняли решение: раз плавание дается так хорошо – будем плавать. Это главное, что у нас есть! А последние пару лет, думаю, нагнать в учебе будет не так уж и трудно. В середине учебного года станет видно, какие предметы надо подтянуть, чтобы поступить в вуз.
– И в какой институт направите дочь?
– Я по жизни ее готовил: всегда оставляй себе выбор. Никогда не настаивал ни на чем. Если быть диктатором – никогда не воспитаешь чемпиона мира, это я вам точно говорю. Чемпион мира сам должен решать или хотя бы пусть он так думает… что сам решает, – смеется Андрей Михайлович.
«ЮЛЯ – МОЯ ДОМАШНЯЯ ЧЕМПИОНКА»
– У тренера Ирины Вятчаниной Юля занимается уже три года. Не страшно было отдавать девочку в Ростов?
– Сомнения были, но я понимал: чтобы добиться высоких результатов, Юля должна перейти к одному из лучших тренеров России. Я поехал к Вятчаниной, посмотрел бытовые условия. Там спортсмены жили как одна семья: был дежурный, он мыл за всеми посуду, все убирали за собой. Там Юля научилась самостоятельности, мне это понравилось.
– Другие дети учатся самостоятельности в летних лагерях…
– Я возил туда учеников. И дочку тоже. Помню, с детьми в магазин зашли, девочки-второклассницы свои кошельки достали и начали хвастаться друг перед другом. Юлька тогда их не поддержала. А потом взяла меня за руку и сказала: а у меня вот какой красивый кошелек, еще и ходит сам. Запомнил эту шутку на всю жизнь.
– Юле трудно быть звездой среди одноклассников?
– Об этом и речи нет! Вот сейчас она среди одноклассниц, равная среди равных. Все дружат. По-настоящему! И Юлька до сих пор не любит этой известности, побаивается давать интервью. Если есть возможность слинять от журналистов – она, поверьте, это сделает. Домашняя она, моя чемпионка…
В эту минуту школьный громкоговоритель запел: «Учат в школе, учат в школе, учат в школе…». Директор ростовского спортинтерната Александр Иванович Большаков торжественно объявляет:
– Мне предоставлена честь открыть школьную линейку, посвященную началу нового учебного года!
«ЛИНЕЙКА» С ФУТБОЛЬНОЕ ПОЛЕ
…На праздничной линейке весь цвет Ростовского областного училища олимпийского резерва – несколько сотен учеников на футбольном поле.
– Я скажу просто: поздравляю вас с началом нового учебного года! – на правах почетного гостя выпаливает Ефимова в микрофон, смущается и густо краснеет.
А после церемонии спешит в класс вместе с одноклассниками.
– 211-й кабинет, насколько я помню. Пошли! Как готовилась к 1 сентября? – на ходу ведем диалог с Юлей. – Если честно, нервничала немного. Не люблю, когда такая толпа. Вот на соревнованиях я себя спокойнее чувствую.
– Наряд к 1 сентября долго подбирали?
– Наоборот. Он давно меня дома ждал. Я люблю каждый раз 1 сентября красиво наряжаться.
По дороге в класс Ефимову раз десять останавливают с просьбой сфотографироваться.
– О, а вот и наша Юленька пришла! Гордость нашего училища, – улыбкой приветствует спортсменку классный руководитель Валентина Александровна Дученко. – Садись-ка за первую парту.
В класс быстро прошмыгивает опоздавший.
– Ну вот, к нам зашел наш самый заядлый прогульщик. Назвать фамилию, чтобы вся страна тебя, Володя, узнала? – грозит пальцем учитель.
Спортсмен оправдывается.
– Будешь возмущаться – сядешь вот за эту парту рядом с Юлей. На перевоспитание!
ОБЕД С ЧЕМПИОНКОЙ
В холле первого этажа Юлю встречает и.о. директора училища Александр Большаков и приглашает:
– Юленька, пойдем-ка вместе с Ириной Германовной. Покушаешь.
Для Ефимовой и ее тренера Ирины Вятчаниной накрыт небольшой стол. Колбаса, баклажаны, жареная рыба, пара шоколадок и нектарины, отдельно борщ и жареная картошка с мясом.
– Только не фотографируйте, как мы кушаем, – просит Юля. – И с нами присаживайтесь обедать.
ДОСЛОВНО
Ирина ВЯТЧАНИНА, тренер Юлии Ефимовой:
– На школьную линейку мы с Юлей планировали приехать во что бы то ни стало! Ведь это последняя школьная линейка в жизни моей воспитанницы. Она не забудется никогда. Даже несмотря на то, что ее спортивная карьера очень насыщена событиями. Но школьные годы, сами понимаете… Ну и сейчас у нас такой период, когда можно больше, чем обычно, уделить времени учебе. Наверстать те школьные знания, которые Юля не смогла получить в конце прошлого учебного года.
К этапам Кубка мира, которые состоятся в октябре и ноябре, мы будем готовиться у себя дома. Может быть, лишь перед ноябрьским этапом проведем краткосрочный сбор в национальной команде. Ну а первый большой выезд из дома нас ожидает теперь лишь в декабре – перед чемпионатом Европы.
В ТЕМУ
НАШЕ ПЕРВОЕ ОЛИМПИЙСКОЕ ЗОЛОТО В ПЛАВАНИИ ЗАВОЕВАЛИ ШКОЛЬНИЦЫ!
Многие болельщики, переживавшие за Юлию Ефимову на чемпионате мира, вероятно, и не помнят наших первых олимпийских чемпионок. А ими, между прочим, также были школьницы.
В 1964 году в Токио ученица 9-го «В» школы № 3 города Севастополя Галина Прозуменщикова завоевала первую в истории отечественного плавания золотую олимпийскую медаль. Дистанцию 200 метров брассом 15-летняя Галя преодолела с олимпийским рекордом. Произошло это 12 октября – когда учебный год уже начался. Думаете, по возвращении из Японии чемпионка отправилась в отпуск? Как бы не так!
«…В Севастополе меня встретила вся школа! Подаренный торт был огромным, разделили на весь класс и ели долго – даже потеряли часть. А я, между прочим, потеряла целую четверть. Теперь придется догонять. Это самое главное. Троек у меня в этом году быть не должно. У моих ровесников скоро начинаются каникулы, а мой стол завален книгами. Каникул у меня не будет».
Эти слова писала сама Прозуменщикова в канун осенних каникул. Статья «Вот как это было» была опубликована в «Советском спорте» 4 ноября 1964 года.
«В Токио, в ночь перед финалом, я видела сон. Мне снилась моя школа, такая, какой ее знала восемь лет. Те же классы, тот же коридор и даже цветы на окнах. Все ребята выстроились на линейке, а я стою перед строем и жалобно рассказываю о том, как волнуюсь, какой у меня завтра ответственный старт, как я ужасно боюсь проиграть. Я говорила очень долго, а потом ребята меня успокаивали…»
Нашего второго золота на Олимпийских играх в плавании (добыто оно было также на дистанции 200 м брассом) пришлось ждать долгих 12 лет. И завоевала его в 1976 году в олимпийском Монреале 16-летняя десятиклассница 22-й московской школы Марина Кошевая.
«Целеустремленная, учится только на «хорошо» и «отлично», – рассказывал корреспонденту «Советского спорта» ее тренер Лев Прозоров. Две с половиной секунды уступила олимпийской чемпионке… школьница из Одессы Марина Юрченя.