Не Колизеем единым. Как стадионы становятся культовыми туристическими местами

Футбольные клубы настолько плотно вошли в жизнь миллионов болельщиков по всему миру, что стали настоящей визитной карточкой городов.
news

Идея футбольного клуба как визитной карточки города стала уже настолько привычной, что, возможно, ускользнёт от внимания факт, насколько недавно это произошло. Когда-то города гордились памятниками архитектуры, промышленными гигантами, университетами. А сейчас к достопримечательностям добавился и футбол.

Материал подготовлен специально для журнала «Футбол». Ещё больше про российский и мировой футбол читайте в свежем выпуске. Оформите подписку или приобретайте в киосках вашего города.

Спорт №1 давно перестал быть просто развлечением для фанатов, он превратился в неотъемлемую составляющую жизни. Если раньше стадион местной команды можно было сравнить, скажем, с одним из ресторанов или кафе города, когда люди просто выбирали, как провести вечер, то теперь по популярности и значимости они могут вполне соревноваться со всемирно известными музеями и театрами.

«Барселона» заявляет, что до реконструкции «Камп Ноу» ежегодно посещали 1,2 млн людей, львиная доля из них – туристы. Да, не все они приходили на матчи, но в любом случае проявляли интерес к клубу, посещая будь то просто клубный магазин на стадионе или же приобретя экскурсионный тур по арене.

Камп Ноу, Барселона, Getty Images.webp
Источник фото: Getty Images

«Реал» также заявляет, что «Сантьяго Бернабеу» посещают ежегодно более миллиона человек, а после обновления стадиона эта цифра должна только возрасти. Мадридцы как раз яркий пример понимания, что стадион – это не только про футбол. На обновлённой арене они реализуют проект эдакого гастрономического рынка с 25 точками, предлагающими широкий ассортимент блюд как испанской, так и других национальных кухонь.

Клубы делают стадионы не просто центром развлечений города, но и в данном случае важным кулинарным направлением в столице Испании. Наверняка в схожем направлении будет двигаться и «блауграна» после обновления стадиона. Возможно, клубы будут ещё больше критиковать, что на трибунах в основном туристы, а не преданные болельщики, но на сегодняшний день это неотъемлемая тенденция для любой команды, жаждущей всемирной известности.

«Олд Траффорд» разваливается на глазах. После матча с «Арсеналом» случился потоп

БЕСПРОИГРЫШНАЯ СТАВКА 20 000₽

Реклама 18+

Уже примерно через полтора года после пандемии сообщалось, что Англию посещают 1,5 млн туристов в привязке к посещению футбольных матчей. В том числе 226 тыс. из них посещали «Олд Траффорд». Впечатляющая цифра, если вспомнить, что Манчестер, прямо скажем, далеко не самый популярный у туристов город даже в Великобритании.

Разумеется, клубы вовсю пользуются интересом болельщиков из других стран. Они предлагают разнообразные пакеты: от условного «всё включено» с перелётом, проживанием, билетами на матч, подарочными сувенирами, питанием и прочим до более скромных вариантов, к примеру, объединяющих экскурсии по городу и стадиону.

Неправильно думать, что настолько плотно в жизнь города вовлечены только топ-клубы. Лидирующий в Чемпионшипе «Сандерленд» тоже является вполне себе точкой притяжения людей, что прекрасно понимают и власти города.

Stadium of Light, Сандерлэнд, Getty Images 1.webp
Источник фото: Getty Images

В августе неподалёку от арены было открыто развлекательное заведение Sheepfolds Stables. Оно расположилось на месте некогда свалки и заброшенной земли, в пешей доступности от стадиона. Также строится пешеходный мост, который должен связать арену с крупной улицей, идущей из центра Сандерленда.

Примечательно, что уже на следующее утро после вспышки насилия и погрома на волне антимигрантских протестов десятки людей собрались, чтобы помочь с уборкой. И среди них было немало тех, кто пришёл в клубных футболках. Один из них рассказал BBC, что, по его мнению, беспорядки «искажают представление о городе и клубе». Показательно, не правда ли?

И в этих словах заключён большой смысл. Как такой город, как Сандерленд, проецирует себя в мире в наши дни? Сколько людей за его пределами знает о нём что-либо, кроме футбольной команды?

А теперь - факты. Туризм в Сандерленде вырос на 3% в прошлом году, и посещение болельщиками Stadium of Light считается одним из основных факторов. Когда клуб вылетел из АПЛ, местные предприятия оценили спад торговли на 4%. Даже в Чемпионшипе средняя посещаемость в прошлом сезоне составила 41 тыс. человек, а это также позволяет хорошо зарабатывать барам, точкам питания и магазинам, расположенным поблизости от арены.

Отношения стали двусторонними, как будто город теперь является такой же проекцией клуба, как и клуб – города. Футбол сейчас – это то, где многие выражают идеи, идентичность. Явление приняло настолько всеобъемлющие масштабы, что клубы и стадионы фактически стали ещё одним театром действий и сражения за зрительское внимание и восприятие как команды, так и города в целом.

Заглавное фото: Getty Images
Новости. Футбол