Михаил Девятьяров: С корейцами общался с помощью гугл-переводчика
Знаменитый в прошлом лыжник, а ныне тренер Михаил Девятьяров год проработал в Корее со сборной этой страны. По возвращении российский специалист дал интервью «Советскому спорту».
«НЕ ХОТЕЛ ЕХАТЬ В КОРЕЮ»
- Год назад вы трудились вторым
тренером в спринтерской группе сборной
России, которую возглавлял Юрий Каминский.
И вдруг такая резкая перемена. Почему?
-
Честно говоря, сам не думал, что окажусь
в Корее. Весной пошлого года Юрий
Михайлович Каминский
ездил в Корею с группой спортсменов
на соревнования, я не поехал. Там
к Каминскому подошли люди из ассоциации
лыжных видов спорта Кореи, попросили
подобрать им какого-нибудь специалиста.
Каминский в первую очередь, ко мне обратился, потому что перспективы у нас были не лучшие. Уже объявили, что будет сокращение команды. Я и он чувствовали, что, видимо, мне придется оставить пост второго тренера.
- Получается, предложение поступило
вовремя?
- Он
приехал, рассказал о предложении
корейцев, а я ни в какую - незнакомая
страна, да и главным не очень хотел быть.
- Но
все же согласились?
- Подумал,
подумал и дал согласие. Но даже после
этого долго сомневался, надеялся: может,
не утвердят, может, не придется ехать.
Потом позвонили и сказали, что меня
утвердили на должность старшего тренера
женской и мужской команд. Тут уже что
думать - надо ехать.
- Какие задачи корейцы перед вами
поставили?
- Поднять
уровень лыжников Кореи, чтобы достойно
выступали на международных соревнованиях.
- Про медали на домашней Олимпиаде
речь шла?
- Исходя
из результатов команды, конечно, нет.
Руководители федерации трезво оценивали
уровень своих лыжников. Достаточно было
открыть протоколы Кубка мира - корейские
фамилии там в самом конце.
- Когда увидели своих новых подопечных,
не было мысли: куда я попал?!
-
Признаться, был немного ошарашен. Когда
я приехал, утром построили команду.
Смотрю на них: какие же они все разные!
Если российскую сборную построить –
все атлеты, ребята и девчонки крепкие,
мускулистые. А тут – один высокий, другой
низкий, приземистый, плотный, четвертый
в очках, вылитый студент-отличник.
Вдобавок, возрастной разброс у команды
очень большой – от 18 до 35 лет.
Потом на тренировку вышли, поехали на роллерах кататься, вижу, что движения они выполняют довольно неплохо. Беговая тренировка была – вместе с ними пробежался, показал имитационные упражнения, они начали все это выполнять, в принципе, все схватывали быстро.
«ЛИДЕРУ
ЖЕНСКОЙ СБОРНОЙ 35 ЛЕТ»
-
Когда
руководители федерации смогли воочию
увидеть, как вы подняли уровень?
-
Самые главные соревнования этого сезона
– это Азиатские игры, которые прошли в
Японии 20-27 февраля. К команде присоединился
Магнус Ким,
норвежский кореец: отец у него норвежец,
мать – кореянка. Магнус постоянно живет
в Норвегии, там тренируется, выступает
за местный клуб. В Корею приехал в
середине января для подготовки к главному
старту сезона - Азиатским играм.
В прошлом году он стал чемпионом Всемирной юношеской Олимпиады, на юниорском первенстве мира был вторым. На него возлагают в Корее большие надежды.
- Как
Ким на Азиатских играх выступил?
- Выиграл золотую медаль в
спринте, серебряную в классической
гонке и ребята завоевали бронзу в
эстафете. Магнус бежал последний этап,
но ребята передали ему эстафету третьими,
с отрывом 17 секунд, ему нужно было просто
удержать третье место, отрыв от лидера
был большой.
- Как в женской сборной с лидерами
дело обстояло?
-
Там лидер Ли
Че Вон, хотя
ей уже 35 лет. В Японии на Азиатских играх
она завоевала две серебряных медали,
плюс в эстафете девчонки были третьими.
Причем бронза – целиком заслуга Ли Че
Вон. Она на последнем этапе с четвертого
места отыграла 40 секунд. Еще одна наша
девочка завоевала бронзу в спринте. Ну
и я считаю главным успехом выступление
спортсменки на недавнем этапе Кубка
мира в Пхенчхане. Ли Че Вон впервые в
истории лыжных гонок Кореи поднялась
на столь высокое 12-е место в скиатлоне.
Да, можно сказать, что туда не все
сильнейшие приехали, но она обыграла
спортсменок, которые входят в двадцатку
сильнейших на Кубке мира.
- Ваш контракт сопоставим с контрактами
тренеров в России или Норвегии?
- Мне
предложили стандартный европейский
контракт. Норвежцам наверняка больше
платят.
-
Восточный менталитет сразу почувствовали
– уважение к тренеру?
- Это да, этого у них не отнимешь.
После каждой тренировки там принято
говорить тренеру «спасибо». Все
выстраиваются и благодарят. Кто-то один,
как правило, лидер, начинает говорить,
все остальные подхватывают. И обязательно
нужно головой кивнуть – кивком головы
и приветствуют и прощаются.
- Общались через переводчика?
-
Помогал мне Владимир
Иванович Ли, который
сейчас живет в Магадане.
Он родился и вырос в Приморье в корейской
деревне, где в те времена существовали
корейские школы, поэтому в совершенстве
владеет корейским языком. Но он помогал
мне всего месяц.
- Что
случилось?
- В
федерации решили, что этого достаточно.
Но думаю, дело в элементарной экономии.
- Как
же вы работали?
- Со
своими двумя помощниками, корейскими
тренерами, верстали перспективные планы
подготовки, обсуждали каждую тренировку.
Все с помощью гугл-переводчика. А тренеры
это доносили до спортсменов.
- Вы
тренировались только в Корее?
-
Летом в Корее, в августе-сентябре уезжали
на целый месяц в Новую Зеландию, там в
это время зима. В октябре поехали в
Россию – в Алдан, в Якутию, где уже к
тому моменту был снег. Две недели
тренировались в знаменитом Лыжном
Центре совместно с командой Юрия
Каминского, где нам предоставили самые
лучшие условия и уже оттуда улетели в
Финляндию. С нашими биатлонистами не
пересекся, они все время в России
тренировались. Тимофея
Лапшина
увидел только в феврале в Альпенсии
(один из городов уезда Пхенчхан. – Прим.
ред.), где он
тренировался и ожидал получения
корейского гражданства.
- Не
собирается обосноваться в Корее?
- Никто
из ребят об этом не думает, они сохранили
российские паспорта. А корейское
гражданство приняли только ради продления
спортивной карьеры.
-
Говорят, олимпийская трасса в Пхенчхане
очень сложная.
-
Действительно сложная, особенно для
спринтеров, - равнинных участков
практически нет, разве что начало
пологое, но потом крутизна подъемов
лишь увеличивается. Два подъема очень
крутых, потом спуск, разворот и еще один
подъем. В прошлом году он был меньше,
его в этом еще увеличили, а после него
сложный спуск, поворот достаточно резкий
и короткая финишная прямая – отыграть
что-то на ней практически нереально.
Высота? Порядка 700 м над уровнем моря.
- Какая в Пхенчхане погода в феврале?
- Проблем
с погодой быть не должно. По ночам
достаточно холодно – доходит до -15
градусов. Днем, конечно, оттаивает, но
там достаточно пушек для того, чтобы
делать искусственный снег. Если и
пригреет солнышко то ближе к обеду, к
вечеру уже заметно холодает. А все
соревнования по лыжам и биатлону
запланированы на вторую половину дня.
«ПРЕСТИЖНО ИМЕТЬ БМВ ИЛИ «АУДИ»
- Вам снимали квартиру?
- Мне
предлагали поселиться в квартире, но я
предпочел жить в гостинице. Мы базировались
в Альпенсии, это альпийский городок,
там гостиницы европейского типа. Рядом
горнолыжные и санно-бобслейная трассы.
- Но машину-то наверняка выделили?
- На
команду дали два микроавтобуса, этого
хватало. Я везде ездил с командой. С утра
загрузились, поехали на тренировку,
когда возвращались, обычно останавливались
поесть в кафе.
- К
местной кухне быстро привыкли?
- Что
они дают, ем нормально, проблем нет. Там
еще много всяких консервированных трав
и закусок со специфическим вкусом. Они
бесплатные, это, как раньше у нас - хлеб
и горчицу давали бесплатно. Вот у них
также с этими травами. Если закуски
заканчиваются - тут же еще несут.
- Автомобили в стране в
основном корейские?
- Да,
машины местного производства в основном,
но они очень уважают европейские марки.
Престижно иметь БМВ или «Ауди».
- Кто может позволить себе такие
авто?
- Средний
класс. Мои помощники, корейские тренеры,
оба ездят на иномарках. Один у отца взял
БМВ, второй подержанную купил.
- Чем в свободное время занимались?
- Фильмы
смотрел, поначалу язык изучал, слушал
аудиоуроки. Но язык очень сложный -
забросил. Летом между сборами все
спортсмены по домам разъезжались, я
садился в наш микроавтобус – и на море,
в Каннын. До него 30 минут езды.
- Ваш
контракт закончился?
- Контракт
у меня на два года, по схеме 1+1. В мае
соберется совет лыжной федерации, и там
уже будет решать – продолжать со мной
сотрудничество или нет. Может, скажут,
что тренер им больше не нужен, - смеется
Михаил.