Серебряный призер Олимпиады Екатерина Илюхина: Наконец-то хоть что-то выиграла!
СОБЫТИЕ ДНЯ
ВАНКУВЕР-2010
– Первая на гору, последняя с горы, – так характеризует Илюхину ее тренер Денис Тихомиров. И добавляет: – Она столько пахала на тренировках, что не выиграть медаль в Ванкувере просто не могла. Как говорил классик русской литературы Александр Солженицын: «Надо дерзать – в этом пафос великих моментов!». Катя дерзнула, когда все смирились со стихией, и теперь ее знает весь мир.
«НОГИ НЕ ИДУТ, А РУКИ ТРЯСУТСЯ»
Катя Илюхина родилась 22 года назад в Мекке российского сноуборда — Новосибирске, но сейчас живет в Ханты-Мансийске. Весь год она летает по Америкам и Европам, где выступает на этапах Кубка мира, поэтому с родными почти не видится, из-за чего всегда сильно переживает. Еще у нее есть брат и сестра – они тоже гоняют на сноубордах, но на Олимпиаду пока не отобрались.
— Как отметите серебряную медаль?
— Даже не знаю. Отрываться – не мое. Не хожу ни на какие дискотеки в клубы, мне это неинтересно.
— Но чувства скрывать не любите – это видно.
– На самом деле пока еще не ощущаю, что завоевала олимпийскую медаль. У нас столько было тренировочных дней в Канаде – ведь мы сюда приехали три недели назад – я так устала от ожидания. Только представьте, каждый день выходишь на тренировку, катишь шикарно. Думаешь, прокатиться бы так на Олимпиаде. Вчера я полдня ходила, не понимала, что со мной происходит. Представляла трассу – как по ней еду, а ноги не идут, а руки трясутся.
— А вас действительно называют королевой тренировочных заездов?
— О да! У меня на тренировках все замечательно. А как на старт выхожу – ничего не получается, перегораю.
— Что не получается?
— Может быть, какая-то неуверенность в себе мешает, —вслушивается в себя Катя. —Только сейчас я подошла к Олимпиаде в более-менее серьезной форме. Все думала постоянно, почему ж столько тренируюсь и не могу никак завоевать хоть какое-нибудь место хорошее, — а тут она уже жалуется. – Квалификацию на скорость выигрывала, первые заезды, а дальше – пустота. В финалы никак не могла попасть.
— Именно поэтому у вас летом появился психолог?
— Да. Лариса Кузнецова.
— Это она вас так на медаль настроила?
— Она сказала: «Кать, ты так хорошо себя чувствуешь, такой у тебя пульс размеренный, первый раз вижу подобное», — хохочет Илюхина. – И обняла потом, и в ушко шепнула: «Ты достойна медали, ты выступишь хорошо». Я тогда не обратила на это внимания, но видите, как все получилось!
— А спали накануне нормально?
— До полуночи не очень, а потом – замечательно.
ТРЕНЕР СКАЗАЛ: «ТОПАЙ!»
– Почему вы вообще стали заниматься сноубордом?
– На самом деле в спорте я давно. Начинала с горных лыж, но просто как любитель – родители поставили. А потом увидела сноуборд. Знакомые подарили. Я стала серьезно заниматься, и меня пригласили на Кубок России и чемпионат России, где я заняла третье место. Наконец взяли в сборную. И все последние годы я тренировалась-тренировалась, трудилась-трудилась, надеялась-надеялась. Были удачные моменты, когда выигрывала общий зачет Кубка Европы, и падения – последние два года очень трудно шла, неудачно выступала.
– Верили, что сможете дойти до финала?
– Где-то глубоко в сердце, возможно. Предполагала, с кем-нибудь из подруг по сборной встречусь в четвертьфинале. Увы, Кате Тудегешевой не повезло – ошиблась.
– У вас ведь тоже была ошибка в полуфинале?
– После нее я была в шоке. Упала на пороге, встала, попрыгала, поехала, наконец. Думала, может, и соперница случайно упадет. А она все не падала, — удивляется Илюхина. – Перед второй попыткой тренер сказал: «Проедь, как сможешь», и еще сказал: «Топай!», — хихикает Катя. – И я так топнула! Выложилась до конца. Она ехала впереди, я ее догоняла-догоняла и в самом конце умудрилась выиграть 14 сотых секунды.
— На сайте Олимпиады написано, что у вас прозвище Чики-Йо-Йо?
— Что? Никогда об этом не слышала.
— А какое же?
— Катрин!
— Катрин по жизни рисковая или расчетливая?
— Это когда как, — задумывается Илюхина и через несколько секунд уже серьезно отвечает: – Как интуиция женская подскажет, так и иду по жизни.
– В финале во второй попытке рисковали, ведь все равно серебро уже в кармане?
– Рисковала. Вверху проехала нормально, а внизу занесло. На флаг напоролась и скорость потеряла. Хотела такой же фокус, как до того с австрийкой в полуфинале, проделать: пока она по синей дорожке дребезжала, я по-быстренькому по красненькой промчалась. Затем во втором заезде наравне проехала: отпустилась пораньше, и меня доска выкатила. В финале так сделать не получилось.
БЯКИ НА МАСКЕ
– Катя, все жаловались на погоду и условия, плакали и причитали. И только вы говорили: все супер, все замечательно!
– А меня такая погода взбадривает. Когда условия идеальные, я что-то не очень качу. Вот смотрю на другие команды: туман стоит или дождь льет – они на трассу ни за что не сунутся. То ли дело Россия: «Так! – всегда говорит тренер. – У нас все равно тренировка! Работаем по плану». Выходим и пашем. И сейчас я понимаю, наш подход – супер!
– Неужели, когда в ливень едешь, впереди что-нибудь видно?
– Сейчас расскажу, — оживает Катя. – Когда встаешь на старт, все кричат: «Быстрее, быстрее!». Или: «Катя, у тебя 30 секунд осталось, ты не успеваешь». И вот ботинки быстрей застегиваешь, очки еще залеплены снегом с крошками льда, ты их бумажками трешь, а протереть не получается. Какие-то бяки на ней все равно остаются. Но потом – ничего, вроде стартуешь. До половины трассы доезжаешь и видишь, что ничего не видишь. И идешь по флажкам, как пилот самолета на посадку.
– Все мучения, наконец, позади. Кому эту победу посвящаете?
– Всей России! – моментально реагирует Екатерина.
— Вы, в отличие от подруг по команде, приехали в Ванкувер без груза ожиданий, не выиграв ни одного этапа Кубка мира. Может, это и помогло?
— Да. Настал мой час! Ну, наконец-то! Я! Хоть что-то выиграла! – радостно кричит Катя.
СТАТИСТИКА
Параллельный слалом-гигант. Итоговая классификация. 1. Зауэрбрей (Голландия), 2. Илюхина (Россия), 3. Крейнер (Австрия), 4. Йорг (Германия)… Тудегешева (Россия) выбыла в 1/8 финала. Заварзина и Болдыкова (обе – Россия) не прошли квалификацию.