Историческая победа. Первый чемпионат Европы героически выиграли наши футболисты
Это была удивительная эпоха. Люди покоряли новые вершины, запускали в космос спутники, ходили на плотах через Тихий океан. Именами первопроходцев называли поколения детей. Поэтому летом 1960 года на первый чемпионат Европы в Париж сборная СССР летела с одной целью — побеждать.
Без отбора и групп
Что ни говори, а французы всегда умели делать из спорта нечто большее. Олимпийские игры, гонка «Тур де Франс», формула проведения которой стала прообразом всех многоэтапных соревнований и, конечно, чемпионат Европы по футболу. Поэтому немудрено, что первый Кубок Анри Делоне, названный так в честь инициатора турнира, был разыгран в Париже.
Тогда никаких отборочных групп ещё не придумали. Да и сама финальная часть состояла всего из четырёх матчей: полуфиналы, финал, и встреча за бронзу. СССР попал в финальную четвёрку относительно легко. В 1/8 финала была дважды обыграна команда Венгрии, а в четвертьфинале испанцы отказались играть с нами по политическим причинам, и им было засчитано техническое поражение.
Ведомые Яшиным
Финальный турнир проходил в двух городах. Сборная СССР, ведомая в срочном порядке возвращённым в команду Гавриилом Качалиным, свой первый матч играла в Марселе. В заявке из 17 фамилий были представители восьми различных клубов.
Самым опытным игроком сборной считался вратарь московского «Динамо» Лев Яшин, которому уже исполнилось 30 лет. А среди молодёжи выделялись двое: грузинский защитник Гиви Чохели и нападающий из Ростова-на-Дону Виктор Понедельник. Оба накануне отметили 23-летие.
Соперником по полуфиналу стала команда Чехословакии. Номинальный защитник Титус Буберник с пятью голами разделил звание лучшего бомбардира предварительного этапа с легендарным французом Жюстом Фонтеном. Но сборная СССР оказалась сильнее. Благодаря дублю Валентина Иванова и голу Понедельника советские футболисты выиграли — 3:0.
Из героев - в изгои
Во втором полуфинале команда-хозяйка чемпионата Франция играла с Югославией. В СССР ждали победы югославов. А всё потому, что восемь лет назад между двумя сборными произошёл особый матч.
Шла 1/8 финала олимпийского турнира. СССР только начинал входить в мировую футбольную семью. Да и в целом советский спорт едва ли не впервые вышел за пределы страны. За нашу команду выступали Игорь Нетто, Всеволод Бобров и Константин Бесков, а тренировал её Борис Аркадьев. Все ждали победы, но после первого тайма советская сборная проигрывала югославам со счётом 0:4.
А затем был настоящий подвиг. За 15 минут до конца, при 1:5, наши ребята перевернули ход матча и сумели сравнять счёт. Об этом чуде писали все европейские спортивные издания. Увы, в переигровке СССР проиграл 1:3. Футболисты на себе узнали, как за два дня из героев можно превратиться во врагов.
Аркадьева выгнали из сборной, клубы, формировавшие основной состав, были распущены в середине сезона. За поражения карали очень жестоко. И хоть через восемь лет порядки были другими, но истории не забываются.
«Реванш» — это по-французски
Когда из Парижа пришли вести, что Югославия в феноменальном по красоте матче обыграла хозяев турнира (5:4, уступая по ходу 2:4), стало понятно, что ажиотаж вокруг Евро упадёт. После этого французская публика быстро потеряла интерес к новому турниру. Трибуны не были заполнены даже наполовину. Сейчас такое, конечно, представить себе нельзя.
Матчи 1952 и 1960 годов объединяло ещё и то, что их обслуживал один и тот же арбитр — англичанин Артур Эдвард Эллис. В нашей сборной вспомнили французское слово «реванш». Да и политическую составляющую, несмотря на хрущёвскую «оттепель», никто не забывал.
Хитрость помогла забить
Качалин в решающем матче выпустил на поле тот же состав, что и четырьмя днями ранее. И с первых же минут стало ясно — югославы значительно сильнее физически. Тренер советской сборной наигрывал популярную тогда схему 3-2-5. Югославы же стремились забрать середину поля, и триумвират тренеров (Александар Тиранич, Любомир Ловрич и Драгомир Николич) использовал расстановку 3-3-4.
Задумка соперника удалась. Советские футболисты были надолго прижаты к своей штрафной, и, если бы не мастерство Льва Яшина, исход матча мог быть предопределён ещё в первом тайме.
Перерыв нужен был как глоток свежего воздуха. Но буквально за пару минут до паузы югославы забили гол. Не обошлось без доли хитрости. На фланге в борьбе сошлись Анатолий Маслёнкин и Дражан Еркович. В какой-то момент мяч, казалось, вышел за пределы поля, о чём Маслёнкин открыто сигнализировал помощнику судьи. Но тот показал, что нужно продолжать игру. В итоге Ерковичу удалось выйти на оперативный простор и верховой передачей найти в штрафной Милана Галича. Яшин оказался бессилен.
Пропустив, советская сборная едва не впала в ступор. За эти несколько минут югославы могли забивать ещё, но наша команда выстояла.
Совсем другая сборная
Что было сказано в перерыве, какие слова и выражения там прозвучали — неизвестно. Но на второй тайм советская сборная вышла совсем другой. С первых минут она осадила ворота Видинича, и на 49-й минуте Слава Метревели сравнял счёт. Торпедовец добил мяч после дальнего удара Валентина Бубукина.
А дальше началась планомерная осада. В СССР матч транслировали только по радио. Встречу комментировал Николай Озеров, и он едва не сорвал голос. Советские футболисты создали огромное количество моментов, но мяч упрямо не шёл в сетку. На 87-й минуте Валентин Иванов не попал в пустой угол с пяти метров.
Замен тогда не было, и дополнительные 30 минут стали испытанием силы воли. И всё же обе сборные старались держать темп. В середине второй 15-минутки нашим футболистам удалось создать численное преимущество на правом фланге. Метревели подключил к атаке Михаила Месхи, тот навесил в штрафную, и Виктор Понедельник головой отправил мяч в сетку. Шла 112-я минута матча. Сил радоваться уже не было. А когда Артур Эллис дал финальный свисток, игроки просто рухнули на газон.
По регламенту команда-победитель должна была пробежать с кубком круг почёта. К 11 игрокам присоединились все, кто был на скамейке запасных, даже врачи. Дело не только в эмоциях. На лишний круг по стадиону у победителей сил уже не было.
Кубок на Эйфелевой башне
Награждение проводили на следующий день на Эйфелевой башне. А в Москве футболистов под овации доставили на стадион «Лужники», где им рукоплескали уже переполненные 100-тысячные трибуны.
В Европе эта победа тоже стала довольно ярким событием. Прагматичный силовой футбол был тогда редким явлением. Прекрасную прессу получил Лев Яшин.
Впрочем, его Европа ещё не раз будет носить на руках. А ту сборную, сборную Качалина, Нетто, Месхи и Понедельника, запомнят как первых в истории чемпионов Европы. И ими они останутся навсегда.