Не Колизеем единым. Как стадионы становятся культовыми туристическими местами
Идея футбольного клуба как визитной карточки города стала уже настолько привычной, что, возможно, ускользнёт от внимания факт, насколько недавно это произошло. Когда-то города гордились памятниками архитектуры, промышленными гигантами, университетами. А сейчас к достопримечательностям добавился и футбол.
Материал подготовлен специально для журнала «Футбол». Ещё больше про российский и мировой футбол читайте в свежем выпуске. Оформите подписку или приобретайте в киосках вашего города.
Спорт №1 давно перестал быть просто развлечением для фанатов, он превратился в неотъемлемую составляющую жизни. Если раньше стадион местной команды можно было сравнить, скажем, с одним из ресторанов или кафе города, когда люди просто выбирали, как провести вечер, то теперь по популярности и значимости они могут вполне соревноваться со всемирно известными музеями и театрами.
«Барселона» заявляет, что до реконструкции «Камп Ноу» ежегодно посещали 1,2 млн людей, львиная доля из них – туристы. Да, не все они приходили на матчи, но в любом случае проявляли интерес к клубу, посещая будь то просто клубный магазин на стадионе или же приобретя экскурсионный тур по арене.
«Реал» также заявляет, что «Сантьяго Бернабеу» посещают ежегодно более миллиона человек, а после обновления стадиона эта цифра должна только возрасти. Мадридцы как раз яркий пример понимания, что стадион – это не только про футбол. На обновлённой арене они реализуют проект эдакого гастрономического рынка с 25 точками, предлагающими широкий ассортимент блюд как испанской, так и других национальных кухонь.
Клубы делают стадионы не просто центром развлечений города, но и в данном случае важным кулинарным направлением в столице Испании. Наверняка в схожем направлении будет двигаться и «блауграна» после обновления стадиона. Возможно, клубы будут ещё больше критиковать, что на трибунах в основном туристы, а не преданные болельщики, но на сегодняшний день это неотъемлемая тенденция для любой команды, жаждущей всемирной известности.
«Олд Траффорд» разваливается на глазах. После матча с «Арсеналом» случился потоп
Уже примерно через полтора года после пандемии сообщалось, что Англию посещают 1,5 млн туристов в привязке к посещению футбольных матчей. В том числе 226 тыс. из них посещали «Олд Траффорд». Впечатляющая цифра, если вспомнить, что Манчестер, прямо скажем, далеко не самый популярный у туристов город даже в Великобритании.
Разумеется, клубы вовсю пользуются интересом болельщиков из других стран. Они предлагают разнообразные пакеты: от условного «всё включено» с перелётом, проживанием, билетами на матч, подарочными сувенирами, питанием и прочим до более скромных вариантов, к примеру, объединяющих экскурсии по городу и стадиону.
Неправильно думать, что настолько плотно в жизнь города вовлечены только топ-клубы. Лидирующий в Чемпионшипе «Сандерленд» тоже является вполне себе точкой притяжения людей, что прекрасно понимают и власти города.
В августе неподалёку от арены было открыто развлекательное заведение Sheepfolds Stables. Оно расположилось на месте некогда свалки и заброшенной земли, в пешей доступности от стадиона. Также строится пешеходный мост, который должен связать арену с крупной улицей, идущей из центра Сандерленда.
Примечательно, что уже на следующее утро после вспышки насилия и погрома на волне антимигрантских протестов десятки людей собрались, чтобы помочь с уборкой. И среди них было немало тех, кто пришёл в клубных футболках. Один из них рассказал BBC, что, по его мнению, беспорядки «искажают представление о городе и клубе». Показательно, не правда ли?
И в этих словах заключён большой смысл. Как такой город, как Сандерленд, проецирует себя в мире в наши дни? Сколько людей за его пределами знает о нём что-либо, кроме футбольной команды?
А теперь - факты. Туризм в Сандерленде вырос на 3% в прошлом году, и посещение болельщиками Stadium of Light считается одним из основных факторов. Когда клуб вылетел из АПЛ, местные предприятия оценили спад торговли на 4%. Даже в Чемпионшипе средняя посещаемость в прошлом сезоне составила 41 тыс. человек, а это также позволяет хорошо зарабатывать барам, точкам питания и магазинам, расположенным поблизости от арены.
Отношения стали двусторонними, как будто город теперь является такой же проекцией клуба, как и клуб – города. Футбол сейчас – это то, где многие выражают идеи, идентичность. Явление приняло настолько всеобъемлющие масштабы, что клубы и стадионы фактически стали ещё одним театром действий и сражения за зрительское внимание и восприятие как команды, так и города в целом.