Рецензия на «Легенду N17»: Мне такой формат не нужен [Блог Андрея Бодрова]

Обозреватель «Советского спорта» Андрей Бодров высказал свое мнение о фильме «Легенда №17»

Обозреватель «Советского спорта» Андрей Бодров высказал свое мнение о фильме «Легенда №17»

Из блога «Бодрость духа»

В редакции «в свободное от работы время» идет бурное обсуждение фильма «Легенда  №17». Почти все сотрудники посмотрели. Кому понравилось, а кому не очень. Все соглашаются, что это фильм об Анатолии Тарасове (на фото 1). Размышляем, каким бы мог быть фильм о Льве Яшине. Лично у меня скептические настроения: лучше не надо, пожалейте вдову.

Я смотрел «Легенду». И помалкиваю, когда на редколлегии о ней вспоминают. Неловко признаться, что я стал одним из «пиплов», который все это «хавал». Впрочем, выплюнул сразу же.

Иногда кажется (при этом я начинаю креститься!), что случился большой Заговор – из людей решено сделать идиотов. А кинематограф это средство такое эффективное. Вот если бы фильм о Харламове преподнесли как гротеск, пародию, тогда ладно. Но ведь сам министр спорта говорит, что духоподъемная картина получилась. Патриотизм из нее так и прет. Гордость за нацию берет, ну и все такое. Надо, надо снимать кино для страны, для поколения подрастающего!

У меня в юности был свой Анатолий Тарасов. Режиссер оперы Борис Покровский (фото 2). В карьере Бориса Александровича был и «ЦСКА» - Камерный музыкальный академический театр, и «сборная страны» - Большой театр (который он покидал после долгих лет творчества из-за непростых отношений с коллективом, но возвращался). Его при жизни называли великим. «Глыбой». Взрослые артисты видели в нем диктатора. Тетя-сопрано после творческого спора могла разреветься и убежать в гримерку. Дядя-баритон возразить сдавленным голосом и в следующую секунду оказаться раздавленным. Всякое бывало. Но сегодня именем Покровского называют театр. Ученики клянутся «следовать пути». И благодарят, что до последнего своего 98-го года жизни Борис Александрович стоял за сохранение русской культуры.   

Мне было всего восемь, когда я впервые попал под горячую руку в то время 76-летнего Покровского. Во время репетиции он вдруг страшно закричал и потребовал «повторить все сначала».  Я ощутил дикий страх. Тогда Покровский, чтобы я очнулся, предложил просто побегать и попрыгать, как это делают «все нормальные дети».  Затем отчего-то наступило раскрепощение.  

- Во время репетиции я волен воздействовать на артиста так, как мне это надо, - говорил Покровский в одном из интервью. - Иногда надо его огорчить, сделать так, чтобы он заплакал. Тогда он сыграет так, как мне надо, и получит звание народного артиста. Многие знаменитые артисты мне говорили спасибо за то, что я «кнутом» вызывал в них чувства, необходимые для роли.

Когда в фильме Тарасов истязал юного Харламова, мне вспомнились методы моего режиссера. Вот она, диктатура! Вот он, кнут во имя будущих свершений!

Но Меньшиков в роли Тарасова выглядит самодуром и шизофреником. Это показуха. Все вранье. Не верю. Мимика и жесты, присущие позднему Меньшикову, но никак не Тарасову. Наспех отштампованные сцены. Скорей-быстрей. Пипл уже топчется у кинотеатра и формирует кассовый сбор. 

Покровский искал в своих оперных постановках правду, это происходило тяжело и подолгу. Мог довести репетицию до последних поездов метро. И артистов гнал за фальшь. Он учил, что фальшивить стыдно. Зал в Камерном театре рассчитан на 200 человек – их не обманешь.

Было мне лет 14, когда Покровский дал роль Андрея Калитина (к слову, 20-летнего персонажа) в оперном спектакле «Дворянское гнездо» (муз. С. Ребикова). Постановка еще была в зачаточном состоянии, так сказать, пробегались по сценам. Взрослые артисты пришли со шпаргалками – им надо было учить намного больше. Свой текст я помнил назубок, да и в нотки сносно попадал. Однако Покровский вдруг остановил репетицию и задал мне два вопроса - прочитал ли я полностью произведение Тургенева «в тексте», изучил ли от начала до конца партитуру. Правда, в общем-то, вскрылась и без моих ответов. Я был с позором изгнан до следующей репетиции – постигать тургеневскую драму: «Вон отсюда! Ты не прочувствовал героя!».

А еще в сценах с явлением многострадального Лаврецкого участвовала Вика Воронина, которая, повзрослев, станет солисткой в группе «Пропаганда». Борис Александрович не жалел и ее, тоже со скандалом изгонял, она плакала навзрыд. И все это во имя русской культуры.

Прививалось: роль надо выстрадать!

А эти?!

Меньшиков вместе со своим горе-режиссером лишь поигрались в эту «Легенду». Я не верю, что они пытались понять Тарасова. И едва ли расспрашивали о нем. Ну не было стремления показать Тарасова! У них не оказалось ни «партитуры», ни текста, вообще ничего.

Талантливый человек на свое имя уже в «Покровских воротах» заработал. Но время теперь другое – шабашное – и пусть имя теперь поработает на него.

Технологии отработаны. Внешние эффекты слизаны у америкосов. Все пойдет как по маслу. На 19-й минуте в кадр нужна распластавшаяся голая баба, оставшаяся с вечерней пьянки. На 21-й пипл станет свидетелем нервного срыва и смертельной опасности, которую герои познают, повиснув на тросе между двумя трубами. Потом пусть Тарасов поматерится, ведь это так естественно. Ну а когда перед первым матчем суперсерии зазвучит гимн СССР, даже у Бобби Кларка комок к горлу подкатит. Ну и Харламов, конечно, все стерпит от канадцев-грубиянов, ведь Тарасов кричал, что родину надо уметь защищать. Раскрыты характеры. Показана вся широта души русских хоккейных гениев.

Да, и пусть будут забавные такие несоответствия, это же не ЕГЭ. Брежнев возлюбит «Спартак» - не возразить уже из Кремлевской стены. А в зале с лозунгом «Привет участникам соревнований» создают уют разноцветные пластиковые сидения от фирмы Елены Батуриной. Ну и насилия чуток - болелы семидесятых должны хорошенько набить по физиономии и Тарасову, и Харламову.

Пипл схавает. Родственники и друзья хоккейных гениев должны понять – это только кино. И быть может, кто-то из пипла еще больше полюбит нашу родину, а вместе с ней и хоккей.

Мне такой формат не нужен. И в качестве моральной компенсации я намереваюсь посмотреть в ближайший выходной «Покровские ворота».

-  Если не будет у нас достойного искусства, не будет и страны… Вот за утверждение в России истинной культуры я и борюсь. Сейчас ведь многие талантливые артисты и достойные режиссеры вынуждены с утра до вечера поклоняться доллару, - сказал Покровский, когда ему было уже далеко за девяносто.

Кому поклонимся?.. 

Новости. Хоккей