«Виноват, не уследил…». Откровенное интервью тренера лыжницы Степановой, оскандалившейся на чемпионате России
СОБЫТИЕ ДНЯ. ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ
РАССЛЕДОВАНИЕ «СОВЕТСКОГО СПОРТА»
Как в организм спортсменки, выигравшей два старта на недавнем чемпионате России, мог попасть допинг в неописуемом количестве? Правда ли, что вместо Лилии Степановой анализы пыталась сдать другая девушка? Свет на темную историю мы попросили пролить тренера смоленской лыжницы Владимира Кузьмича.
«ОБМАНЫВАТЬ ДОПИНГ-ОФИЦЕРОВ МЫ НЕ СОБИРАЛИСЬ»
– Владимир Федорович, что же все-таки произошло на допинг-контроле в Сыктывкаре?
– Лиля выиграла спринт. Причем с огромным запасом. На финише на сто метров оторвалась от всех. Заканчивала пешком. А дистанция-то – всего 1400 метров! Ее на допинг-контроль пригласили и одновременно на цветочную церемонию. Лиля пошла на награждение, а подругу попросила сбегать в гостиницу за паспортом. Пока шло награждение, подруга поднялась с Лилиным паспортом в комнату для допинг-контроля. Там не разобрались, кто перед ними, стали анкету заполнять. Когда награждение закончилась, Лиля туда прибежала и поняла, что ее обвиняют в подлоге. С ней случилась истерика и она убежала.
– Зачем?
– Говорю же – испугалась! Девчонка-то деревенская, простая. Да я и сам растерялся, не знал, что говорить, что делать. Но организаторы тоже додумались: награждение и допинг-контроль проводить одновременно. Как человек может быть сразу в двух местах?! Если б не эта накладка, не возникло бы никакого скандала.
– Сами вы где были в это время?
– После награждения мне сказали, что на допинг-контроле какой-то шум. Захожу туда, а там вместо Лили ее подруга сидит. Потом ребята привели Лилю из гостиницы – и пробу у нее взяли. Ну а нас обвинили в подлоге.
– То есть обманывать допинг-офицеров вы не собирались?
– И в мыслях не было!
«НОРМАЛЬНЫЕ ЛЫЖИ ЛИЛЕ КУПИЛИ ЛИШЬ В ПРОШЛОМ ГОДУ»
– Через три дня Степанова выиграла еще и гонку на 10 километров, обогнав бронзового призера Ванкувера Наталью Коростылеву на 42 секунды…
– Лиля хотела на следующий день после спринта дуатлон бежать. Она бы и там, уверен, выиграла. Но после скандала два дня проревела в гостинице. Я ее еле уговорил на «десятку» выйти. Говорил: «Все подумают, что ты виновата, раз спряталась». У нее и стартовый номер был плохой, но Лиля все равно выиграла с огромным запасом.
– Теперь, после оглашения результатов анализа ее допинг-пробы, понятно, откуда этот запас взялся.
– Не существует таких препаратов, чтоб спортсмен с их помощью показывал такие мощные результаты и имел тотальное преимущество над соперниками. Поймите, она сделала людей, у которых есть персональные тренеры, экипировка, врачи. А у нее-то самой одна пара лыж для «классики» и одна – для «конька». И то их только в прошлом году купили. Директор завода пластмасс нам помог – выделил деньги. А до этого она ездила на стареньких, которым 12 лет.
– Говорите, у Степановой нет персонального тренера. А как же вы?
– Я Лилю с детских лет знаю. Мы ж в маленьком городке живем – Сафоново Смоленской области. Я тут 30 лет единственный тренер. У меня сейчас еще группы младших ребят и девчонок. Я с ними и занимаюсь, а Лиле только расписываю планы тренировок. Она сама работает, сама ездит на соревнования. Ее не надо тренировать, она – очень ответственный и умный человек: сама знает, где остановиться, а где добавить. Голова!
– Но в Сыктывкар на чемпионат России Степанова с вами приехала?
– Да я Лилю перед этим больше месяца не видел! Я сюда с детьми приехал, а она укатила из Сафонова в конце февраля на первенство ЦС «Динамо» в Ижевск. Обыграла там всех, кстати. Потом перебралась в Сыктывкар.
– Еще Степанова ведь в Бабушкинской школе в Москве занималась. Как она там оказалась?
– Трасс нормальных у нас в районе нет, мазей нет, лыж нормальных нет – вот и оказалась. Я сам там 12 лет проработал и своих детей туда всегда отдавал. Я детей хоть черту лысому готов отдать. У нас же тут ничего нет, у меня у самого зарплата 7800 рублей, а там хотя бы условия какие-никакие.
«СТЕПАНОВА – ЭТО МАШИНА. ФЕНОМЕН!»
– У вас есть понимание, откуда в анализах Степановой взялся допинг?
– Лиля бесконтрольно ела аминокислоты, всякие добавки, чтоб вес набрать, и там, видимо, эта гадость была. Больше ей неоткуда взяться. Я виноват, не уследил.
– А зачем ей потребовалось набирать вес?
– Ее в юниорской сборной загнали. Она потом лет пять только пешком ходила и физкультурой занималась. Лишь полтора года назад опять стала нормально тренироваться. И тут проблемы по женской части начались. Ей прописали гормональные таблетки, Лиля их восемь месяцев принимала. И к ноябрю прошлого года в скелета превратилась. Всю мышечную массу потеряла – весила 52 кг. Когда курс кончился, Степанова стала белки есть, которые «качки» принимают, чтоб массу набрать. Много разных баночек у нее было – я в них сейчас мази держу. Вот, боюсь, среди этой ерунды что-то запрещенное и могло попасться – на них ведь не по-русски написано. А врача у нас нет, посоветоваться не с кем.
– За все это Лилии скорее всего придется дорого заплатить…
– Только бы не больше двух лет ей дали – она ведь в Сочи очень хочет бежать! Знаете, что она мне сказала: «Я эти два года выдержу, зубы стисну. Возьму в кредит 200–300 тысяч рублей, но через два года вернусь и всех их поставлю на место!»
– Верите?
– Конечно! Я 31 год работаю, через меня прошли тысячи детей, но я вам скажу: Степанова – просто чудо, таких я никогда не видел. Машина! Феномен! Если б ей дали нормальные условия, то Лиля уже в Ванкувере могла бы шороху навести. Ведь еще специалисты-медики во время обследования в юниорской сборной сказали, что Лиля поздно раскроется, но потом будет показывать хорошие результаты. Так что она только начинает раскрываться. Но наша сборная ее прошляпила, хотя видно было, что талантище. Однако никому нет до нее дела. Говорят, у нас талантов нет. Да чушь полная! В России полно одаренных юниоров. Просто у нас кого сразу загребли, с теми и работают. А дальше уже не ищут и что на местах происходит, не смотрят.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ «РУСАДА» АЛЕКСАНДР ДЕРЕВОЕДОВ: ЭТОТ ДОПИНГ НЕЛЬЗЯ СЪЕСТЬ В ТАБЛЕТКАХ
Корреспондент «Советского спорта» Юрий ВОЛОХОВ попросил заместителя руководителя Российского антидопингового агентства «РУСАДА» Александра Деревоедова прокомментировать тренерскую версию попадания допинга в организм Лилии Степановой.
– Александр Анатольевич, тренер лыжницы Лилии Степановой, предполагает, что следы анаболического стероида нандролона и рекомбинантного эритропоэтина (ЭПО) в организме спортсменки вызваны приемом таблеток для увеличения мышечной массы. Правдоподобная версия?
– ЭПО в таблетках не существует. Нандролон тоже инъекционный препарат. Они оба содержатся в запрещенном списке Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Существует несложная процедура получения разрешения на применение этих препаратов. Но у Степановой такого разрешения не было. В связи с этим их применение необходимо трактовать как нарушение антидопинговых правил.
– Степанова на чемпионате России показала потрясающие результаты: например, на 42 секунды опередила призера Олимпиады в Ванкувере Наталью Коростылеву. Могло ли это преимущество стать исключительно следствием применения запрещенных препаратов?
– Мы можем рассуждать на эту тему только гипотетически. Факты свидетельствуют, что в анализах Степановой обнаружены запрещенные препараты. Они влияют на повышение эффективности и способствуют повышению результатов. Насколько именно способствуют, я ответить не могу. Но вовсе не исключаю, что основной фундамент результатов Степановой в Сыктывкаре зиждется именно на допинге, а не на ее профессиональной спортивной подготовке.
– Что грозит Степановой?
– Вопрос будет рассматриваться дисциплинарным комитетом РУСАДА, после чего все материалы с нашими рекомендациями предоставим федерации. Степановой грозит как минимум четыре года дисквалификации, но я не исключаю и пожизненного варианта. Ведь, кроме обнаружения запрещенных субстанций в ее организме, была еще фальсификация при прохождении допинг-контроля.
ВОПРОС – РЕБРОМ
КТО УКОЛОЛ СТЕПАНОВУ?
Двукратную чемпионку России сперва обвиняют в попытке обмана допинг-офицеров, а потом ловят на целом допинговом букете. При том, что Лилия Степанова – не какой-то там вундеркинд, заявившийся на первенство с улицы, а вполне сформировавшийся атлет, которого вели аж с юниорской сборной. Продукт системы. И какова после этого цена всей нашей антидопинговой пропаганды, что напалмом лупит с высоких трибун? Выходит, не действенна она, не страшат людей даже громадные сроки дисквалификаций. Значит, по верхам бьем, лечим лишь симптомы допинговой заразы вместо того, чтоб бороться с первопричиной?
Рассказ тренера Лилии Степановой ужасен, с какой стороны ни посмотри. И описанием условий, в которых готовилась спортсменка. И тем, что господин Кузьмич с подростковой искренностью считает: ЭПО с нандролоном может попасть в организм с помощью таблеток для набора мышечной массы. И тем, что от души кается, – дескать, «не уследил»… А мог ли вообще уследить с окладом 7800 рублей? Может, спортсменка и была, по сути, предоставлена самой себе, потому что наставник ее в это время искал возможность приработка?
Мы не собираемся лепить героев из Лилии Степановой и ее тренера. Пускай, коли оскандалились, отвечают по всей строгости существующего спортивного закона. Нам интересно другое: а не нынешняя ли наша спортивная система толкает людей в лапы допинга? А еще интересно: где же этот самый допинг разводят и вкалывают? Ведь со слов заместителя руководителя «РУСАДА» Александра Деревоедова очевидно: Степановой делали запрещенные инъекции. Кто, если девушка фактически тренировалась самостоятельно? Где рассадник этих допинговых повитух?
«Советский спорт» продолжит собственное расследование «дела Степановой», чтобы ответить на эти вопросы.
Отдел спортигр
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ОПАЛЬНОЙ ЛЫЖНИЦЕЙ?
Приводим хронологию скандала с участием двукратной чемпионки России.
24 марта на чемпионате России по лыжным гонкам в Сыктывкаре
Несмотря ни на что, 27 марта Степанова выходит на очередной старт и – снова побеждает! На сей раз на «десятке», где «везет» бронзовому призеру Олимпиады-2010 Наталье Коростелевой 42 (!) секунды. Через три дня внеочередной исполком ФЛГР аннулирует результаты Степановой и на два года отстраняет ее от участия в соревнованиях за нарушение правил прохождения допинг-контроля. Это решение теперь должен утвердить президиум федерации.
Вчера «Советский спорт» сообщил, что Российский антидопинговый центр обнаружил в пробах лыжницы Лилии Степановой сразу два запрещенных препарата: анаболический стероид нандролон и рекомбинатный эритропоэтин (ЭПО). Такой набор вкупе с вышеописанными отягчающими обстоятельствами чреват уже четырьмя годами дисквалификации.