Как кролик превратился в волчицу. Юлия Чекалева сенсационно вытащила российскую эстафету к бронзовым медалям
Получив эстафету на четвертом этапе с полуминутным отставанием от третьего места, Юлия Чекалева сумела ликвидировать отрыв и выиграть уже вторую свою бронзовую награду на этом чемпионате. Так российский квартет, в котором также выступали Юлия Иванова, Алия Иксанова и Мария Гущина, сотворил на итальянской лыжне настоящее чудо.
КОГДА БРОНЗА КРУЧЕ ЗОЛОТА
– Я встаю в четыре утра, с рассветом. Так лучше думается, и упражнения из йоги рекомендуется делать именно в это время, – Юлия Иванова, стартер нашей команды, наверное, одна из самых необычных спорт-сменок в российском спорте. Иванова увлекается индийской философией, не ест мяса, играет на гитаре и пишет песни.
Впрочем, рядовому болельщику об этом ничего не известно. Как и об остальных девушках из нашей сборной. Из этой незнакомой широкой публике массы пару дней назад выделилась Чекалева – после сенсационной бронзы в гонке на 10 км. Тогда казалось: это потолок. Но наши лыжницы, которые по мировому рейтингу не попали даже в первый ряд стартующих (!), оказались способны на гораздо большее, чем было принято думать.
Иванова на старте ломает палку, а затем попадает в мини-завал с участием финки и выскочившего на трассу болельщика. Иксанова не выдерживает темпа несгибаемой Юстины Ковальчик из Польши и теряет заветную третью позицию. Мария Гущина на третьем этапе – вообще вчерашняя юниорка и дебютантка чемпионатов мира.
Словом, у наших девушек имелись все оправдания, чтобы тихо «слить» эту эстафету. Приехать на каком-нибудь четвертом-пятом месте, которое и так стало бы для нас самым высоким за последние годы. Но у Юлии Чекалевой было на этот счет другое мнение.
– А что если бы Юле передали эстафету с отрывом в минуту от бронзы – она бы боролась? – вопрос после гонки личному тренеру и мужу Чекалевой, известному в прошлом лыжнику Алексею Курицыну.
– Конечно. Это наша с Юлей философия: бороться, даже если точно знаешь, что не выиграешь. Ведь любой человек по натуре лентяй. Стоит раз дать себе слабину – и потом организм уже не заставишь работать в полную силу.
Чекалева, получив эстафету в полуминуте от шедшей на третьем месте далеко не самой слабой финки Сарасойя-Лилья, именно боролась. С каждым движением она приближалась к цели, которая с дивана перед телевизором по-прежнему казалась нереальной. И – достала, догнала, оставила соперницу за спиной.
На пьедестале наши девушки обнялись. Норвежки, которые нынче доминируют в женских лыжах, как когда-то советские спортсменки, шведки – все они выступили в свою объективную силу и выиграли медали, на которые рассчитывали. Наши прыгнули выше головы, реализовав один шанс из сотни. Такая бронза – круче иного золота.
«ГУЛЯЮЩАЯ ЛЫЖНИЦА»
– Вы верили, что Юлия сможет отыграть полминуты и выиграть бронзу? – вопрос мужу Алексею.
– Если честно, нет. Но уже по ходу этапа заметил, что финка сильно устала. Постепенно, глядя на мощный, уверенный Юлин ход, я понял, что за бронзу можно побороться. Особенно когда Юля как от стоячей ушла от американки, которой на передаче эстафеты проигрывала порядка 10 секунд.
– После бронзы в «разделке» Чекалева в одном из интервью сказала, что муж в шоке.
– Еще бы! – смеется Курицын. – Когда я понял, что счет между Юлей и немкой Гесснер пойдет на десятые доли секунды, даже закрыл глаза в момент финиша. Во время эстафеты такого уже не было: я смотрел, как девчонки устроили радостную кучу-малу, и душа пела.
– Юлия рассказывала, что открыла в себе новые резервы после родов. Правда, что она уже спустя две недели после рождения вашего сына Матвея каталась на лыжах?
– Юля рвалась встать на лыжи вообще почти сразу после родов. Но я ее уговаривал, что все надо делать постепенно, не насилуя организм. В принципе она была готова тренироваться день и ночь. И очень быстро я понял, что, став матерью, она очень изменилась как спортсменка. Раньше была кроликом, а превратилась в матерую волчицу.
– Как Юля переживает разлуку с сыном, которому сейчас всего годик?
– Нам легче, потому что я тоже в прошлом спортсмен, и во всем ее поддерживаю. Когда можно, мы берем ребенка с собой. Впервые Матвей поехал на сбор всего месяца в два-три. Сейчас сын остается со мной, но с Юлей мы каждый день общаемся по скайпу. Она переживает, конечно, но я всегда говорю: не пожертвовав чем-то, нельзя добиться результата.
– Откуда у Чекалевой такая необычная техника конькового хода, за которую ее даже сравнили со знаменитой Любовью Егоровой?
– Норвежца Томаша Альсгорда раньше называли «гуляющим лыжником». Со стороны казалось, что он бежит словно с ленцой, никуда не торопится, а Альсгорд стал пятикратным олимпийским чемпионом. У Юли похожий силовой стиль бега. Весной мы пытались с ней кое-что изменить и добавить в частоте. Но тут важно не переборщить, чтобы не ушел свойственный ей длинный прокат на одной лыже.
– Кто все-таки тренирует Юлю – вы или старший тренер сборной Григорий Меньшенин?
– Меньшенин, а я с Юлей работаю только дома, между сборами. Стараюсь не лезть в его планы и корректирую только моменты, связанные с психологией или с техникой хода. Раз Юле подходит методика Григория Валентиновича – значит, от добра добра не ищут.
– У Чекалевой еще остались силы на заключительный марафон – 30 км классическим стилем? Может, ей стоит наконец дать себе поблажку и уехать домой, к сыну?
– Это совершенно неправильная психология: мол, дело сделано, две медали уже есть, можно и отдохнуть. В спорте всегда нужно идти до конца. Потому что эти мгновения славы очень скоротечны. Не будешь доказывать каждый день, что ты лучшая, – значит, тебя снова забудут через месяц.
Ольга Завьялова: Чекалева совершила что-то нереальное
Чемпионат мира. Женская сборная России выиграла бронзу в эстафете!