Первый вице-президент Всероссийской федерации плавания (ВФП) Владимир Сальников: Будем биться за наших девчонок!
ПЛАВАНИЕ
СКАНДАЛ
Удивительная новость – Международная федерация водных видов спорта (ФИНА) неожиданно отказалась ратифицировать мировые рекорды россиянок Анастасии Зуевой и Юлии Ефимовой. На эту тему корреспондент «Советского спорта» поговорил с Владимиром Сальниковым.
«ЗУЕВА ЛИШИЛАСЬ РЕКОРДА И В МОНАКО»
– ВФП пока не делает официального заявления на эту тему, – сразу подчеркнул Сальников. – Мы обратились в ФИНА с просьбой дать разъяснение. Ситуация очень неоднозначная. Нам нужно в ней разобраться, а только потом принимать меры.
– Сообщите только голые факты. В чем суть проблемы?
– Начну с того, что 23 апреля француз Алан Бернар во время национального чемпионата первым в мире выплыл из 47 секунд на стометровке кролем (46,94). Он выступал в модели Arena X-Glide. Через три дня другой француз – Фредерик Буске в костюме Jacked 01 побил мировой рекорд на полтиннике кролем, проплыв его быстрее 21 секунды (20,94).
Но если с рекордом Буске пока неясно, ожидаются итоги допинг-контроля, то рекорд Бернара не был ратифицирован ФИНА. Возникает вопрос: почему фирма Jacked со своим костюмом модели 01 получила такое преимущество над другими?
Еще через два дня, 28 апреля, наши девчонки плыли на чемпионате России в Arena X-Glide. Анастасия Зуева (50 м на спине; 27,47) и Юлия Ефимова (50 м, брасс; 30,05) установили мировые рекорды. Но и эти достижения не были утверждены ФИНА.
В итоге международная федерация отправила множество моделей на доработку, отложив принятие решения до 22 июня. В этот день список огласили. ФИНА пошла на уступки производителям и разрешила спортсменам использовать новые комбинезоны. Но вот мировые рекорды, которые были установлены в этих костюмах, все-таки не засчитаны.
Еще один важный нюанс. На днях Зуева очень ярко выступила на 50 м на спине в Монако во время этапа плавательной серии «Mare Nostrum». Причем Настя плыла в простом костюме Arena. И если московский рекорд мира не засчитывается, тогда достижение в Монако должно автоматически стать новым мировым рекордом.
Однако у Зуевой не взяли пробу на допинг. Мотивировано это было тем, что официально ее мировой рекорд не зафиксирован – тогда все еще равнялись на эти 27,47, установленные в Москве. Понимаете двоякость ситуации?
Эти факты требуют разъяснения со стороны ФИНА. Когда мы их получим, то продолжим борьбу за наших девчонок. Будем добиваться справедливости.
«ИДЕТ БОРЬБА С ВОЗДУШНЫМИ КАРМАНАМИ»
– Это вопрос престижа. У России не так много мировых рекордов в плавании.
– Надо заметить, что ФИНА подтвердила мировой рекорд Николая Скворцова на дистанции 200 м баттерфляем в 25-метровом бассейне (1.50,53), установленный 11 февраля в Питере.
– ФИНА заявляет, что Зуева и Ефимова били рекорды в неразрешенных комбинезонах. Что же нарушила фирма Arena?
– Большинство костюмов, которые не вошли в первый список, одобренный международной федерацией, не попали туда с формулировкой «захват воздуха». То есть комбинезон создает воздушные карманы, помогающие пловцу.
И это не супертехнология. Просто костюм неплотно прилегает к телу, и возникают воздушные пузыри, причем не у каждого человека. Это зависит от его фигуры. А ведь и вода может туда набраться. Тогда спортсмен получит плюс кило веса, что только помешает ему при заплыве.
Получается, формулировка «захват воздуха» не совсем верна. И вообще сложно четко определить, какой костюм позволяет создавать эти карманы и повышать плавучесть. Некоторые производители протестировали свои комбинезоны, наглядно показав, что никакого нарушения здесь нет.
Неприятная история… Весь плавательный мир трясется в лихорадке с этими костюмами. Очень надеюсь, что победит здравый смысл и будет принято четкое решение. Либо все мировые рекорды засчитываются с оговоркой, что конец этой технологической революции наступит после чемпионата мира-2009 в Риме. Либо всем сразу нужно вернуться на шаг назад.
– Получается, все комбинезоны, включая модели Arena X-Glide и Jacked 01, допустили к чемпионату мира?
– Да. Те модификации, которые позволили продемонстрировать, что эффекта воздушных карманов уже нет. Где-то потребовалась перфорация материала, где-то пришлось делать водопроницаемую вставку. Но изменения незначительны.
– Я так понимаю, что, кроме престижа, Зуева и Ефимова потеряли солидные деньги, которые им полагаются за установление мировых рекордов.
– Пока о деньгах не говорим. Ведь как быть со случаем в Монако? Получается, Зуева лишилась сразу трех мировых рекордов? Еще один, напомню, она установила на чемпионате России в предварительном заплыве (27,48).
«ТЕПЕРЬ НА КОНЕ РОССИЯ, А НЕ США»
– Чего ждать болельщикам в Риме? Опять шквала мировых рекордов? Или произойдет откат?
– Отката не будет. Из-за того, что на чемпионат мира допустили все костюмы. Вообще ситуация парадоксальная. Еще год назад, до Олимпиады в Пекине, появилась модель Speedo LZR, и сразу началась дикая паника. Спортсмены думали, что оказались перед дилеммой – или плыть в этом чудесном костюме, или вообще не плыть.
Но теперь все перевернулось с ног на голову! Те, кто должен выступать в Speedo LZR, считают себя бедными и несчастными. А на коне сейчас те, у кого есть Arena X-Glide и Jacked 01. Корабль пошел обратным курсом.
Причем год назад никто не собирался делать инструментальный, объективный, независимый тест этого Speedo LZR и уж тем более отправлять его на доработку. Если пересматривать мировые рекорды, может, стоит сделать не один, а два шага назад?
Но результаты уже есть, медали розданы, премии выписаны. Никто олимпийское золото не вернет.
– Получается, что американцы и австралийцы, великий Фелпс и его соратники остались в Speedo, с которым у них спонсорский контракт?
– Именно так. И каждый бьется за своего производителя. Сейчас при установлении рекорда требуется заполнять формуляр, в котором появилась графа, в каком костюме плыл спортсмен. Очень не хотелось бы, чтобы появились две-три таблицы рекордов, различающихся моделями комбинезонов. Это уже будет раскол в плавании. Но, к сожалению, ситуация вышла из-под контроля не сегодня, а год назад.
– Как же Arena удалось создать свою чудо-модель? После Пекина, помню, у ВФП даже было желание расторгнуть отношения с этой фирмой.
– В комбинезоне Speedo LZR впервые появились полиуретановые вставки. До этого костюмы изготовлялись из нейлона, лайкры и других водопроницаемых материалов. Полимеры не использовались.
Но ящик Пандоры был открыт. Другим производителям не хватило времени до Олимпиады, чтобы изготовить нечто подобное. Однако открылись новые горизонты. Все засуетились и начали штамповать вещи, которые значительно влияют на скорость пловца.
– Выходит, сборной России не хватило одного года. Успела бы Arena, и в Пекине мы могли бы выиграть несколько золотых медалей, а не остаться с одним серебром.
– Не стал бы развивать эту тему. Считаю, что не нужно забивать себе голову костюмами. Победу одерживает спортсмен, а не его комбинезон. Но, к сожалению, не многие разделяют мою точку зрения.