«Господи, где силы взять?». Россияне выиграли две медали в изнурительном супермарафоне на 25 км
СОБЫТИЕ ДНЯ
ВОДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА
В заключительный день соревнований на открытой воде, в беспокойном Тирренском море, россияне взяли две медали в марафоне на 25 км. Владимир Дятчин завоевал бронзу, а Анна Уварова – серебро, отстав от победительницы лишь на четыре секунды.
АДСКАЯ РАБОТА
Что такое 25 км? Это, например, расстояние от Кремля до аэропорта «Шереметьево-2», если ехать по Тверской и Ленинградскому шоссе.
Что такое 25 км на римском чемпионате мира? Это пять с половиной, а то и шесть часов чудовищно тяжелой работы в соленой воде. Тирренское море в предштормовом состоянии. Метровые волны, в которых спортсменов бросает из стороны в сторону, как щенков. Вдоль побережья Остии, жемчужины Римской Ривьеры, стоят багровые от загара курортники, глазеющие на железных людей – марафонцев. В воду отдыхающим заходить воспрещается. Не потому, что идут соревнования. По пляжу бегают спасатели: «Купаться опасно для жизни!».
А спортсмены не купаются. Они работают. И работа эта адская.
25 км – это десять кругов по 2,5 км по морю. Первыми в заплыв уходят мужчины. Через 10 минут запускают женщин. Участников раза в два меньше, чем на дистанциях 5 и 10 км. Оно и понятно: не каждый организм выдержит лютое испытание. В воду уходят уникумы.
В сборной России они были, причем не только в Риме. При слове «супермарафон» сразу вспоминают о Юрии Кудинове, который трижды побеждал на чемпионатах мира по водным видам спорта именно на 25 км (2001, 2003 и 2007 гг.). Но на отборочном чемпионате России, который меньше месяца назад прошел в Анапе, Кудинов не отобрался в Рим, став только четвертым.
С одной стороны, это говорит о силе нашего чемпионата. С другой – сам Кудинов объяснял это тем, что готовился выйти на пик формы именно к Риму. И не рассчитал подготовку, провалив отбор.
Отобрались же Даниил Серебренников и Владимир Дятчин – дважды чемпион мира на «десятке», который соревновался на 25 км только второй раз в жизни.
ДЯТЧИН: ГОНКУ МОГЛИ ОСТАНОВИТЬ
К финишу он пришел третьим, сильно оторвавшись от конкурентов. Первым же из пучины вынырнул итальянец Валерио Клери, которого, напомню, лишили бронзы на 10 км («Советский спорт» писал о спорной ситуации на финише, в результате чего третье место присудили американцу Криппену).
Поразило, что после безумно долгой работы в воде Дятчин казался относительно свежим.
– Жаль, прозевал рывок итальянца, – разводит руками Володя. – Поплыл кормиться, а Клери рванул в отрыв. Когда в конце дистанции образуется разрыв, ликвидировать его тяжело. Скорости-то у нас примерно одинаковы. А на последнем километре я вообще подсел. Но соперников контролировал. Они отстали метров на сто. Так что за бронзу я был спокоен. Но вот итальянец с австралийцем меня поразили. Последние два круга они прошли вообще без кормежки!
– Почему решили плыть супермарафон?
– Отбирался на него на чемпионате России. Цикл подготовки к Олимпиаде длится четыре года. Так вот, в первые два перед Лондоном-2012 мы с тренером решили проделать основной объем работы. Потом же буду готовить «десятку», которую я часто выигрывал. Может, в следующем году еще разок сплаваю на 25 км. Но чемпионат мира на открытой воде пройдет под Монреалем. Там холодная вода, будет еще тяжелее.
– Волны сильно мешали плыть?
– Как раз нет. Это минус для тех, кто пришел сюда из бассейна. Волны ломали им технику. Мы же, марафонцы, к ним привычны. И вода была весьма теплой. Вот старт бы я сделал не в девять, а в восемь утра. Чтобы не сильно припекало. А в остальном все хорошо.
Да и вообще, для меня психологически эта цифра – 25 км – проблемной не является. Мы так много работали перед чемпионатом России… С одной стороны, я не полностью восстановился. Чувствую себя процентов на 60 от оптимальной формы. Иначе мог бы за золото побороться. С другой – «десятки» плаваю на раз-два, да и супермарафон проходил неоднократно на тренировках.
Хотя на официальных соревнованиях плыл 25 км всего второй раз в жизни. Первый – в 2002 году, в Китае, когда мы шли с острова на континент. Уложились в 4:56. Наверное, дистанция была короче.
– Тем не менее эту гонку могли остановить после 20 км…
– Нас предупредили, что если волны поднимутся еще выше, то после седьмого круга дадут гудок как на старте. И мы поплывем последний круг до финиша. То есть дистанцию из-за легкого шторма и вправду хотели сократить. Но вероятность этого была невелика.
УВАРОВА: ПОРОЙ ОТКЛЮЧАЛАСЬ ГОЛОВА
Если Дятчин бодро давал интервью, то Анна Уварова вообще говорить не могла. Да и в микст-зоне, честно говоря, ее никто не ждал. Значительную часть дистанции в тройке шла Наталья Панкина. Поэтому когда на табло вспыхнуло, что Уварова стала второй, глазам своим никто не поверил. Она же десятой была!
Более того, Аня отстала от немки Мауэр меньше чем на четыре секунды. К финишному баннеру она подплыла вместе с итальянкой Витале. И пока та зазевалась, первой хлопнула по материи, вырвав серебро.
– Какое интервью? Девочка шесть часов в воде провела! – тренер укутывает Уварову в полотенце.
– Я и говорить-то не могу, извините, – еле произносит Аня. – Губы опухли от соленой воды. И глаза от очков…
Ее заводят в комнату судей. Рядом, в углу, сотрясается от плача гигантская голландка Линси Хейстер – та самая, по прозвищу Слоник. О ней Катя Селиверстова, взявшая серебро на 10 км, рассказывала, что Линси привыкла бесцеремонно лупить всех пяткой в глаз. Хейстер стала только шестой, тоже не выдержав на финише. А вот Уварова вынесла все.
– Сил вообще нет, – шепчет Аня. – Дайте поесть. Яблоко какое-нибудь…
Только через полчаса Уварова пришла в себя и смогла дать интервью.
– Я неважно стартовала, было трудно держаться за лидерами. Но я терпела, – говорит Уварова. – Соперницы впереди понемногу отваливались. А я накатывала, особенно на финиш. Стала уже четвертой, а после последнего буя вышла на третью позицию. И поняла, что если не сделаю итальянку, то сильно расстроюсь.
Вообще-то у меня не самый шикарный финиш. Но я смогла дожать эту Витале. Все решило касание. Я не сразу смогла попасть. Было страшно, ведь Лариса Ильченко именно из-за касания проиграла на «пятерке». Но все получилось удачно! Серебро для меня – счастье!
– Как плылось в таких волнах?
– Нереальный шторм! Когда я в том году взяла бронзу на чемпионате Европы на 25 км, то там был штиль. Тогда впервые плыла супермарафон. Но здесь качало очень сильно.
– Были моменты, когда во время дистанции отключалась голова? Колоссальная ведь работа!
– Были. Порой я думала: «Господи, сколько еще кругов плыть?». Сбилась со счета. Доктора не видела, когда она подавала напитки. Смотрела на нее и с трудом понимала, что она кричит. «Держись, Аня!». А я думаю: куда еще держаться? Где силы взять?
– Не возникала мысль сойти с дистанции?
– Никогда! Я бы по-любому доплыла. Расстроилась бы, если б не попала в тройку. Столько пережить и не взять медаль – это было бы обидно.
СТАТИСТИКА
Плавание. Открытая вода. Мужчины. 25 км
1. Клери (Италия) – 5:26.31,6. 2. Гримси (Австралия) – 5:26.50,7. 3. Дятчин (Россия) – 5:29.29,3… 15. Серебренников (Россия) – 5:46.21,7.
Плавание. Открытая вода. Женщины. 25 км
1. Мауэр (Германия) – 5:47.48,0. 2. Уварова (Россия) – 5:47.51,9. 3. Витале (Италия) – 5:47.52,7… 9. Панкина (Россия) – 5:50.36,8.
Прыжки в воду. Мужчины. 10 м, синхрон
1. Хао/Линь (Китай) – 482,58. 2. Баудиа/Финчам (США) – 456,84. 3. Гуэрра-Олива/Агуйере-Мансо (Куба) – 456,60… 10. Минибаев/Захаров (Россия) – 389,91.
АНОНС ДНЯ
17.20 мск |
Водное поло. Женщины. Четвертьфинал |
Россия – Голландия | |
20.00 |
Плавание. Финалы |
|
100 м брасс. Мужчины |
|
100 м баттерфляй. Женщины |
|
50 м баттерфляй. Мужчины |
|
200 м комплекс. Женщины |