Правда «Снежного человека». Изгнанный из сборной России тренер Владимир Фоминых готовит в сибирской глубинке новых чемпионов
СОБЫТИЕ ДНЯ. ОЛИМПИАДА-2010
СНОУБОРД
Сегодня в Ванкувере в параллельном слаломе-гиганте женщины разыграют комплект наград. Две сибирячки – Екатерина Тудегешева и Светлана Болдыкова – в числе главных фаворитов. Обе – воспитанницы таштагольского тренера Владимира Фоминых. Накануне олимпийского старта ваш корреспондент отправился в Горную Шорию в гости к бывшему старшему тренеру сборной России. Туда, где, по словам очевидцев, водятся йети*, где коренные жители шорцы освоили доску для сноуборда лучше ружья. И где на 200 учащихся СДЮШОР два деревянных туалета без удобств.
ТАШТАГОЛ. ДО ЛЫКОВОЙ АГАФЬИ – 80 КМ…
Трансляции из Ванкувера навевают тоску. А не двинуть ли в гости к заслуженному тренеру России по сноуборду Владимиру Фоминых? Правдорубу, выведенному из сборной России с «диагнозом» от президента ОКР Леонида Тягачева: «подвержен русской болезни»? Лучшего прогнозиста наших олимпийских шансов не сыскать: в Ванкувере честь России защищают четверо воспитанников Фоминых!
Только не верьте, что Таштагол – край географии. До заимки отшельницы Агафьи Лыковой отсюда – еще километров 80 по хакасской тайге. Но зато здесь, если повезет, есть шанс накормить с руки ростками сочной колбы (черемша, растущая под настом)… «Снежного человека». Кузбасские информагентства который год будоражат потенциальных туристов новостями о том, как добродушные йети едва ли не гурьбой норовят записаться на прием к главе местной администрации. Вот и мой провожатый в 170-километровом автоброске Новокузнецк –Таштагол, богиня кузбасского телевидения Елена Рыленкова хитро подмигивает:
– Не знаю, отыщете ли вы на Туманной Фоминых, но встречу с йети я вам гарантирую.
Елена не врет. При въезде в поселок Шерегеш вооруженный доской для сноуборда пластмассовый йети-великан «при минус 30» весело позирует на постаменте.
– Йети с легкой руки журналистов – новый символ Горной Шории, туристы млеют, – поясняет мне Елена у подножия горы Туманной, облачаясь в ботинки для горных лыж. – А вам повезло, в-о-он на горе в черном плаще и наш «Снежный человек» – Владимир Фоминых, еще один символ первозданной, дикой природы. Удивлюсь, если разговорите отшельника, с местными журналистами он почти не общается.
Посмотрим.
КЛОЗЕТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Прежде чем подняться на гору к «Снежному человеку» – одному из отцов-основателей сноуборда в России и воспитателю чемпионки мира Екатерины Тудегешевой – через поиск туалета знакомлюсь с инфраструктурой таштагольской кузницы талантов. Короткий экскурс шокирует. Вотчина директора СДЮШОР по сноуборду Владимира Фоминых – пять вагончиков из бруса. Вагончики напичканы круглосуточно работающими электрообогревателями. Мини-вагончик мультифункционален – это раздевалка, тренерская, сушилка, место проведения теоретических занятий для двухсот спортсменов, занимающихся при школе. Я нашел туалет, целых два холодных деревянных «скворечника» на 200 спортсменов. Душевых комнат искать не имело смысла.
А вот и сам Фоминых с горы на лыжах. За четыре года, прошедших с момента нашей первой встречи перед Турином-2006, тренер сменил имидж – короткую стрижку на волосы до плеч, заплел хвост. Просто «двойник» актера Авилова – исполнителя главной роли в кинофильме «Граф Монте-Кристо».
Фоминых еще более осунулся. Немудрено. Пятнадцать месяцев назад его убрали с поста старшего тренера сборной России, тогда же отказалась работать с Фоминых любимая ученица Екатерина Тудегешева. Вместо поездки в Ванкувер, куда отобрались четверо его воспитанников, Фоминых пашет снег в забытом богом Таштаголе.
«НАМ НУЖНА «СПОРТИВНАЯ ТЮРЬМА»
– Доброго здоровья, Владимир Викторович, боюсь, что даже спартанцы не выдержали бы таких условий содержания… – с искренним уважением жму жилистую руку.
Фоминых отвечать не спешит, приветливо приглашая пить чай с облепиховым вареньем в штабную (финишную) комнату, основание которой – бывший личный гараж Фоминых.
– Условия люди сами себе создают, в 2003 году на этом склоне Туманной вообще сосны росли, – машет руками Фоминых. – Потом вырубили трассу, потом вот гараж свой раскатал на бревна, чтоб было где переодеваться моим ученикам. А склон ведь этот уникальный – в мире таких нет. Здесь на одном склоне все условия для одновременных занятий во всех пяти видах сноубординга. Обычно дисциплины раскиданы, а тут все вместе. Когда в Кемеровской области были деньги – приобрели подъемники, снегоуплотнительную технику, пушки для искусственного оснежения. 200 миллионов рублей вбили в трассу, а потом бац – кризис… Планировали ведь попасть под федеральную программу, когда центр открывали, а со сменой власти в российском спорте строительство центра заглохло. Так что за холодные уборные не взыщите…
– Их отсутствие не помешало вам воспитать чемпионку мира.
– И что теперь – надо плюнуть на развитие инфраструктуры? – с полуоборота заводится Фоминых. – По уму здесь надо создавать круглогодичный центр подготовки сноубордистов, спортинтернат – «спортивную тюрьму», если, конечно, нашим спортивным чиновникам нужны олимпийские медали, а не сметы. У нас ведь как в сборной России – накатывают лучших спортсменов по буржуйским трассам, деньги палят, вместо того чтобы собственные центры в стране развивать. Для завершения строительства центра на Туманной – с тренажерными залами, общежитием, медико-восстановительным центром – согласно проекту нужно еще 800 миллионов рублей. Много? Но если зацепилось у России в сноуборде, почему его не развивать?
Арифметика простая: на Олимпиаде только в сноуборде разыгрывается 18 медалей. А у нас на сегодня в Ванкувере россияне во всех видах завоевали 13 наград. Не будут в России построены такие центры – будем и в сноуборде кувыркаться, как в горных лыжах. В аутсайдерах!
В последний год я вижу на телеэкранах одни растопыренные пальцы: чиновники пытаются за счет русского патриотизма исправить ситуацию, обещают спортсменам большие награды. Поняли, что мы уже глубоко сзади, и гонят вперед. Сто грамм – и в атаку; это тоже ход, но малоэффективный.
– Сами давно прозрели или самое время настало для критиков?
– Я еще в Турине прозрел, когда изучил сводные данные спортсменов по сборной России: у нас 70 процентов – старые кадры, нет молодежи. Я тогда сказал: в Ванкувере мы будем в ж… А в Сочи будет еще хуже!
– Неприятное пророчество.
– А чего мне бояться? Дальше Таштагола не сошлют. Это мое мнение: за четыре года восстановить систему подготовки кадров, как при СССР, – невыполнимая задача. Мы запаковали в самую лучшую спортивную форму стариков и старух. Нам талантливый молодняк нужен, современные спортивные центры. А я, стыдно признаться, тренажеры делаю из сеток панцирных коек, списанных в местной больнице. Старшими тренерами в сборных командах страны должны работать спортивные профессионалы, а не функционеры. А у нас главный тренер сборной определяется не по своим деловым качествам и заслугам, а по московской прописке.
«О ПРИЧИНАХ РАЗРЫВА С КАТЕЙ НЕ ХОЧУ ГОВОРИТЬ»
– В вас говорит обида за отстранение от сборной России?
– Знаешь, мне более всего обидно, что мои спортсмены на меня наплевали, поддавшись на посулы: хочешь иметь зарплату члена сборной России, выезжать на этапы Кубка мира – откажись от Фоминых. У нас ведь какая практика: только спортсменчик зазвездил – тут же его выдергивают в Москву, но без тренера. А жизнь-то не заканчивается: вернутся в Таштагол мои ученики – посмотрим друг другу в глаза.
Кстати, похожая ситуация у мордовского тренера по спортивной ходьбе Чёгина, только спортсмены его еще не продали.
– Говорят, что причина вашего отстранения от сборной – не подверженность «русской болезни», а разрыв с Тудегешевой, вашей самой талантливой ученицей.
– О причинах разрыва с Катей не хочу говорить, там задета ее личная жизнь. Поэтому не имею права, – вздыхает тренер, переводя взгляд на портрет из Турина-2006, где Тудегешева и Фоминых счастливо улыбаются. – Но, думаю, дело не только в личной жизни. Через полгода после того, как меня вывели из сборной России, один из наших тренеров за мою воспитанницу Тудегешеву получил звание заслуженного тренера России. А моя «русская болезнь» — в диких условиях готовить новых чемпионов мира.
– Оцените шансы в Ванкувере ваших воспитанниц Тудегешевой и Болдыковой…
– Явного лидера в мире сейчас нет. Катя занимала 10-ю позицию по результатам Кубка мира. Но Тудегешева – лед и пламень. Она импульсивна, а учитывая ее нестандартную технику, может выстрелить. Когда я с ней работал, то не смог довести ее поворот на носках до идеальной техники – и мне пришлось ее недостаток превратить в достоинство. Стали поговаривать, что это новая реактивная техника – таз наружу. А секрет прост: чтобы удерживать равновесие при технической погрешности Кате нужно кататься на очень больших скоростях. Вероятность падений очень велика. Но не зря Тудегешеву прозвали русской торпедой – соперницы, даже имея преимущество в полторы секунды, ее боялись, потому что она это отставание умела отыгрывать.
Так произошло в финале чемпионата мира в 2007-м в заезде с Амелией Кобер – Катька в первой попытке легла, а во второй отыграла преимущество метров в 25. Кобер, чувствуя, что та ее догоняет, брякнулась. Правда, есть у Кати и еще одно прозвище – Маугли. Если она уйдет в себя во время соревнований – крайне тяжело будет ее растормошить.
Светлана Болдыкова тоже может завоевать медаль. Уже несколько лет она – лидер сборной России. На мой взгляд, главный сюрприз в параллельном слаломе-гиганте надо ожидать от немки Амелии Кобер. Я помню, какая она зомбированная приехала в Турин в 2006-м за два дня до старта.
ВНИМАНИЕ: ЗОМБИ НА ТРАССЕ
– Что за зомбирование?
– Мы, сноубордисты, приехали в Турин за пять дней до старта, а Кобер появилась за два. Мы ее не узнали, всегда общительная, улыбчивая, она никого в упор не замечала, рядом с немкой неотступно следовал человек. Думаю, накачали девушку в психологическом плане. Она серебро тогда выиграла. Это не допинг, это новые методики подготовки спортсмена к самому важному старту в жизни.
После Турина, где Тудегешева была пятой, я стал в эту проблему окунаться. А почему нельзя воздействовать на психику спортсмена, если это не запрещено? Будущее спорта высших достижений за теми, кто сможет навести порядок в голове спортсмена накануне стартов. Своих я называю чемпионами мира по тренировкам – мы тренируемся выше крыши. Нам потребовалось через семь лет погони по этапам Кубка мира, чтобы набраться опыта, закалить свою психику и начать бить буржуев.
Если бы я готовил сборную России к Олимпиаде в Ванкувере, я бы уже с 2008 года привлек в команду психолога, владеющего гипнозом. Сам проникнуть в голову спортсмена я не могу. Иногда, правда, получалось. В 2007 году на чемпионате мира Катя провалила в финале первую попытку. Я не знал, как настроить ее на подвиг – самого колотит. Тудегешева ко мне подъезжает, а Кобер, смотрю, довольная такая, разминается. Я говорю: Катька, в 41-м мы немцев побили, неужели сейчас вперед пропустим, давай жми по полной! Катя мне: щас попробуем, – и объехала немку. Склон был Катькин – крутой, и она ломила по трассе, как мужик…
Фоминых заразительно смеется.
«Я ВЕРНУСЬ!»
– После отстранения от работы со сборной вы, я вижу, не теряете присутствия духа…
– Можно сломаться, – Фоминых в задумчивости трет свой нос. – Но мне было чем заняться, например, я стал… байкером. Освоил мотоцикл, волосы вот отращиваю, косуху купил кожаную. И все 15 месяцев после отставки настраивал, как часы, систему подготовки спортсменов на Туманной. Увлекательный процесс. Результат налицо – на первенстве России в начале февраля сноубордисты Кузбасса выиграли 33 медали из 60, оставив далеко позади себя другие регионы.
Сейчас в России провальное направление в сноуборде – борд-кросс. Я понимаю, что к параллельному слалому меня не подпустят, но если я создам в борд-кроссе команду, которая будет всех валить – чиновникам ничего не останется, кроме как меня вновь пустить на международный уровень. Да и сам хочу доказать, что наши пацаны и девчонки не хуже буржуев в этом виде…
У меня сейчас тренируются четыре юные звездочки талантливее Тудегешевой. Помню, в 2005 году на тренерском собрании Кубка мира в Крайшберге тогдашний старший тренер сборной Австрии Рихард Пикль сказал, что русская команда по сноуборду является одной из самых молодых и перспективных команд мира. Думаю, года через два в мире вновь заговорят о школе Фоминых.
– А в чем главный секрет техники Фоминых?
– Я первым начал репетировать прохождение виражей на сноуборде по воде при помощи скутера. На скорости 70 км в час. Все лидеры сборной России прошли эту школу. Потом этот метод стали применять иностранцы, но первым был я.
«ДЕВОНЬКИ, ВПЕРЕД!»
– Есть желание передать напутственные слова своим ученицам накануне олимпийского старта? Или все-таки не можете простить измену?
– Я ж нормальный мужик, а не баба. Конечно, есть горечь от расставания, но любви-то к ученикам в сердце гораздо больше…
Фоминых недолго думая выводит на бумаге широким росчерком:
«Катя, Света!
Слежу за вашими выступлениями и спортивной формой. Надеюсь и уверен, что у вас получится. Таштагол и Кузбасс с вами! Девоньки, вперед!
25.02.10. Владимир Фоминых».
P.S.
Фото не врут. Пока мы три часа прихлебывали чай в тренерской комнате Владимира Фоминых, склон Туманной растворился в тумане. А живого йети в этот раз я в Горной Шории не встретил. Хотя если внимательно посмотреть на личность Фоминых – загнанного обстоятельствами и самим собой в медвежий угол…
Неприрученный йети российского сноуборда.
* Йети – «Снежный человек».
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Владимир ФОМИНЫХ
Родился в 1953 году.
Мастер спорта по горнолыжному спорту. Заслуженный тренер России. С 1994 г. начал развивать сноуборд. В 1999–2008 гг. – старший тренер сборной России по сноуборду.
Воспитал чемпионку мира-2007 Екатерину Тудегешеву.
В 2007 году после ЧМ признан лучшим тренером по версии Международной федерации ФИС.
Ученики Фоминых на Олимпиаде в Ванкувере: Станислав Детков, Екатерина Тудегешева, Светлана Болдыкова, Андрей Болдыков.