Многократная рекордсменка Европы Анастасия Зуева: Рваный купальник– это добрый знак

18-летняя Анастасия Зуева, наш лидер на дистанциях 100 и 200 метров на спине, может вернуться из Пекина с олимпийской медалью. Теоретически. На практике же, когда корреспондент «Советского спорта» побывал на сборах российских пловцов на «Озере Круглом»,
news

ПЛАВАНИЕ
ДО СТАРТА ОЛИМПИАДЫ – 14 ДНЕЙ

18-летняя Анастасия Зуева, наш лидер на дистанциях 100 и 200 метров на спине, может вернуться из Пекина с олимпийской медалью. Теоретически. На практике же, когда корреспондент «Советского спорта» побывал на сборах российских пловцов на «Озере Круглом», и сама Настя, и ее тренер Наталья Козлова всячески открещивались от подобной перспективы. И правильно – загад не бывает богат.

«БОРИСЬ ЗА СВОЙ ШАНС»

— Ну о чем вы будете говорить с Настей? Каждый день ее журналисты отвлекают, — корила меня Наталья Козлова. – Зачем накручиваете ее перед Пекином? Вот, Зуева должна, обязательно должна взять медаль... Это же лишний стресс.

Строгого тренера я уговорил, только пообещав, что сам лично требовать золота от Зуевой не буду, а также пригласив Наталью Андреевну к беседе. Кто лучше нее сможет рассказать о своей талантливой ученице?

— На что делаете упор в тренировках?

— На оттачивание элементов, — рассказывает Козлова. — Основную работу уже проделали. Сейчас много времени уделяем поворотам, стартам… В общем, технике. За день Настя проплывает 8—8,5 километра.

— Анастасия, признайтесь, вам не страшно перед Олимпиадой?

— Пока нет. Еще рано. Здесь, на «Круглом», все свое, родное. Мандраж, наверное, наступит за неделю до Пекина. А может, и не наступит. Вообще-то я уже на Европе была, на юношеском чемпионате мира... Не скажу, что у меня много опыта. Но надо уметь справляться с нервами.

— Как вы начали работать вместе с Козловой?

— Я родилась в Воскресенске. А когда мне было 15 лет, меня заметили на Спартакиаде школьников и пригласили на всероссийские сборы. Мы поработали с Натальей Андреевной, и она предложила мне переехать к ней в Пензу. Мол, понравится – останешься. Я и осталась.

— У нас в Пензе построили и закрытый, и открытый бассейн на 50 метров, — добавляет Козлова. – Очень хорошие условия для подготовки пловцов уровня сборной.

— Хотя поначалу много плакала, — продолжает Зуева. — Было тоскливо, одиноко. Ни родных, ни близких. Я оказалась одна в чужом городе. Но на мое решение во многом повлияла мама. Она сказала: «Это твой шанс. Борись за него».

Сейчас-то я, конечно, ни о чем не жалею. Но тогда, в 15 лет, совсем не была уверена, что хочу стать профессиональной спортсменкой. Если бы осталась в Воскресенске, у меня была бы совсем другая жизнь. Поступила бы в Академию туризма…

— Любите путешествия?

— А кому не нравится ездить по разным странам? Теперь отдых у меня будет после Олимпиады. Неплохо бы улететь в теплые края, к морю. Но лучший отпуск – это дома, в Воскресенске.

«УЧУСЬ У КОМАРОВОЙ»

— Раньше вы плавали кролем?

— До 15 лет. Как раз на той Спартакиаде я выиграла 50-метровку вольным стилем. А потом решила перевернуться. Считаю, что это два похожих вида плавания.

— Насте больше подходит стиль на спине, — считает Козлова. – У нее физиология такая – переизгибы в суставах локтей и коленей. Она именно легла на спину. А в кроле, при всем нашем желании, такой идеальности мы добиться не можем.

Не всем дано совмещать несколько стилей. Я раньше работала с девочками по комплексному плаванию. Отдельно можно плыть разными стилями очень хорошо. Но не факт, что удастся все собрать в единое целое. Главное – уметь быстро переключаться в голове с одного стиля на другой.

— Настя, у вас, наверное, часто спрашивают про отношения с Комаровой. Вы все-таки конкурентки…

— Но между нами нет неприязни. Как говорит сама Стася, у нас немного разные поколения. Я, наоборот, стараюсь чему-то учиться у Комаровой как у старшего товарища. Хорошо к ней отношусь. Да и нельзя нас сравнивать. Стася большего достигла – выиграла серебро Олимпиады в Афинах. Мне к этому еще идти и идти.

— Считается, что «коронка» Комаровой – 200 метров, а у вас – стометровка.

— Это верно. Мне не хватает на двухсотметровке даже не «физики», а концентрации. Очень жаль, кстати, что на Олимпиаде не плывут полтинник на спине. Все-таки я люблю спринтерские дистанции. Но надо понимать, что 100 и 200 метров взаимосвязаны. Если подтянуть одну дистанцию, то и на другой прибавишь.

«МАНАДУ МЕНЯ РАЗОЗЛИЛА»

— Ваши основные соперницы в Пекине – американки Натали Коглин и Маргарет Хольцер, зимбабвийка Кирсти Ковентри, француженка Лаура Манаду…

— А почему вы думаете, что именно они? Олимпиада – непредсказуемая штука. Выстрелить может даже тот, кого нет в десятке мирового рейтинга.

— Но тут не только фамилии, но и цифры. Коглин на стометровке подняла планку до 58,97. Хольцер плывет 200 метров уже за 2.06,09.

— Значит, будем к этой планке тянуться, — улыбается Настя.

— Комарова, которая будет выступать в Пекине на двухсотметровке, рассказывала мне о психологии той же Ковентри. «Она утром встает, чистит зубы и думает: «Почему бы мне сегодня не проплыть 200 м за 2.06?». Идет и плывет».

— Я могу, например, с утра подумать, что проплыву двухсотметровку за 2.03. Но, конечно, у меня ничего не выйдет. Важны подготовка, желание, психологический настрой, характер. У нас одно золото на всех. Победит тот, у кого все нюансы лучше всего сойдутся воедино.

— Ваш характер хорошо показывает случай на чемпионате Европы в Эйндховене, когда в полуфинале стометровки Манаду отобрала у вас европейский рекорд. Главный тренер сборной Александр Клоков подошел к вам и сказал: «Что, Настя, обидно? Рекорд потеряла». А вы ответили: «В финале его обратно отберу». И отобрали.

— Я тогда жутко разозлилась на Манаду. Это и дало мне силы на то, чтобы выиграть золото. Очень важно, чтобы такой настрой был на Олимпиаде.

— У вас есть проблема с комбинезонами?

— Новую модель «Arena» обещают подвезти через пару дней. Но я об этом не тревожусь. В марте, прямо перед самым чемпионатом Европы, мне дали ареновскую модель «Revolution». Я к ней уже привыкла, мне этот комбинезон полностью подходит. Это лучше, чем любая неизвестная разработка фирмы «Arena». Или костюм «Speedo», в котором нам плыть не разрешают (из-за спонсорских обязательств федерации. — Прим. ред.).

— К тому же на чемпионате России двое спортсменов плыли в «Speedo», — продолжает Козлова. – Игорь Марченко, который хотел отобраться в баттерфляе в Пекин, но у него не получилось. А также брассистка Лена Богомазова, и у нее тоже мало что вышло.

— Последняя модель «Arena», которую нам предлагали во Франции, мне не слишком понравилась, — говорит Зуева. – Тяжеловата немного… На этот костюм сверху наложены полоски резины – в отличие от «Speedo», где эти полоски слиты с тканью гидрокостюма. Большая разница.

— Я слышал, комбинезоны прямо на вас рвались?

— Да, было такое на зимнем чемпионате России в Санкт-Петербурге. Прямо перед стартом костюм лопнул у меня… между ног. Разошелся по шву. Я чуть не в слезах побежала к Наталье Андреевне. Но она развела руками: «А что делать? Плыви».

— И как проплыли?

— Побила рекорд Европы. Теперь тренер говорит, что если у меня рвется купальник, то это добрый знак свыше. Значит, все будет хорошо.

— Теперь даже не знаю, что пожелать вам в Пекине. Побольше рваных купальников?

— Нет уж, давайте обойдемся без неприятных историй.

— Вас еще не достали журналисты?

— Я стараюсь давать поменьше интервью накануне Олимпиады. Понятно, что на меня возлагают большие надежды. Но наобещаешь с гору, а потом бац – и окажешься нигде. Хотелось бы избежать пустых слов.

— Давайте тогда договоримся: как только вы выигрываете медаль в Пекине, сразу делаем большое интервью. Тогда слова не будут пустыми.

— Я согласна, — улыбается Настя.

Новости. Плавание