Умирая, он думал о сборной
ПАМЯТЬ
О великом тренере рассказывает его «вторая половина» – вдова Нина Григорьевна Тарасова.
ТРУДОГОЛИК
– В канун 85-летия Анатолия Владимировича я пересмотрела все его книги, их больше двадцати, – говорит Нина Григорьевна. – И снова поразилась: как он много успел сказать. Причем для хоккеистов он находил неизменно добрые, теплые слова. При том, что многим из них от него доставалось крепко. Но куда более строгим он был к самому себе. Никогда и никуда не опаздывал, рано вставал, к самой заурядной тренировке специально готовился – составлял план, делал записи.
– Дома Анатолий Владимирович был таким же организованным?
– Не то слово! Вставал ни свет ни заря, работал, потом готовил завтрак на всех… Более трудолюбивого человека, я думаю, свет не видел. В этом отношении нам с детьми было нелегко: ведь находясь рядом с ним, тоже нельзя было расслабиться.
– Не удивительно, что ваша младшая дочь, выдающийся тренер по фигурному катанию, тоже классический трудоголик…
– Отец был удивлен ее прогрессу. Но страшно боялся, что она будет пользоваться его известностью. Тане не просто было с ним, она хотела давать интервью, чувствовать себя свободной. А отец запрещал ей встречаться с журналистами: ты, мол, еще ничего собой не представляешь, а уже тренируешь сборную, езжай куда-нибудь в Рязань, там начни с нуля. А когда у нее все получилось, отец сказал: это исключение из правил.
ГВОЗДИКИ И ВАЗОЧКА
– А как вы познакомились с будущим великим тренером?
– Мы вместе учились в институте, я на третьем, предпоследнем курсе, он заканчивал школу тренеров. Группа у них была веселая, вместе ходили на соревнования, готовились к парадам на Красной площади, а на них всегда присутствовал Сталин. Шел 1939 год…
Во время подготовки к параду, под Серпуховом, мы и подружились, стали встречаться. Там у нас были лагеря, в группе футболистов и хоккеистов всегда пели, на гитаре играли. В том числе и Анатолий, так мне казалось. Наверное, потому что я такой влюбленной была. Но потом выяснилось, что пели другие ребята. Когда я вышла замуж, и Анатолий запевал, я ему говорила: «Ради бога, прекрати!». Потому что слуха у него не было вообще.
Встречались мы год, потом он закончил ВШТ, а мне еще предстоял 4-й курс. Анатолия пригласили в Одессу играть за местную футбольную команду «Динамо». И в день его отъезда мы решили расписаться. Он вручил мне букет гвоздик и фарфоровую вазочку. Пошли в институтскую столовую, покушали. Потом он пошел собираться на вокзал. Сколько потом этих вокзалов было…
– Дома Анатолий Владимирович говорил о хоккее?
– В споры мы с ним, естественно, не могли вступать – для этого надо быть профессионалом. Но когда нам кто-то нравился из хоккеистов, мы всегда выражали свои восторги. Это глава семьи еще мог снести. Но не дай Бог внести какое-нибудь предложение – этого он не терпел. И не только в семье. Если кто-то некомпетентный начинал советовать ему, кого в какую тройку ставить – что тут начиналось… Поэтому он и нажил себе врагов среди журналистов. Он везде хотел видеть профессионалов. И только с такими готов был говорить на равных.
Непростой был человек, что тут говорить. Мы знали его привычки, дети должны были хорошо учиться, не раздражать папу и всегда за него болеть. Я, как правило, на все матчи ходила. И девочки тоже.
ВСЕ ПРОХОДИТ…
– Вы о чем-нибудь жалеете?
– Жаль, что все проходит. Я всегда любила писать поздравительные открытки своим друзьям, хорошим знакомым. И вот как-то на Новый год сначала одна дочка купила мне пачку открыток, потом другая. «А вы знаете, девочки, – говорю, – писать-то мне почти некому». Из моих институтских подруг остались в живых трое, а всего из нашего выпуска 1940 года – человек пять-шесть. Наше поколение ведь и финскую войну прошло, и Великую Отечественную. Да и возраст уже немалый. Друзей Анатолия Владимировича почти не осталось. Многие ученики ушли – Александров, Локтев, Альметов, Фирсов. Относительно молодые ведь ребята…
– Как он жил последние годы?
– Дочь Галя все это время была с ним. Они ездили по стране, на «Золотую шайбу», которую он проводил. На турниры различные его приглашали, и ему одному было трудно. Анатолию сделали операцию на тазобедренном суставе, ходил он плохо, и Галя ушла из школы, чтобы сопровождать отца в этих поездках, – и по стране, и за рубежом.
Они собирались на чемпионат мира 1995 года в Швецию, и незадолго до него я отвезла Анатолия к врачу на осмотр. У него взяли безобидный анализ – и занесли в кровь смертельную синегнойную палочку. Через два дня поднялась высокая температура. Начали колоть – случился инсульт. Толю увезли в 1-й мединститут. Три месяца он боролся за жизнь, не говорил, но все понимал. Каждый день ему меняли кровь. Перед смертью подключили искусственное дыхание – провода, датчики.
Помню, как мы пришли его проведать, и Таня говорит: «Наши хоккеисты на чемпионате мира опять остались без медалей». Он ничего не ответил, но встрепенулся весь, все эти датчики так заработали... Ему было больно слышать об очередном провале дела, которому он посвятил жизнь. Он умирал, но думал о нашем хоккее.
ДОСЛОВНО
Владимир ПЕТРОВ, двукратный олимпийский чемпион:
– Тарасовские тренировки были сумасшедшими по интенсивности. Никого он не жалел. Вспоминается один любопытный случай. Когда я уже закончил карьеру и учился в высшей школе тренеров, Тарасов организовал показательный урок для делегации иностранных специалистов. Урок-тренировку. Руководил ею сам Анатолий Владимирович, а участвовали мы, студенты ВШТ, которым было уже за сорок. Тарасов же, нимало не смущаясь нашим возрастом, сказал: «Ну, ребятки, не посрамим Россию перед глазами гостей», – стал нас гонять. Как молодых. И говорил при этом примерно следующее: «Ну-ка, Петров, посмотрим, как вы делаете кувырки на льду». И все кувыркались, бегали. Представляете себе картину? Но там были ребята, которые прошли с Тарасовым огонь и воду: Якушев, Волчков, Трунов, а потому нисколько не смутились этим «уроком».
Владислав ТРЕТЬЯК, трехкратный олимпийский чемпион:
– Все знают случай, когда Тарасов в раздевалке запел Гимн Советского Союза. Но был и другой похожий случай. В 1971 году на чемпионате мира мы в решающем матче проигрываем шведам после первого периода. Сидим в раздевалке, подавленные, ждем, когда Анатолий Владимирович придет делать нам разнос. Он зашел, оглядел нас, сел на лавку и вдруг запел песню «Черный ворон». Признаться, тогда многие подумали, что тренер тронулся умом. Но потом до всех дошло: это же он нам напоминает фильм «Чапаев». И сразу перед глазами встала финальная сцена, где знаменитый герой гражданской войны плывет через Урал. Мол, давайте, ребята, вперед! И помогло! Победили 6:3 и стали чемпионами мира.
ВЕХИ ТАРАСОВА
1947. Анатолий Тарасов – лучший снайпер первого чемпионата СССР (14 шайб). Он выступал тогда за ВВС МВО. Все последующие вехи биографии великого тренера связаны с ведущей армейской командой страны ЦДКА-ЦДСА-ЦСК МО-ЦСКА.
1948. В качестве играющего тренера ЦДКА выиграл чемпионат СССР.
1949. Второй год подряд в качестве играющего тренера ЦДКА стал чемпионом страны. Тарасову присвоено высшее спортивное звание страны – он стал заслуженным мастером спорта СССР.
1950. Сделан золотой хет-трик играющего тренера ЦДКА Анатолия Тарасова.
1955. Впервые Тарасовым выигран чемпионат страны в качестве «чистого», а не играющего тренера. Впервые армейская команда сделала золотой «дубль», добавив к чемпионскому титулу победу в Кубке СССР. Она стала первой, которой удалось дважды выиграть Кубок, причем – подряд.
1956. Впервые «чистый», а не играющий тренер выиграл два подряд чемпионата СССР. Анатолию Тарасову в числе первых присвоено только что учрежденное звание заслуженного тренера СССР. ЦСК МО – первая команда, второй раз сделавшая золотой «дубль», причем – подряд. Всего армейцы под руководством Тарасова делали золотой «дубль» 5 раз, а Кубок СССР выигрывали 7 раз.
1957. Анатолий Тарасов удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Эта правительственная награда считалась в те годы второй по значимости в стране среди «мирных» после ордена Ленина. Она была вручена Анатолию Владимировичу и в 1972 году.
1958. Впервые «чистый», а не играющий тренер выиграл третий чемпионат СССР. Этот рекорд Тарасова будет расти и в итоге достигнет четырнадцати побед. А с учетом «совместительства» игрока и тренера ЦДКА-ЦДСА-ЦСК МО-ЦСКА побеждал в чемпионатах СССР под руководством Тарасова 17 раз! Впервые Анатолий Тарасов возглавлял сборную СССР на чемпионате мира и Европы. Под его руководством она стала второй на планете и первой на континенте. Аналогичных достижений добилась наша дружина во главе с Тарасовым и в следующем, 1959 году.
1960. Впервые Тарасов руководил сборной СССР на олимпийском турнире. Итог – бронзовые медали олимпийского и мирового достоинств, золотые – европейского. В тандеме с Аркадием Чернышевым Анатолий Тарасов привел сборную СССР к победе на чемпионате мира и Европы. Тот же тренерский состав, не менявшийся до 1972 года, руководил сборной СССР, во второй раз в своей истории завоевавшей золотые олимпийские медали. Одновременно наши хоккеисты второй раз подряд завоевали титулы чемпионов мира и Европы. Сильнейшими на планете дважды подряд до нас становились только канадцы.
1965. После третьей подряд победы сборной СССР на чемпионатах мира и Европы Анатолий Тарасов был в числе отмеченных орденом «Знак Почета» – правительственной наградой, считавшейся тогда третьей по значимости в стране среди «мирных». Она была вручена Анатолию Владимировичу еще и в 1969 году.
1966. Еще один триумф сборной СССР на чемпионатах мира и Европы. Наши хоккеисты стали первыми, кому удалось четырежды подряд стать сильнейшими на континенте.
1967. Рекордная по тем временам по убедительности победа сборной СССР на чемпионатах мира и Европы: второй призер, сборная Швеции, которую мы разгромили 9:1 (!) отстал на 5 очков.
1968. Второй раз подряд нашей дружиной выигран олимпийский турнир, что прежде удавалось только канадцам. Повторен их рекорд и по числу побед подряд на чемпионатах мира (6). Параллельно в очередной раз выигран европейский чемпионский титул.
1969. Седьмая подряд победа на мировых первенствах – и канадский рекорд пал! А завоеванное звание чемпионов Европы уже давно не воспринималось, как нечто из ряда вон выходящее. Впервые участвуя в Кубке европейских чемпионов, ЦСКА завоевал этот трофей. Под руководством Тарасова армейцы в дальнейшем побеждали на этом турнире еще дважды.
1970. Очередные, ставшие привычными, титулы чемпионов мира и Европы.
1971. Девятая подряд победа на чемпионатах мира – последняя до сих пор в остающейся рекордной серии. И трудно предположить, когда этот феноменальный рекорд возможно побить.
1972. Третье подряд олимпийское золото сборной СССР.
1983. В дни празднования 50-летия ЦСКА Анатолий Тарасов награжден орденом Октябрьской революции.
1998. Анатолий Тарасов включен в Зал славы ИИХФ (посмертно). Еще раньше, в1974 году, он первым из европейцев был включен в Зал хоккейной славы НХЛ в Торонто.