Двукратный чемпион Европы Евгений Коротышкин: «Speedo» – это вера в чудо

Евгений Коротышкин в беседе с корреспондентом «Советского спорта» рассказал о проблеме комбинезонов и поделился мнением о том, чего ждать в Пекине от знаменитого Майкла Фелпса – конкурента Жени на стометровке баттерфляем.
news

ПЕКИН-2008
ПЛАВАНИЕ

Евгений Коротышкин в беседе с корреспондентом «Советского спорта» рассказал о проблеме комбинезонов и поделился мнением о том, чего ждать в Пекине от знаменитого Майкла Фелпса – конкурента Жени на стометровке баттерфляем.

«ФЕЛПС НЕ ПОБЬЕТ СПИТЦА»

– Последние наши сборы проходили в Цахкадзоре (Армения). Там было очень трудно, – с улыбкой вспоминает Евгений Коротышкин. – Однажды пешком отправились на гору Алибек. Подъем шел два с половиной часа, обратно – полтора. Возвращались домой, и языки висели на плечах. Похудевшие, изголодавшиеся…

Теперь такой нагрузки нет. Отдыхаю от изнурительной работы. Проплываю по три километра за тренировку. Делаю ускорения для поддержания мышечного тонуса.

– Отдохнуть важно и психологически. Вы будете плыть в Пекине в комбинированной эстафете 4х100 м и на стометровке баттерфляем – на дистанции Фелпса. Человека, мечтающего войти в историю, взяв 10 золотых медалей за карьеру…

– Может, Майкл и уверен в своей победе. Я – совсем нет. Уже потому, что у Фелпса есть сильный конкурент – Ян Крокер. Думаю, он не отдаст сотню дельфином. Да и в других заплывах народ подтянулся. Плюс эти новые костюмы LZR Racer… Думаю, Фелпс много золота не соберет.

– Майкл перед Олимпиадой отпустил усы а-ля Марк Спитц. Он хочет побить рекорд великого соотечественника, который взял семь золотых медалей на Играх-72.

– Похоже на пиар-акцию. Хотя, спору нет, Фелпс – выдающийся спортсмен. В чем его феномен? В немереном здоровье. Невозможно нормальному человеку плыть восемь дистанций разными стилями и бить мировые рекорды.

Последний раз я плыл с Фелпсом на чемпионате мира-2005 в Монреале. Тогда, кстати, на стометровке победил Крокер. Майкл был вторым. Дистанцию он проходит своеобразно. На первом полтиннике его все обгоняют, Фелпс идет его за 25 секунд. Но вторые 50 м – тоже за 25 секунд! Такое впечатление, что Майкл вообще не устает. Человек-амфибия.

«КОСТЮМ ПО СПЕЦЗАКАЗУ»

– Какое преимущество дает знаменитый костюм LZR Racer, в котором выступает Фелпс? Вы метко сказали об этом, намекая на наши комбинезоны «Arena»: «Мы пытаемся бежать, когда весь мир уже едет на велосипедах».

– Многие пловцы хотят поверить в чудо. В новый костюм, в котором они станут непобедимыми. Четыре года назад сложилась такая же ситуация. Я рискнул и проиграл.

Тогда «Arena» придумала новый комбинезон. Блестящий, хоть на дискотеку в нем иди. Его выдали только на Олимпиаду. Я попробовал костюм в воде. Показалось, вроде скорость как надо. Но сравнить его со старым не успел.

На тот момент у меня на стометровке был результат 52,3 секунды. В афинский полуфинал я попал, плывя в старом задрипанном костюме. А там, уже в новом, показал 52,8 и пролетел мимо финала. Ничем он мне не помог…

– Не боитесь, что в Пекине со «Speedo» будет та же история? Ведь на чемпионате Европы в Эйндховене вы стали дважды чемпионом в «ареновском» «Revolution».

– Там тоже так получилось, что «Revolution» я надел только на финал. Не знал, что меня ждет. Но что мне было терять? Я стартовал с восьмой дорожки, с худшими шансами на победу. Ощущения были новыми, но я справился с ними по ходу дистанции.

Сейчас должен опробовать LZR Racer до старта. И если он мне понравится, устрою мозговой штурм, в чем плыть стометровку. Очень боязно… Но те, кто верит в чудо, выберут «Speedo».

Что интересно, половина финалистов в Эйндховене плыла в «спидовском» костюме. Получается, я побил их в своем «Arena». Также произошло на чемпионате мира на короткой воде в Манчестере, когда мы в эстафете установили мировой рекорд.

«Revolution» хорош для ныряний, то есть в 25-метровом бассейне. Он становится второй кожей, в нем здорово скользить. Эта модель не дает всплывать, как LZR Racer с полиуретановыми вставками, которые классно держат на воде. Это важно на финише, когда силы на исходе, и ты еле шевелишь руками.

А есть еще «ареновский» костюм «Revolution Plus», который совсем не дает плюсов. Недавно нам его предложили. Полиуретановые вставки, налепленные поверх комбинезона, отклеиваются… И вообще это несерьезно.

В новой модели «Arena» легко можно пролететь даже мимо полуфинала. В ней трудно двигаться. Эти вставки не растягиваются. Движения скованны. А когда при гребке ты выкидываешь руки вперед, то не можешь прогнуться – мешают лямки.

– Вы в курсе, что недавно итальянская федерация расторгла контракт с «Arena»?

– Забавно, что эта фирма из Италии. Если уж хозяевам не нравится ее продукция, это о многом говорит. Филиппо Маньини, который претендует на медаль Пекина в кроле, тоже разорвал с ними контракт.

«НЕ СОГЛАШУСЬ С КЛОКОВЫМ»

– А почему LZR Racer так сложно достать? Они есть в продаже?

– Нет. Пообещали их выкинуть на рынок только после Пекина. А пока – по спецзаказу.

– Дельфинист Игорь Марченко плыл в LZR Racer на чемпионате России…

– …и не смог отобраться на Олимпиаду. Я поговорил с Игорем после финиша. Думал, он начнет говорить о новой модели: фу, какая дрянь. Но Марченко был в восторге. Я только ухмыльнулся: человек не выплыл из 53 секунд… Однако Игорь говорит, что ощущения от LZR Racer ему очень понравились.

– Какой штраф выплатит федерация, если будет нарушено соглашение с «Arena»?

– Если один человек плывет в «Speedo», то штраф – 15 тысяч евро. Два и более – 40 тысяч.

– Похоже, ВФП готова платить такой штраф.

– И это правильно. 40 тысяч евро… За такие деньги даже один сбор не проведешь. Неужели нельзя найти эту сумму под Олимпиаду, чтобы выступать в заведомо выигрышных костюмах?

– А вообще так ли велика роль этих комбинезонов? Александр Попов всех в плавках обыгрывал.

– Но сейчас-то он уже никого не сможет обыграть… В положении о соревнованиях сказано, что пловец не имеет права использовать вспомогательные средства, поддерживающие его на воде. Костюмы – поддерживают. Но их в свое время не запретили. А теперь, когда установлена куча мировых рекордов, и запрещать глупо.

Идет технологическая гонка между разными фирмами. И, думаю, это правильно. Иначе результаты бы встали. Так лучше улучшать их за счет технологий, а не допинга.

Я не согласен с главным тренером сборной Александром Клоковым, который говорит: «Плывет не костюм, а спортсмен». Успех приходит, когда все хорошо в совокупности – и физическая форма, и комбинезон. Не понимаю, почему мы игнорируем этот нюанс.

Вот американские тренеры говорят: мы – за технологический прорыв. За то, чтобы спортсмен плыл быстрее. Пловцы США нацеливаются выплыть стометровку дельфином из 50 секунд. Мы же из 51 выйти не можем. Люди уже ментально нас обогнали…

– Как вы сказали, в эстафете сборная России должна бороться за медаль. А ваши шансы в индивидуальном заплыве? В финале будете?

– Конечно, собираюсь. Я и за ту Олимпиаду себя корю… А теперь, когда у нас появился выбор костюмов… Я обязан быть в финале. Надо биться за медаль.

– В Эйндховене вы рассказывали, что вас лишили гранта спортсмена. Фактически вам не платили денег за подготовку к Олимпиаде. Сейчас ситуация изменилась?

– Нет. Меня оценивают по 2007 году, который я провел неудачно. Сейчас получаю от ВФП зарплату в три тысячи рублей – за то, что я там числюсь. На эти деньги даже квартиру не оплатишь.

– Но вы говорили, что на содержание себя как профессионального пловца необходимо три тысячи долларов в месяц. Где же вы деньги берете? Подрабатываете?

– У меня на это нет времени перед Пекином. Мои главные спонсоры – родители. Хотя мне уже 25 лет и чувствую я себя неловко в таком положении. Я вообще уже хотел бросать плавание из-за проблем с финансами. Но родители убедили меня остаться в спорте. Сказали, что Олимпиада – это мой шанс в жизни.

– Согласны? Ведь все перевернется, если вы даже возьмете бронзу.

– В это я слабо верю. Настолько привык к тому, что если не всем на тебя плевать, то многим... Хотя бороться за медаль в Пекине, конечно, буду.

Новости. Плавание