«Работа – мой смысл жизни, как у Роналду». Маврин – о топах футбола, повестке ФИФА и Кубке
9 ноября в 19:00 (мск) в Санкт-Петербурге на «Газпром Арене» состоится самый долгожданный матч в индустрии медийного футбола между 2DROTS и «Амкалом» в рамках финала Winline Кубка Лиги. Этому противостоянию уже больше шести лет, а принципиальность и накал страстей можно сопоставить с дерби всея Руси между «Спартаком» и ЦСКА и «эль класико» между «Реалом» и «Барселоной». В преддверии этого большого матча корреспондент «Советского спорта» пообщался с Василием Мавриным – сердцем «Амкала» как в медийном, так и в игровом плане. Он уже становился победителем Медиалиги в составе «Титана», а теперь наверняка хочет передать чемпионский дух «Амкалу». В нынешнем сезоне Василий забил два гола и отдал три голевые передачи за девять матчей, а его яркие реплики и выходки тиражируются во всех телеграм-каналах, посвящённых медиафутболу.
– Как вам новый турнир и его формат, при котором некоторые соперники встречались друг с другом несколько раз?
– Я не тот человек, который влияет на форматы турниров. Могу лишь говорить, участвую в этом или нет. И лично для меня разницы не было. Для «Амкала» в этом плане ничего не изменилось – мы два матча играли только с одной командой, а все остальные соперники не повторялись. Плей-офф в расчёт не берём – да, там ещё раз с «Титаном» встретились, а вся остальная история нас не коснулась. Что касается легендарного противостояния 2DROTS с Fight Nights, то плохо, что из игры в игру ничего не менялось. Но это скорее вопрос к командам, а не к лиге. Ну, так совпало, что делать. Проявите креатив, попробуйте что-то поменять с футбольной точки зрения. У вас есть прекрасная возможность для этого. Но все пять матчей никаких изменений у них не было – ни с медийной точки зрения, ни с футбольной.
– Вы один из главных претендентов на MVP Winline Кубка Лиги, которому дадут квартиру в Баку. Как оцените свои шансы? В числе ваших конкурентов Дима Сычёв, хотя вратарская позиция обычно не так высоко котируется.
– Я в эту квартиру верю примерно так же, как в стадион Медиалиги, который строится и должен «вот сейчас, вот уже, вот-вот…». Надо понимать, что самое главное – это победа «Амкала», трофей для команды. Я не из тех, кто говорит: «Вот он я, я, я». У меня другие взгляды. Для меня ключевое – чтобы команда показывала тот футбол, который у нас сейчас получается показывать. А что касается индивидуальных наград, они могут прийти уже после. Так было с «Титаном». Сказать, что я тогда провёл суперсезон, сделал нереальное количество голевых действий, – да нет, ничего такого. Где надо, я, естественно, помог. Больше с искрой, которая позволила «Титану» пройти так далеко. Но по игре это был не лучший мой сезон, мягко говоря. При этом благодаря тому, что команда «Титан» проявила себя так хорошо, мы на выходе имеем индивидуальную награду.
Что касается Сыча. Возвращаясь в четвёртый сезон, Саня Шепляков хайлайтов на буллитальти сделал больше, чем любые другие вратари, вместе взятые, включая Сычёва. При этом почему-то Сане никакой награды не дали за тот сезон, а Сычу дали за то, что у него в игре, по сути, 0 моментов. Так нужно давать тогда кому-то из обороны. Тогда это будет честно. А то, что человек стоит всю игру и буллиты тащит… Да, это прикольно, он молодец, не умаляю его заслуги. Но лишь за это давать? Есть вопросы. Я бы лучше добавил в список Гудая – стабильный, системный чувак, который на протяжении многих сезонов показывает уровень. И этот уровень как раз позволяет Сычу иметь в графе пропущенных мячей минимальное количество.
– Как вам сам приз в виде квартиры в Баку? Что бы с ней делали, если бы всё-таки она вам досталась?
– Мне это, честно говоря, фиолетово вообще. Более чем уверен: даже если забью 500 голов в финале, то по определённым моментам вряд ли её получу. Ну а делить то, что не моё, я не могу. Будет квартира – будем думать. Не переживайте, будут мысли, как правильно с ней поступить. Сначала пусть скажут: «Вот тебе ключи».
– Изначально финальный матч Winline Кубка Лиги должен был пройти в Баку, но из-за ряда проблем его перенесли в Санкт-Петербург. Расстроились, что в итоге не сложилось с Азербайджаном?
– Мне, наоборот, как раз удобнее играть в Петербурге. У меня родилась третья дочь, и я бы не смог на неделю уехать. Максимум, что я мог сделать, – прилететь на матч и вернуться. Доволен, что могу готовиться в спокойном режиме. Ну и «Газпром Арена» – это классно. История зациклилась. Первый матч – «Лужники», главная спортивная арена страны. Теперь – наверное, вторая по значимости арена в России. Это очень круто. Я там был дважды – помимо матча с «Чисто Питер», ещё на какую-то из игр сборной приходил. Если убрать за скобки, сколько этот стадион стоит, он очень классный.
– Говорят, что на «Газпром Арене» будет очень много зрителей – даже больше, чем на некоторых домашних играх «Зенита». Медиалига настолько сейчас крутая, что в чём-то даже превосходит РПЛ? Или это именно интерес к противостоянию «Амкала» с 2DROTS?
– Я бы сказал, что нужно исходить из ситуации с Fan ID. В Питере раньше же всегда был биток, для них это стандартная история. Возможно, сейчас стадион не заполняется как раз из-за паспорта болельщиков. Будем честны, говорить, что Медиалига популярнее «Зенита», – это глупо. Но как локальное событие, финал, яркий ивент – это прикольно. Да, это может собрать больше зрителей, чем какие-то матчи «Зенита».
– Для игроков «Амкала» 2DROTS – это идеальный раздражитель, как «Спартак» для ЦСКА? Подсознательно хотели провести финал именно с ними?
– У нас нет разговоров на тему, с кем хотим играть в финале. Мы абсолютно спокойно относились к любому сопернику. Нет разницы, кто против нас. «Амкал» сейчас достаточно стабилен с психологической точки зрения, и это радует. Мы достаточно ровно работаем. Да, есть некоторые игровые нюансы, но именно с точки зрения психологии сейчас всё стабилизировалось. Конечно, для индустрии и медиафутбола классно, что есть такая вывеска. Считаю, матч в «Лужниках» был не очень удачный. Всё-таки у нас в голове сидели и другие цели, через примерно три дня начинались кубковые матчи. Это был 1-й тур, а всего – минимум восемь игр. Между нашими командами классное противостояние. Но люди, которые сейчас находятся в обоих коллективах, скорее всего, не поймут, как это всё работало давно и что это за противостояние. Сейчас ребята просто играют в футбол. Того огня и той искры, которая когда-то была, уже нет. Плохо ли это? Наверное, нормально. Просто пришли люди, которые не в контексте. Кто-то не знает базу медиафутбола, кто-то не понимает, почему «Амкал» и 2DROTS – жуткие враги. Как по мне, ближе, чем «Амкал» и 2DROTS, нет команд.
– Вам не кажется, что подобное происходит не только в медиафутболе? То есть в команды, в те же «Спартак» и ЦСКА, приходят легионеры, которые вряд ли понимают смысл дерби.
– Когда ты знаешь базу и понимаешь, почему это называется дерби, то осознаёшь и важность матча. А если не копаешься в этом – просто выходишь и играешь в очередной раз. Тем же легионерам объясняют, что впереди дерби. А почему это важно? Почему так завелось? Большинству пофиг, отыграли матч и отыграли. Так же сейчас выглядит и дерби «Амкал» – 2DROTS.
– «Амкал» достаточно давно для медиафутбола не выигрывал трофеи – в последний раз в 2021 году победили в МКС. У 2DROTS последние сезоны были более успешными. Нет ли в раздевалке разговора, что это шанс переломить тенденцию?
– Что сейчас дают кубки в медиафутболе? Я был в «Титане», мы видим кейсы «Родины», «Броуков». Что дала каждой из команд эта железяка? Возможно, руководители клубов могут попросить дополнительный кэш у партнёров для себя и команды. Да и то сомневаюсь. Со спортивной точки зрения – да, все хотят выиграть. Но в чемпионате России ты выиграл – тебе денег насыпали, твоя популярность взлетела, какие-то индивидуальные бонусы получил. В Медиалиге такого нет. Количество подписчиков у тебя от этого не вырастет. Поэтому чемпионство – это приятный бонус, показатель, что ты проделал хорошую работу именно со спортивной точки зрения.
У «Дротов» оборвалось после второго сезона. Неважно, что потом они в финалах были. Кто-то вообще помнит финалистов? Большинство будет называть только тех, кто выиграл. Если не берём сдвоенный МКС, когда одно наложилось на другое, – у них тоже ничего нет после второго сезона. Я тоже могу говорить, что «Дротам» почти не проигрывал, но титулов от этого «Амкалу» же не добавилось. Поэтому я хочу, чтобы финал получился именно футбольным и чтобы люди кайфанули от футбольной составляющей – от этого нерва, от фанатских секторов, которые будут заряжать и гнать. А получится у «Амкала» завоевать трофей или нет, от этого ничего кардинально не изменится. То же самое можно сказать про 2DROTS. Вот шильдик – окей, а с воскресенья это всё равно нулю и ты опять начинаешь работать.
– Как в целом атмосфера в раздевалке? Как команда оценивает свои шансы? Все ли заряжены на то, чтобы выдать яркий матч?
– Мы будем делать всё, чтобы в субботу одержать победу. Мы предпринимаем все шаги, все возможные действия, лишь бы выиграть у 2DROTS. Нет разговоров о том, кто там и что там. Мы все готовы и все заряжены. В субботу мы будем в максимальной готовности для того, чтобы «Амкал» победил. Не для того, чтобы думать – а получится у нас или нет. Выйдем – и победим. И тогда мы скажем, что классно отработали.
2DROTS против «Амкала» – больше чем «класико». Вратарь Сычёв нацелен на титул и квартиру
– Как относитесь к идее провести чемпионат мира по медиафутболу? Хотели бы сыграть за сборную России?
– Отношусь так же, как к квартире в Баку. У нас разговоров о сборной много, при этом она собирается один раз в год на один матч. Это не сборная, а набор футболистов, которые приехали подкалымить. Сборная Медиалиги должна собираться, как сборная России. Должны быть определённые критерии и определённый тренер, который не задействован ни в какой другой медиакоманде. Это абсолютно правильная практика, потому что совмещать не очень. Вы скажете, что Валерий Георгиевич Карпин совмещает. Удобно совмещать, когда мы нигде не играем? Если бы мы сейчас участвовали на международной арене, я думаю, что он бы не вывез, потому что это совершенно другой спектр работы. Есть командная работа в долгосрочную перспективу, на дистанции, а работа в сборной – сиюминутная работа, подразумевающая максимальную интенсивность и концентрацию на несколько матчей. И всё, дальше опять разъехались. Никак не отношусь к этому чемпионату мира. Как сделают, мне уже будет 40 лет. Пять лет назад я вообще был заряжен.
– Видите ли тренд в мировом футболе на скромность, учитывая, что в этом году «Золотой мяч» получил Родри, а ранее – Бензема и Модрич?
– Мы не знаем, на что сейчас идёт запрос. «Золотой мяч» – мерило той повестки, которую развивает ФИФА. В какой-то период времени в Америке все были в шоке, что есть темнокожий президент. Сейчас Русалочка в фильме темнокожая, в любом кино должны быть люди не только привычной ориентации, но ещё и какой-то единорожной. Сейчас, допустим, кому в Медиалиге вручать «Золотой мяч»? Кто-то говорит, что Алишеру. Тогда окей, а по каким принципам мы это оцениваем? Мы должны же давать эту награду не только тем, кто играет классно, а кто соответствует статусу медиафутболиста. А по факту мы можем получить то, что отдадут награду футбику. При этом вся эта приставка «медиа» сейчас как собаке пятая нога, но она всё дальше отходит и скоро отвалится. И дальше интерес к лиге будет всё меньше, меньше и меньше. Смотрят Медиалигу по той причине, что сопереживают людям, которых они узнают и чей контент смотрят. То же ведение «телеги» позволяет быть на коннекте с людьми, и это впоследствии может привести к тому, что на тебя придёт посмотреть не пять человек, а 50. Если сейчас запрос у ФИФА на это, то Родри заслужил.
Мы возвращаемся к тому, что всё субъективно. Какие, например, критерии на получение квартиры? Их нет. Это субъективная оценка. Не будет никак голосовать общественность. Один захочет кому-то дать, и вопросов не будет ни у кого. Я вот в том году взял какую-то награду лучшему игроку года, и вот этот перстень у меня целый год лежит в студии, я ни разу его не надевал, да и забыл про него. Лежит и лежит. Вопрос в том, какой профит хотят получить с этого. Если хотят потешить эго своё, то мне это неинтересно. Алишеру, возможно, это в рамках медийного футбола поможет выбить себе зарплату не в 250, а в 300 тысяч. И сказать: «Я лучший игрок, дайте мне денег ещё!» Они ему скажут, что он не может и пяти слов связать, а он покажет им кольцо. К сожалению, все эти медийные статусы лишь дают возможность поднять себе ценник как футболистам. Родри – окей, моё почтение, заслужил. Возвращаясь к медийному футболу, всё это субъективщина. Плевать я хотел, кто и что там получит и кого там отметят. У меня есть свой список, кого бы я действительно отметил в этом году. Как только я увижу окончательный список того, кого выберут уважаемые люди, разбирающиеся в медиафутболе, сделаю свой список.
– Назовёте свой топ игроков из Winline Кубка Лиги?
– Из «Дротов» я бы, наверное, отметил только Гудая, потому что он очень стабильно проводит весь Кубок. Для защитника это очень хорошие показатели. Сычёв – окей. Что касается «Амкала», то это Ряба, Костюков – два ярких примера. Алишер, на мой взгляд, достаточно провально провёл осень. Если бы он не провалил Кубок, то «Броуки» провели бы поярче турнир. В том сезоне он играл хорошо, вопросов нет. Это должен быть футболист, который будет примером стабильности на протяжении всего турнира. Допустим, в Кубке России Алишера не было. Ряба провёл офигенно пятый сезон. Не ярко, потому что такая манера игры у «Амкала» была, но играл он хорошо. В Кубке России и Осеннем кубке он тоже хорошо играет. Вопрос в субъективности. Если бы были 100-процентные критерии, вопросов было бы меньше. Допустим, если бы давали баллы по каждым критериям и по совокупности факторов получили суммарную оценку. Например, считали бы каждого по футбольной составляющей и медиа, и это была бы объективная оценка.
– Кому бы вручили «Золотой мяч» в России из профессионалов?
– В «Локомотиве» есть Батраков Лёха. Я на стриме делал разбор манеры его игры. Она не сказать что слишком яркая. Он не действует как Роналду и Месси, не обыгрывает пачками игроков, но при этом максимально эффективно использует свои моменты. Для своего возраста он показывает зрелый футбол. Особенно, что ценится в российском футболе, – это доигровки. Иногда футбола как такового нет, и весь матч разбивается на отрезки. И кто лучше доигровки делает в каждом из отрезков, тот выигрывает. Батраков, на мой взгляд, один из таких футболистов. В целом «Локомотив» достаточно свежо смотрится в этом году. Посмотрим, как это будет на дистанции, но если взять часть до Нового года, то Лёха является одним из тех, кто этой награды достоин.
– Глушенков сказал, что пьёт пару банок пива после матчей. Как вы относитесь к такому восстановлению?
– Каждый сам вправе выбирать, как ему восстанавливаться и готовиться. Если ему комфортно и это не вредит, то почему нет? Проблема в российском менталитете, что «он с таким восстановлением – алкаш». А если в Германии это предложение прочитать, то скажут, что «всё нормально, два пивка – это даже маловато, можно ещё взять». В Германии культура питья пива, в Италии культура питья вина, и это не мешает им жить. А у нас сразу на него бросаются, что должен не пить, не курить. Если ему это помогает и после этого он хорошо себя чувствует, играя на хорошем уровне, то вдруг это тот самый метод, который вам позволит нормально играть.
– Вам 35 лет, но в медийном футболе вы до сих пор считаетесь одним из лучших игроков. В чём секрет?
– Первый вариант – слабая Медиалига. 35-летний мужик сильный в этой лиге. Второй вариант – мне приходится работать в три раза больше, чтобы соответствовать молодым и перспективным.
– Уровень Медиалиги даёт играть ветеранам?
– Я могу играть и в РПЛ. Вопрос в другом, чтобы быть лучшим в лиге. Вопрос целей и задач. Если ты хочешь просто поиграть, то можно два раза в неделю побегать для себя и приехать на игру, как приезжал Гарба в Fight Nights. А можно поставить себе цели быть лучшим или входить в топ по своей позиции. Я думаю, у кого-то есть такие амбиции. Я в целом любитель работы, и это мой смысл жизни, как у Криштиану Роналду. После тренировки я еду всегда в зал. Для кого-то это вау, а для меня это обыденность. Это образ жизни, и мне это нравится. Кому-то нравится пить пиво или два раза в неделю тренироваться. Всё зависит от индивидуальных целей. Если бы не «Амкал», я бы так же работал. Я ещё когда в ЛФЛ играл раз в неделю, всё равно индивидуально занимался на поле и в зале. И мне этого хватало за глаза. А сейчас просто приходится чуть больше затрачивать энергии и времени, чтобы соответствовать нынешнему уровню Медиалиги.
– Не было ли за последние годы предложений из РПЛ или Первой лиги?
– Да нет, а зачем? Я попал в Медиалигу в 31 год. Кому ты нужен в 31 год? Таких кейсов в принципе нет. Я с 17 лет перестал думать о том, чтобы попасть в профессиональный футбол. Всегда играл для себя и не парился насчёт предложений. Амбиции когда-то были, но я реалист, адекватно могу оценить свои силы. На меня никто не выходил и не выйдет с предложениями поиграть. Если бы мне было на пять-шесть лет поменьше, то можно было бы только подумать. И то я живу в Москве со своей семьёй, у нас тут есть жизненные устои, и дёргаться ради чего-то в другой город? У меня было несколько тренерских предложений из Медиалиги, и одно из них – не из Москвы.
– Какие у вас дальнейшие планы? Остаться в Медиалиге или работать с детьми?
– Я работаю не только с детьми, а со всеми. У меня нет вектора, что я работаю только с детьми. Всё зависит от запроса. 9-го числа мы играем финал. Выигрываем – забираем статуэтку, и после этого у меня до 24 ноября с «Амкалом» действующий контракт. Когда он будет заканчиваться, тогда мы будем думать. До этого момента никаких предложений нет и не может быть. Я сосредоточен на субботнем матче и на том, чтобы, как говорил один классик: «Дайте мне два турнира, и я поставлю кубок». У меня это второй большой турнир после возвращения в «Амкал». Я хочу реализовать то, ради чего возвращался в «Амкал», – это трофей для команды.