Китайский кубик. Аквадворец «Водный куб», краса и гордость Пекина, уже встретил сборную России

Как жить в городе, где негде дышать, а футболка от жары прилипает к телу так же плотно, как комбинезон «LZR Racer»? Корреспондент «Советского спорта» прогулялся по задымленному Пекину и нашел уголок прохлады во дворце «Водный куб», в котором пройдут соре
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ПЕКИН-2008. ПЛАВАНИЕ
СЕГОДНЯ – ОТКРЫТИЕ ОЛИМПИАДЫ

Как жить в городе, где негде дышать, а футболка от жары прилипает к телу так же плотно, как комбинезон «LZR Racer»? Корреспондент «Советского спорта» прогулялся по задымленному Пекину и нашел уголок прохлады во дворце «Водный куб», в котором пройдут соревнования по плаванию – обычному и синхронному, а также прыжкам в воду.

ПРОЕКТ ПЕКИНСКИХ КОММУНИСТОВ

Вчера я отчетливо вспомнил фразу Алексея Ковалева, которой форвард «Монреаля» описал 46-летнего хоккеиста Криса Челиоса: «В чем секрет его долголетия? Да просто этот парень ставит велотренажер в сауну и крутит педали, держа в одной руке секундомер, а в другой – свое пламенное сердце, как Данко».

До сих пор я думал, что это шутка. Пока не попал в Китай.

Друзья мои, Пекин – это самая большая сауна в мире! Наверное, здесь Челиос и тренируется в межсезонье. Бедные, бедные велосипедисты. Легкоатлеты. Марафонцы – в особенности. За их здоровье мой коллега Руслан Карманов по дороге на Олимпиаду даже поставил свечку в Казанском соборе. Бежать несколько часов в жуткой душегубке – уже за это стоит давать золотую медаль.

Над городом нависает смог. Это не только выдох индустриального Пекина. Это песчаная пудра, прилетающая сюда из пустыни Гоби. Тепло проходит сквозь свинцовый туман, но не рассеивается. Создается парниковый эффект. Китайский люд чувствует себя помидорной рассадой.

Чудеса архитектуры – Национальный водный центр (или просто «Водный куб») и Национальный стадион Пекина (или просто «Птичье гнездо») – растворяются в цвете тяжелого неба, как кусочки сахара в кофе с молоком.

О «Водном кубе» расскажу отдельно. Во-первых, это и в самом деле чудо. Во-вторых, вот вам факт: заранее записываться журналистам нужно только на один вид спорта. Чтобы получить билет и посмотреть его вживую. Это не баскетбол. И не футбол. И даже не царица полей – легкая атлетика. Это плавание.

«Куб» состоит из стального каркаса, обтянутого ста тысячами квадратных метров необычного материала ETFE (этилентетрафлуроэтилен). Этот ETFE, как и пекинский смог, замечательно пропускает тепло и не отдает его обратно. То есть тратиться на обогрев огромного здания не нужно.

Китайские коммунисты вообще здорово воплотили в жизнь наш слоган советского времени: «Экономика должна быть экономной». Они и на наполняемость «куба» тратят мало воды. Она попадает в бассейн после… ливней, проходя через поры того же материала ETFE, накапливаясь в специальных резервуарах, а потом фильтруясь. Так что каждого пловца этой Олимпиады можно смело назвать «Человеком дождя».

Сейчас «Водный куб» вмещает 17 тысяч зрителей – нормальный такой размер хоккейного дворца НХЛ. Но когда отгремят Игры в Пекине, значительную часть трибун разберут, оставив только шесть тысяч кресел.

«Куб» показался мне и с другой стороны – с изнанки. Вместе с коллегой Сергеем Панкратьевым мы спустились в самый подвал аквадворца. Между перемычками фундамента не просто двери, а стальные перегородки, которые закрываются герметически, как на подводной лодке. Когда спортсмен совершает прыжок с вышки, в жестяных трубах бушует вода. Плиты-перегородки дают легкую течь, образуя приличные лужи на полу. Зато, забравшись по лестнице и прильнув к иллюминатору, можно сделать потрясающий подводный кадр, когда прыгун входит в бассейн иглой, а вокруг него вскипают пузырьки, как в шампанском, разлитом в бокал.

Увидев мое смятение, волонтер, который мок в подвале на табуретке, поспешил натянуть улыбку и проводить меня до лифта.

ЛАРА-ЛАРИСА

Китайские секьюрити – отдельная песня. Например, я никогда не видел, чтобы у журналистов шерстили багаж при… выходе из Олимпийской деревни. Что у нас можно найти? Юани в коробке из-под ксерокса? А когда китаец заметил бутылку воды у меня в рюкзаке, то на полном серьезе показал жестом: «Давай-ка отпей из нее». Но в пластике и в самом деле оказался не денатурат и не «коктейль Молотова», а именно вода. Только после этого охранник поверил в мою честность.

Впрочем, я драматизирую. Да, китайцы почти не знают английского. Да, они резки и грубы по своей натуре, даже любят плевать на асфальт. Но в целом они – старательные ребята. В центральном пресс-центре я познакомился с девушкой, на которую взвалили непосильный груз – обязанность общаться с русскими делегациями.

– Как тебя зовут?

– Лара. Но можно и по-русски – Лариса.

– Откуда ты знаешь наш язык?

– Учу его в Пекинском международном университете, – с сильным акцентом объясняет девушка. – Русский язык – очень сложный. Китайский выучить и то проще.

В доказательство Лара-Лариса показывает мне талмуд на 350 страниц, где описано, как нужно обращаться с русскими гостями Олимпиады. Да, без инструкции с нами никуда.

ПРИЛУКОВ: ЗДЕСЬ ЛУЧШЕ, ЧЕМ В АФИНАХ

Но вернемся в «Водный куб». Вчера сборная России начала тренировку в пять вечера. Наравне с россиянами десять дорожек аквадворца бороздили еще как минимум семь команд: французы, испанцы, эстонцы…

Народ побросал вещи прямо на трибуне-времянке для фотографов. Широкоплечие мужчины с телами Гойко Митича вразвалочку ходили по бортику. Мне запомнился один, кажется, испанец, который сделал себе наколку на левой груди. Не профиль Сталина, а пять колец, обрамленных лавровыми венками. Вот что с людьми Олимпиада делает…

Одна группа россиян тренируется в воде – к примеру, кролисты. Другая, как Роман Слуднов и Евгений Коротышкин, делает долгую разминку возле бассейна. А Настя Зуева на время переквалифицировалась в оператора – надежда в плавании на спине начинает снимать на камеру своего тренера Наталью Козлову. Вообще так делают многие спортсмены. Китайцы, бразильцы, испанцы щелкают «мыльницами». Олимпиада – событие жизни. Нужно ловить каждый момент.

Юрий Прилуков выходит после тренировки, догрызая на ходу яблоко.

– Вам нравится в Пекине?

– Да. Не смущает даже духота – ведь в бассейне хорошо работают кондиционеры. Я согласен с теми, кто восхищается красотой «Водного куба». Но для меня важно, что тут нет чего-то экстраординарного, что сбивало бы с толку. Обычный бассейн хорошего качества. Ничто не отвлекает.

Вообще эта Олимпиада организована гораздо лучше, чем четыре года назад в Афинах. И питание, и инфраструктура. Все очень нравится. Даже смог не мешает дыхалке. Тут некоторые китайцы ходят в марлевых повязках. Но мне это не нужно.

КЛОКОВ: МНЕ БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ СПИТЦ

Главный тренер сборной Александр Клоков легко соглашается на беседу.

– Наша команда прилетела в Пекин двумя группами – 4 и 6 августа, – рассказывает Клоков. – Соглашусь с Юрой, организаторы постарались очень хорошо. Правда, погода тяжелая. Но это ведь не от них зависит, а от сил небесных.

Питание нормальное, комнаты в общежитии приличные – говорю об Олимпийской деревне. С транспортом иногда возникают накладки. Китайцы – обязательные ребята. Им сказали, что автобус должен отъехать в четыре вечера: так он и поедет, ни минутой раньше. Пусть даже и забит уже под завязку. Но сейчас шоферы перестали быть педантами, проявляют расторопность.

– Тяжело тренироваться в бассейне, когда вместе с вами занимаются еще шесть сборных?

– Нас это не отвлекает. Да мы и не впервые работаем в «Водном кубе» – уже успели провести здесь пару тренировок. Занимались не только в основной, но и в резервной «ванне».

– По такой погоде вы отправите своих ребят на церемонию открытия Олимпиады? Синоптики обещают 32 градуса при высокой влажности.

– Я прекрасно понимаю, что участвовать в таком празднике – это событие в жизни каждого спортсмена. Ведь человек идет под флагом России, и на него смотрит весь мир.

Мы отправим пловцов на церемонию открытия. Всех, кто захочет туда пойти. Но тренеры сборной, не сомневайтесь, будут прикрывать тылы, – улыбается Клоков. – Оставим в запасе тех, кто поплывет 9–10 августа. Например, Юру Прилукова.

– Наша команда уже получила обещанные скоростные комбинезоны «LZR Racer» от фирмы «Speedo»?

– На самом деле «Speedo» никак не могла сделать растаможку. Но теперь проблема решена. Представители компании подтвердили, что дадут нам «LZR Racer». Правда, на сегодняшний день это только 14 костюмов. Будем просить, чтобы выдали больше…

Но у нас есть и комбинезоны от «Arena». Пусть спортсмены сами определяют, что им лучше. Никакого насилия над личностью.

– Не очень удачный экспромт со «Speedo» – аккурат перед стартом Олимпиады.

– Неудачный. Но что тут поделаешь? Либо люди выбирают то, что им привычнее, либо рискуют, стараясь поймать журавля в небе. В принципе есть возможность протестировать «LZR Racer» – ведь, кроме финала, существуют предварительные заплывы и полуфиналы. Да, цейтнот. Но, если нельзя изменить ситуацию, надо приспособиться к ней.

– В продолжение темы технологий. Знаете, что сейчас придумали новые очки? В них будет вживлен микрочип, который станет отображать время, с каким пловец проходит дистанцию. Не нужно отвлекаться на табло, терять драгоценные доли секунд.

– Ни костюмы, ни очки сами по себе плавать не будут. С другой стороны, бежать в шиповках или в кедах – разные вещи. Технологии развиваются, результаты растут. Идет борьба не за десятые, а за сотые секунды… Было бы неплохо, чтобы Россия не отставала от прогресса. У нас ведь есть прекрасные НИИ, где конструируют даже подводные лодки. Если не сегодня, то в ближайшие годы нужно искать свои ноу-хау. Ну а пока мы вынужденно зависим от таких фирм, как «Speedo» (США) и «Arena» (Италия).

– Если хотя бы двое наших пловцов выйдут на старт в «Speedo», а не в «Arena», которая спонсирует федерацию, то наша сторона нарвется на штраф в 40 тысяч евро.

– Ну и что? Лично меня это не смущает. Люди готовились четыре года к Олимпиаде. И теперь говорить им, что свобода выбора ограничена? Это неправильно.

– Кто из молодых ребят может выстрелить на Играх? Многого ждут, например, от 16-летнего Данилы Изотова, который на июньском чемпионате России побил рекорд страны на двухсотметровке кролем.

– Чем мне нравится молодежь? Она безбашенная! Ей все равно, с кем плыть – с Фелпсом или с каким-нибудь другим фаворитом. Парни, девчонки уже со старта рвут вперед. И ждать от них можно чего угодно.

Жаль вот, Алексей Зиновьев (200 м, брасс) приболел. Уже когда из самолета вышел, температура была 39,2. Видать, продуло. Оберегаю их, говорю: «Ребята, не включайте кондиционер». Слушают не всегда. Да и дышать в Пекине нечем, сами знаете.

– Вы видели, как в 70-х плавал великий американец Марк Спитц. Как думаете, Майкл Фелпс повторит его рекорд, взяв семь золотых медалей за одну Олимпиаду? И вообще, кто лучше – Спитц или Фелпс?

– Я уже видел, что Майкл отпустил усы а-ля Спитц. Подражает мастеру, – усмехается в свои усы Клоков. – С другой стороны, этот парень прямо говорит: «Не хочу быть вторым Спитцем. Лучше буду первым Фелпсом». Так что с амбициями у него все в порядке.

Отвечу так: мне больше нравится Спитц. Потому что он сейчас не встанет на пути моей сборной, – с улыбкой резюмирует Клоков.

…Между прочим, вчера Фелпс выступил с опровержением: «Я никогда не говорил, что стремлюсь побить рекорд Спитца. Я просто должен выполнить свою работу – проплыть дистанции быстрее всех. На церемонию открытия не пойду. На следующий день мне уже выходить на старт. Жить в Олимпийской деревне прикольно. В свободное время мы режемся в карты и это очень похоже на студенческую общагу».

Но если Фелпс не говорил о стахановском достижении, о чем же тогда говорят его усы? Увидим на Олимпиаде. «Водный куб» – прекрасное место, чтобы бить в нем рекорды мира и вечности.

Новости. Плавание