Русское серебро в день Фелпса. Американец Майкл Фелпс стал легендой из легенд, а сборная России выиграла серебро в эстафете
ПЕКИН-2008. ПЛАВАНИЕ
ФИНАЛЫ
Вчера произошло историческое событие – при этих словах должен грянуть фейерверк! – Майкл Фелпс взял 11-е золото Олимпиады за карьеру. Это суперрекорд всех времен и народов.
Праздник и на нашей улице – сборная России стала второй в кролевой эстафете 4х200 м. Это почти что подвиг в эпоху, когда мир плывет на запредельных скоростях. Но, оказывается, можно побеждать всех. Кроме США и Фелпса…
Этот день был приговорен войти в историю. Вот так, без интриги. «Я не знаю, кто станет вторым или третьим на двухсотметровке баттерфляем, – признался Николай Скворцов накануне после полуфинала. – Но первым точно будет Фелпс».
Победив на этой дистанции, американец обгонял бы великолепную четверку (гимнастка Латынина, бегун Нурми, легкоатлет Льюис, пловец Спитц) и становился бы обладателем десяти золотых медалей Олимпиады. Такого в современной истории Игр еще не было.
Посмотреть на исполнение мечты земляка даже пришла дрим тим – сборная США по баскетболу. Коби Брайант во все глаза таращился на человека, который оказался круче него. Таких в спорте очень мало.
ФЕЛПС: «ПОРА СТАТЬ ЛУЧШИМ НА ВСЕ ВРЕМЕНА»
В качестве салата перед основным блюдом давали мужские полуфиналы на королевской дистанции – стометровке кролем. Шоу получилось сногсшибательным. Француз Алан Бернар, неудачник эстафеты 4х100 м (на самом финише у него отобрал золото американец Лезак), был полон решимости доказать, кто в доме хозяин. И доказал, вернув себе рекорд мира (47,20). Но только на пять минут, пока австралиец Эмон Салливан не отобрал его обратно (47,05).
Бернар крепился как мог: «Это мало значит. Главное – мы увидим в финале…» Неужели какой-нибудь монстр выплывет из 47 секунд?
– Не думаю. Рекорд Салливана продержится очень долго, – заметил Андрей Гречин (48,71), единственный россиянин в полуфинале, в финал не попавший.
– Почему они так быстро плывут?
– Комбинезоны делают специально под американцев. Людей выводят на пик формы четко под старт. Ну а мы… Дали бы нам костюмы «Speedo» хотя бы за месяц, подогнали бы размеры. А так – восьмого вручили комбезы, а десятого уже плыви. «Speedo» хорош. Здорово скользит и держит на воде. На финише не дает «утонуть». Но тестировать его нужно было гораздо раньше.
– Как вы восстанавливаетесь?
– Здоровый сон. И витамины вроде аскорбинок. У американцев же серьезная фармакология. Вообще в США более профессионально подходят к спорту. А мы считаемся за любителей.
…Скворцов плыл с Фелпсом по соседней дорожке. Не самое приятное дело, может смыть волной. Но Майкл стартовал не во всю силу. Затаился на первом «полтиннике». Зато потом полетел по воде. Финишировал вальяжно, хотя и установил мировой рекорд. А потом сорвал очки с головы и зашвырнул их куда подальше.
Оказывается, Фелпс входил в историю… вслепую.
– Я плыл, и мои очки все больше наполнялись водой. Последние сто метров я не видел ничего, даже стенок бассейна. Мог проплыть быстрее, но доволен и этим, – объяснил американец.
– Вы стали легендой из легенд. Что скажете по этому поводу?
– У меня почти нет слов… Вы знаете, мой приятель накануне прислал интересную SMS: «Пора стать лучшим на все времена». Мне она очень понравилась. Правда, рекорд Спитца – семь золотых за одну Олимпиаду – я пока не побил. Но впереди еще три дистанции.
Фелпс говорил это после второго своего заплыва дня – в кролевой эстафете 4х200 м, в котором также выступала сборная России…
ИЗОТОВ: «РЕАЛЬНО ЗАМОЧИЛИ КОНКУРЕНТОВ»
О том, как сложилась эта шедевральная гонка, пусть лучше расскажут сами ее участники.
Никита Лобинцев: – Первый этап был за мной. Я должен был забивать гвоздь в крышку. Ребята смотрели на мой старт, заряжались энергией. Надо было плыть очень быстро. И не отстать от Майкла. Считаю, что проплыл хорошо – все-таки улучшил рекорд России на секунду…
– На сотую секунды! – с обиженной улыбкой поправляет Изотов, у которого этот рекорд отобрали.
…Была надежда, что Фелпс устал после баттерфляя и стартует не слишком хорошо. Но даже изнуренный Майкл привез Лобинцеву и остальным конкурентам отрыв в 2,64 секунды. После этого вопрос о том, кто возьмет золото, был снят. А вот гонка за серебро продолжалась. И мы в ней были четвертыми…
Евгений Лагунов: – Я видел, что Лобинцев идет неплохо. Можно было бороться. И сразу рванул на максимальной скорости. Важно было дотерпеть… Не знаю, как это выглядело со стороны. Но я старался.
…Лагунов, чья «коронка» – 50 и 100 м, обогнал австралийцев и японцев. Мы стали вторыми. Но на вторую половину сил не хватило. Отставали от Австралии на полторы секунды. Тогда думалось только о бронзе, но…
Данила Изотов: – Я был обязан сократить разрыв до минимума. Чтобы Саша Сухоруков уже добил весь мир. Когда он проплыл, я обалдел, глядя на табло. Мы-то думали улучшить вчерашнее время (7.10,70) на секунду. А вышло вон как! Реально «замочили» конкурентов.
…16-летний Изотов показал невероятную для себя скорость и вернул бы рекорд России, но в личный зачет в эстафете идет только первый этап. И хотя Данила финишировал четвертым, до Канады (+0,13) и Австралии (+0,07) было рукой подать.
Александр Сухоруков: – Ребята сделали для меня все. Оставалось только не ударить в грязь лицом. Я ведь не ударил, правда? Отработал, считаю, великолепно. Спасибо тренерам, руководству. В нас вкладывали деньги и эмоции, тратили нервы. Да, мы все вредные. Но не зря с нами возились… До сих пор не верю, что медаль сейчас на мне. Это чудо.
…Своей скоростью Сухоруков (1.44,65) убил всех. Быстрее его (американцев вынесем за скобки) свой этап проплыли только итальянец Маньини (1.44,12) и канадец Хайден (1.44,42). Россия установила рекорд Европы (да и до старого рекорда мира было недалеко – 7.03,24), а наши парни скакали на бортике от огромной радости. На Лобинцеве и Сухорукове, к слову, были костюмы «Arena». Значит, и вправду быстро плывут люди, а не комбинезоны «Speedo».
ЛАГУНОВ: «ОН НЕ ПОХОЖ НА ГУМАНОИДА»
О своих заплывах ребята рассказывали мне на пресс-конференции. И на ней, конечно, нельзя было не задать вопрос о Фелпсе. Ведь это его день, его Олимпиада.
– С какой планеты прилетел к нам Фелпс? – спросил я.
– Да ладно, он – обычный человек. И ему возможно составить конкуренцию, – задорно сказал Сухоруков. – Вот пройдет время, и вы увидите. Вообще надо верить в удачу. С нас очки не слетали (намек на Фелпса. – Прим. ред.) и плавки не развязывались.
– Ко мне после предварительного заплыва подошел тренер, – добавляет Лобинцев, – и сказал: «Никита, ты должен плыть, как в Советском Союзе. Прославь свою страну.» Это сильно подняло мой дух.
– В комбинированной эстафете устроим «драку» американцам?
– Мы можем, – продолжал эпатировать американских журналистов, слушавших перевод в наушниках, 20-летний острослов Сухоруков. – У нас все дистанции в порядке: и кроль, и брасс, и спина, и дельфин. Достаточно вспомнить чемпионат мира на короткой воде в Манчестере.
Американцы икнули. Тогда, в мае, россияне к изумлению публики вырвали золото у сборной США в невероятной гонке.
– Мы правильно поняли перевод? Вы сказали, что Фелпс – с другой планеты? – уточнил один журналист.
– Да не, земной он. На гуманоида не похож, – сказал Лагунов. – Просто очень талантливый человек.
– Пусть за себя сам скажет, – предложил Изотов.
– Что мы все о Фелпсе да о Фелпсе? – возмутился Сухоруков. – Давайте лучше о нас…
Пресс-конференция получилась веселой.
Вот так в день Фелпса на нашей улице разбился грузовик пирожков. Уже превзойден антирекорд Афин-2004 (одна бронза), повторена планка Сиднея-2000 (бронза, серебро). На Атланту-1996 (четыре золота) замахиваться не просим. Но продолжения банкета требуем.