«Выйти в Первую лигу сложнее, чем работать в РПЛ». Откровения Дениса Бояринцева
Легенда «Спартака» и «Рубина» Денис Бояринцев по окончании карьеры выбрал тренерскую стезю. 46-летний специалист закалился в боях в Профессиональной футбольной лиге. Под его руководством уже не одна команда вышла в Первую лигу. Но в ней Денис пока поработал лишь два неполных сезона. С 2023 года он в творческом отпуске и уже соскучился по работе.
«Вспахал огород под картошку»
— Как вам майская погода?
— Не припомню, чтобы на 9 мая был снег.
— На даче работать не мешает?
— Нет. Вот буквально несколько дней назад вспахал мотоблоком огород под картошку. Земля сырая, не сажаем. Теперь ждём потепления. Придётся чуть позднее посадить.
— Это в том числе благодаря наличию большого количества свободного времени?
— В такой период всегда много свободного времени, за исключением посещения спортивных каналов в качестве эксперта. Могу съездить к друзьям, работающим в детско-юношеском футболе, немного окунуться в тренировочный процесс.
— Каково вам без постоянной практики?
— Варианты периодически появляются. Не сказать, чтобы 100-процентные. Разговоры курсируют. Конкуренция в тренерском цеху высокая, большое число кандидатов даже во Вторую лигу. Там есть варианты. Но хотелось бы после восьми лет работы подняться выше. Разумеется, отдаю себе отчёт, что в ФНЛ не так просто попасть, там много своих претендентов.
Уверен, в следующем сезоне вернусь к тренерской деятельности. Неважно, какая лига и команда. Пора работать.
«Оценка работы в «Соколе» — «хорошо»
— Следите в Первой лиге за своими бывшими командами «Родиной» и «Соколом»?
— Слежу за всеми своими бывшими командами. Сейчас особенно переживаю за «Сокол» – последнее место работы. Хочется, чтобы команда сохранила прописку. Много для этого сделали. Набрали приличное количество очков перед зимней паузой.
— Вы говорили, что у саратовской команды не самый большой бюджет для ФНЛ. Причина неудачного выступления в этом?
— В летний период действительно отсутствовали большие возможности для усиления состава. К сожалению, был не самый высокий для ФНЛ потолок зарплат. Тем не менее смогли подобрать ребят и показать в начале первенства неплохой результат. Зимой условия заметно улучшились, увеличился бюджет. Доукомплектовали состав квалифицированными исполнителями.
Не считаю, что «Сокол» под моим руководством выступил неудачно. На мой взгляд, результат можно оценить на «хорошо». Четыре очка до 10-го места. Сейчас 12 очков. Простая арифметика всё наглядно показывает.
Да, осенью была серия неудачных игр. Но такое бывает со всеми командами. Мы показали, что можем работать и у нас крепкий и конкурентный коллектив. А то, что случилось, – данность нашего футбола. Всё завязано на результате. Все хотят здесь и сейчас. Мало у кого из тренеров есть право на ошибку. Поэтому в ФНЛ такая текучка кадров. Обидно.
Я остался в хороших отношениях с руководством «Сокола». Над ними же также есть начальники, министерство спорта Саратовской области, принимающее решения. Хотелось бы, конечно, доработать. Классный город, приятные болельщики, хорошая команда.
«Не могут же Галицкий и Ломакин появляться в каждом городе»
— Сильно ли изменилась «Родина» по сравнению с той, что тренировали вы?
— Ни одного игрока из того состава не осталось. По-моему, только Сергей Айдаров периодически появляется с лавки. У Георгия Юдинцева травма. С этим игроком мы выходили в ФНЛ. А в целом уже все новые футболисты.
— Это связано с тем, что владелец клуба Сергей Ломакин ставит амбициозную цель вывести команду в РПЛ, для чего не жалеет средств?
— Думаю, да. Есть хорошие футболисты, но они ещё сыроваты для ФНЛ. Поэтому могут поиграть в «Родине-2» во Второй лиге и окрепнуть. Всё сделано для того, чтобы игроки переходили из дивизиона в дивизион. Это амбициозный проект с большими задачами. Главному руководителю хочется оперативно их решить. Отсюда такая текучка кадров.
— Возьмём для примера два ваших бывших клуба: «Родину» и «Сокол». Первая — частный проект с большими амбициями и определёнными результатами. Второй — бюджетный клуб на финансировании у регионального минспорта. Не доказывают ли их полярные места в таблице, что частное финансирование предпочтительнее для развития российского футбола?
— Не могу сказать, что лучше. Я работал и там и там. Мне кажется, должны быть и частные клубы, и бюджетные. Они тоже имеют право на жизнь. Да, у них в определённый момент могут быть проблемы с финансированием. Но они вносят коррективы и их решают.
Условно, для ребят, не сумевших попасть в частный клуб на хорошую зарплату, есть шанс оказаться в более скромной бюджетной команде в лиге пониже статусом и заявить о себе там. Разумеется, в условиях «Родины» работать легко и комфортно. Большие деньги дают много возможностей. Однако есть примеры, когда команды с большими деньгами не добивались результата и оставались не у дел. И наоборот.
К примеру, с ивановским «Текстильщиком» я выходил в Первую лигу при очень скромных условиях. Везде хватает своих проблем.
— Разве пример Сергея Галицкого не доказывает, что частная инициатива даёт конкретно взятому региону для развития футбола гораздо больше, нежели «бюджетная игла»? Таких примеров, как «Краснодар», могло быть больше, если бы не препоны на местах?
— Не могут же появляться такие, как Галицкий и Ломакин, в каждом городе. У нас много богатых людей. И футбол держится на любящих его людях. Если бы Галицкий и Ломакин не любили футбол, не вкладывали бы такие большие деньги. Хорошо, что они есть.
Когда строятся стадионы, подобные «Краснодару», открываются футбольные академии, это прекрасно. Будет большой плюс, если таких частных проектов станет больше. Но куда девать бюджетные клубы? Они должны пропадать из-за маленького финансирования? Нужно уживаться.
«Смотрю Лигу чемпионов и думаю, что мог бы исправить»
— Вы ставите задачу работы в РПЛ, но у вас пока не было даже полноценного сезона в ФНЛ.
— Вижу специалистов, не имеющих опыта работы в Первой и Второй лигах, но прекрасно работающих в Премьер-лиге. В том числе молодых тренеров без серьёзного футбольного прошлого. Вывести команду в Первую лигу, может, даже посложнее, чем работать в РПЛ.
Я сторонник поступательного развития: Вторая лига, Первая, РПЛ. На данный момент с тремя клубами, в том числе с двумя со старта сезона, я решил задачу по выходу в ФНЛ. Не боюсь оказаться в Премьер-лиге. Внутренне чувствую, что готов к этой работе. Но, повторюсь, считаю, что нужно набраться опыта. Чтобы не приходить в РПЛ на три-четыре игры, а потом сидеть без работы.
— Есть клубы, с которыми вы хотели бы поработать?
— За многими командами слежу. Смотрю матчи, анализирую. В случае неудачных игр думаешь: что ты мог бы исправить? Подобрать другую схему, иначе распорядиться заменами? Всегда смотрю футбол с анализом под своим углом, будь то Первая лига или Лига чемпионов. Как болельщик футбол уже не смотрю.
— Какие команды по стилю вас привлекают?
— «Крылья Советов». Всегда отмечаю работу Игоря Осинькина. Что в «Чертаново», что сейчас в Самаре. «Краснодар» Владимира Ивича был симпатичен. Сложно кого-то ещё выделить в российском чемпионате. «Динамо» Марцела Лички периодически показывает неплохой футбол.
— Кто из зарубежных специалистов вам интересен?
— Интересно окунуться в любую большую команду, будь то английский, испанский или немецкий чемпионат. Мне интересен Юрген Клопп. Его подход к тренировочному процессу, недельные циклы между играми, подготовительный период. Всегда следил за английской премьер-лигой. Теми же «Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити».
— Если бы сэр Алекс Фергюсон до сих пор возглавлял «Манчестер Юнайтед», пошли бы к нему?
— В последние годы он уже был больше менеджером. Поначалу только тренировал. Я не одну биографию прочёл, в том числе его авторства. Он сам благодарил многих специалистов, работавших в клубе и на самом деле тренировавших. Фергюсон же руководил этим процессом. Всё равно это не меняет суть дела. И с ним с удовольствием поработал бы.
«Максимум для стадиона Второй лиги — косметический ремонт»
— Какие ещё современные веяния вас смущают?
— Немного смущает антураж вокруг матчей и тренировочного процесса. Большая группа медиа работает во время занятий или перед игрой. Снимают ролики, записывают интервью, квадрокоптеры летают. Лишняя медийность не совсем благотворно влияет на подготовку к игре. У нас было максимум рядовое интервью для программки.
Да, понимаю, сейчас более развиты соцсети. Говорят, что это нужно болельщикам. Нашим болельщикам это не было нужно.
— А ВАР?
— Ааа! Для чего он?! Иногда по несколько минут принимают решение. Хотя там сидят три человека! Так ещё они судью подзывают, чтобы с ними посмотрел эпизод!
Есть в нём, наверное, положительные моменты. Однако долгие паузы, несмотря на большое наличие камер, и, как парадоксальный итог, — неправильное решение. Возможно, нет смысла в трате такого количества времени. Постоянно пытаются что-то изобрести.
Единственное нововведение, ускорившее игру, — запрет вратарю брать мяч в руки после паса от своего игрока. Появился выход из обороны через короткие и средние передачи, что заставило голкиперов много работать над игрой ногами.
— Повлиял ли ЧМ-2018 на развитие российского футбола?
— Прежде всего, это огромное событие. Жаль, что он был не во всех городах, например, в Ярославле и Саратове. Чемпионат мира дал инфраструктуру — поля, стадионы, детские академии. Думаю, количество желающих заниматься футболом увеличилось. Сборная выступила более-менее хорошо.
Чтобы как-то глобально повлияло на развитие футбола… В городах проведения — да, там улучшились условия. Но я много езжу по России. Не наблюдаю серьёзных изменений в регионах. Те же Барнаул, Новосибирск. Как я в 2006 году на Кубок туда ездил на стадион «Спартак», так в 2022-м приехал – всё то же самое. А это крупнейший город. В Барнауле тоже стадион в плачевном состоянии. Во Второй лиге вообще это повсеместно. Максимум — лёгкий косметический ремонт.
«Абаскаль будет хорошим тренером»
— Поддерживаете ли отставку Гильермо Абаскаля из «Спартака»?
— Все ждут стабильной игры и результата. «Спартак» после сборов мог хорошо начать, а потом состав ротируют, схему меняют. Хотя на предсезонке всех обыграли. Работа Абаскаля похожа на тренерство молодого, начинающего специалиста, которому дали хороший карт-бланш.
Я бы не сказал, что от него кто-то устал. В «Спартаке» всегда тяжело работать, ты находишься под постоянным давлением. В случае отсутствия результата спрос вдвойне. Уверен, Абаскаль наберётся опыта и будет хорошим специалистом. У «Спартака» при нём наблюдались неплохие отрезки.
— Насколько показательна интрига завершающегося сезона РПЛ? Действительно ли увеличилась конкуренция внутри чемпионата или просто «Зенит» потерял мотивацию за годы гегемонии?
— Многие лидеры «Зенита» поднаелись победами. Они уже думают, что не надо особо прилагать усилия — и так кого угодно обыграют. В отдельных, как им казалось, выигранных матчах откровенно расслаблялись и упускали преимущество. Поэтому конкуренты подтянулись.
«Краснодар» был неплох. «Динамо» не отличалось стабильностью, но в нужный момент выдало серию побед. Классно, что появилась конкуренция и интрига. Интересно наблюдать концовку чемпионата.
— Как меняется уровень РПЛ в последние годы?
— Глобально наш чемпионат никуда не движется — ни вверх, ни вниз. И не просели с отсутствием еврокубков. Появляются неплохие ребята: Максим Глушенков, Константин Тюкавин, Сергей Пиняев, у «Крыльев Советов» и «Ростова» классная молодёжь. Отсюда интересная сборная, которую, к сожалению, нельзя проверить в играх с командами высокого уровня. Есть ребята, уезжающие за рубеж. Но мы и не прибавляем.
Жаль, что время уходит и тех же вышеперечисленных ребят мы не можем проверить на высоком международном уровне. Мы не видим их во встречах с топ-командами Лиги чемпионов. Это ведь другая планета! Только в играх с сильными соперниками ты растёшь сам. Поэтому движение пойдёт, когда мы вернёмся на европейскую арену. Тогда станет понятно, на каком месте российский футбол.