«Я не позволю марать имя дочери!». Отец Юлии Чепаловой дал откровенное интервью «Советскому спорту»
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ
ЭХО СКАНДАЛА
«НА КАРЬЕРЕ ЮЛИ ВРАЧИ ПОСТАВИЛИ КРЕСТ»
– Эта история началась не два дня назад, – считает Анатолий Михайлович Чепалов. – Истоки идут от скандала с биатлонистами, когда их якобы поймали на допинге. Наших спортсменов обвинили, ребята начали возмущаться, судиться. В ответ был нанесен еще один удар. Мол, сидите там, в России, и не рыпайтесь. Хотя все знают, что никакого эритропоэтина не было и нет. Его уже миллион лет никто не применяет. Понятно же, что это допинг и он ловится в две секунды. Бред какой-то.
– Что же тогда могли обнаружить в крови у Юли?
– Максимум, что там можно было найти, это остатки препарата, который она принимала в связи со своим заболеванием. И с допингом это лекарство никак не связано.
– Что за заболевание?
– У Юли серьезные проблемы с щитовидкой. Из-за этого ей даже пришлось завязать с большим спортом…
– Почему по поводу всего произошедшего не высказывается сама Юля?
– Зачем? Она решила, что сейчас главное вылечиться. А не нервировать себя лишний раз. Думаю, что скоро она будет готова к беседе. Страсти поутихнут, тогда все и расскажет сама.
– Еще совсем недавно она заявляла, что хочет выступить на Олимпиаде-2010, ради нее и вернулась в большой спорт.
– И я бы очень хотел, чтобы Юля поехала в Ванкувер. Но… Уже, когда мы собирались на сборы в Рыбинск, прекрасно знали, что все может сорваться из-за болезни. А прямо перед поездкой пришло заключение врачей-эндокринологов. Нам сказали, что со спортом надо заканчивать.
– В противном случае…
– Болезнь будет быстро прогрессировать. Операцию придется делать не через 25—30 лет, а гораздо раньше – через 15—20 лет. Мы все обсудили с дочкой, после чего она написала заявление об уходе из спорта. Юля уже не могла тренироваться в полную силу, порой теряла сознание. Мы поняли — настало время остановиться. Это ведь уже не шутки.
«НАС УГОВАРИВАЛИ ОСТАТЬСЯ В СПОРТЕ»
– Чепалова — кумир миллионов, трехкратная олимпийская чемпионка, лицо лыжного спорта в нашей стране. Для таких спортсменов обычно устраивают пышные проводы, созывают пресс-конференции…
– Федерация тянула время, заявление дочки никто не подписывал. Это понятно, ведь все хотели, чтобы она осталась в большом спорте. Нас уговаривали. Но в этой ситуации обратного пути не было.
– В кулуарах же говорят, что Юлю попросили задним числом написать это заявление. Чтобы шумихи поменьше было.
– Это глупость. Мы и не знали, что начнется этот скандал.
– Но, как выясняется, почти все заинтересованные специалисты были в курсе еще с начала августа о том, что у вашей дочери проблемы с ВАДА…
– Не знаю, кто был в курсе. Ни я, ни Юля ничего не знали.
– И что вы думаете делать?
– Сейчас ждем решения по этому делу. Если скажут, что, мол, Юля уходит, давайте забудем про эту историю – это одно, если дисквалифицируют на пару лет – будем судиться. Марать имя дочки я никому не позволю.
– Но ведь и в первом случае репутация сильно пострадает. Олимпийская чемпионка завершила карьеру допинговым скандалом и даже не стала спорить…
– Согласен. Дайте нам время. Мы все обдумаем и поймем, как жить дальше.
– Что вам сказала Юля, узнав про эритропоэтин, обнаруженный у нее в крови.
– Она была в шоке. Очень сильно возмущалась. И до сих пор не верит, что это могло произойти именно с ней.
– И чем теперь она планирует заниматься?
– Вот об этом она как раз и думает сейчас.
– Может, тренерскую карьеру начать?
– Это один из вариантов.
– А другие?
– Пока об этом нет смысла говорить. Должно пройти время, надо сначала разобраться с этой ситуацией. Пока мы берем паузу. 1 сентября заканчивается сбор в Рыбинске, я возвращаюсь в Москву, а Юля летит к себе домой в Сыктывкар. Что будет дальше, пока не знает никто.
«КОМИССИЯ ЗДЕСЬ НЕ ПОМОЖЕТ»
– Вам уже звонили из Федерации лыжного спорта России? Предлагали помощь?
– Звонили один раз, чтобы сказать о том, что произошла вот такая история.
– Вы думаете, это последний допинг-скандал с участием российских спортсменов перед Играми в Ванкувере?
– Мое мнение: все будет зависеть от спортивных результатов наших спортсменов. Будут результаты высокими, мы «вдруг» окажемся замешаны в очередном скандале, покажут плохие секунды – никого не тронут. Нас ведь предупреждали, что многие россияне находятся на заметке в ВАДА. Выстрелил на стартах – получи красную карточку. Полагаю, что в ВАДА все приборы заточены под этот эритропоэтин. Есть он у тебя в крови, нет его, все равно покажет. И прощай большой спорт. Ведь бороться за нас никто не будет…
– В России создана специальная комиссия по расследованию допингового скандала с участием наших лыжников.
– Ну и что? Что расследовать, когда ничего нет? Ни-че-го. Эритропоэтином ни один человек в лыжном спорте не пользуется. Это абсолютно точно. Максимум, что может сделать специальная комиссия, – снять одного тренера, поставить другого. Только смысл в чем?
– Давайте предположим, что вы судитесь и выигрываете. Происходит все это в кратчайшие сроки, и Юле предлагают поехать в Ванкувер на Олимпиаду.
– Это исключено. Не в допинге дело. Врачи вынесли свой вердикт…
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Юлия ЧЕПАЛОВА
Родилась 23 декабря 1976 года в Комсомольске-на-Амуре.
Тренер – Чепалов Анатолий Михайлович (отец).
Достижения: трехкратная олимпийская чемпионка (1998 – на дистанции 30 км свободным стилем, 2002 – в спринте свободным стилем, 2006 – в эстафете 4x5 км), двукратная чемпионка мира (2001 – в эстафете 4х5 км, 2005 – в дуатлоне), серебряный призер Олимпийских игр 2006 года в гонке на 30 км свободным стилем и серебряный призер Олимпийских игр 2002 года в гонке на 10 км классическим стилем, бронзовый призер Олимпийских игр 2002 года в гонке на 15 км свободным стилем, обладательница Кубка мира 2001 года.
В настоящий момент замужем за известным российским лыжником Василием Рочевым. Две дочери – Олеся и Васелина.
Взятая во время январского «Тур де ски» проба на допинг дала положительный результат.