«Бросили ребят под танки». Президент «Урала» – об ужасном вылете и перестройке

Президент екатеринбургского клуба в эксклюзивном интервью «Совспорту» признался, что переживает сложнейший момент футбольной жизни за 21 год.
news

Драматичным выдался для ФК «Урал» сезон-2023/24. До последнего матча команда сражалась за право остаться в РПЛ. Крест на надеждах поставили два гола в переходном матче, забитые «Акроном» с интервалом в пять минут. После проигранного домашнего матча был уволен главный тренер Виктор Гончаренко, но это не помогло остаться в РПЛ.

Президент уральского клуба Григорий Иванов в эксклюзивном интервью «Советскому спорту» рассказал о тех трудностях, с которыми команда столкнулась в Первой лиге.

– Удалось ли вам приноровиться к Первой лиге?
– Пока нет ещё, не понимаем, как играть. Сидит у всех в голове, что мы вылетели непонятно как. Ни тренерский штаб, ни я, ни игроки до сих пор не можем приноровиться.

– За те 20 лет, что вы находитесь в команде, это один из самых сложных моментов?
– Не один из самых сложных, а самый сложный. Всякие были ситуации, но эта – самая сложная. Сложнейший момент футбольной жизни за 21 год, и это для всех: и для меня, и для клуба.

В прописке в РПЛ отказано. Гончаренко в отставке, «Урал» висит над пропастью

– Кто-то из ваших коллег поддержал вас после вылета?
– У меня много друзей и товарищей, которые поддержали. Конечно, все звонили, были искренне огорчены, хотели, чтобы «Урал» играл в РПЛ. У нас вся инфраструктура есть, стадион хороший, база хорошая, игроки хорошие. Для всех это был гром среди ясного неба. Не могу говорить по всем, но в основном вся Премьер-Лига поддержала, все звонили и сочувствовали. Это приятно.

– Возвращаясь в прошлый сезон, что бы вы изменили, если бы могли?
– Надо было раньше поменять главного тренера. Это не из-за того, что Гончаренко – плохой специалист или ещё что-то. Нет, он достаточно хороший тренер – и «Реал», и «Баварию» обыгрывал. Но что-то пошло не так и у него, и у нас. Я до последнего верил. Он говорил: «Следующий матч выиграем обязательно». Мы разговаривали с Виктором Михайловичем, и он сам согласился, что надо было раньше уйти в отставку, чтобы команда встряхнулась. Но я всегда верил, видел, как он работает. Получилось так, как получилось. Так бывает в футболе, что что-то не складывается, и надо было решить вопрос: могли бы с ним сесть, договориться, чтобы он ушёл в отставку. Мы оба передержали этот момент.

Виктор Гончаренко, ФК Урал.webp
Источник фото: ФК «Урал»

– Почему решили сделать перемены во время стыковых матчей?
– Тут уже было понятно, что нам будет очень тяжело при счёте 0:2 на своём поле. Было ясно, что мы будем расставаться. Там уже и Виктору Михайловичу не было никакого резона ехать, он сам сказал: «Извините, я пойду». Это было совместное решение. Конечно, нельзя было проигрывать такой матч дома со счётом 0:2. И я считаю, что он ошибся с составом: бросили под танки ребят, которые не играли по несколько недель или месяцев. Скорее вопрос Виктору Михайловичу надо задать – он понял, что сделал что-то неправильно. Он решил уйти, и я был не против. Я сказал: «Давайте лучше расстанемся. Какая разница в том, чтобы ещё на одну игру ехать?» Мы поехали, сыграли довольно неплохо, победили 2:1, но, к сожалению, не реализовали хороший момент на последних минутах. Могли отскочить, но не получилось.

– Почему выбор пал на Аверьянова как на постоянную кандидатуру?
– Я считаю, что из него выйдет хороший тренер, и он уже себя в этом направлении проявлял. Я видел его работу во второй команде. Знаю его 25-30 лет, когда он ещё игроком был, когда я ещё не работал в «Урале». У меня не было сомнений, что Евгений Геннадьевич справится. Думаю, задачу, которая перед ним стоит, он выполнит.

– У вас не было других кандидатов на пост главного тренера?
– Я решил, и меня поддержали все, что нужен свой тренер, который будет за свой клуб, команду, а не просто возьмёт, соберёт вещи и уедет, просто забудет, что когда-то работал в «Урале». Это не про Виктора Михайловича – так делали многие другие тренеры: сегодня был здесь, завтра работает в другой команде, про «Урал» не вспоминает. Многие позвонили, сейчас звонят после матчей, пытаются подсказать, анализируют нашу игру, рассказывают про ФНЛ, как там работать. У нас со всеми тренерами хорошие отношения, но они «уехали и забыли». А свой тренер, которого в городе знают как футболиста и тренера, спустя рукава работать не будет. Он не за деньги работает, а за клуб, за свой регион. У нас не было сомнений, чтобы назначить Аверьянова, и я очень хочу, чтобы у него всё получилось.

Евгений Аверьянов, ФК Урал.webp
Источник фото: ФК «Урал»

– Сейчас в тренерском штабе работает Олег Шатов, с которым у вас довольно близкие отношения. Как оцените его начало тренерской карьеры?
– Близкие отношения не влияют на работу. Олег – один из тренеров и помощников главного тренера. Он свою работу выполняет, очень много со своим опытом даёт футболистам и даст ещё в будущем. Он умеет с игроками разговаривать на языке футбола, подсказывает ребятам, где надо открыться, отдать. Олег приносит большую пользу. Он был большим футболистом для нашей страны, будет и большим тренером. Я его знаю с его детства, футбол для него – жизнь, это всё для него. Он будет хорошим тренером.

– То есть он может пойти по стопам Семака или Карпина, которые из великих игроков стали великими тренерами?
– У меня нет даже сомнений. Надо, чтобы несколько факторов совпали. Но пока всё у него идёт нормально. Сейчас он закончит обучение, и там будет понятно, как и что. Я верю в него, знаю его отношение к футболу. Он спал в детстве с мячом. Почему многие не становятся большими тренерами? Потому что они талантливые, но не любили работать, а Олег любит всё.

– Шатов – трёхкратный чемпион страны, двукратный обладатель Кубка России, обладатель Суперкубка России. Но многие считают, что он недореализовался. Согласны с таким мнением?
– Я хотел, чтобы Олег и дальше поиграл, и он ещё много мог принести. Сейчас ему 34 года – не самый большой возраст, но, к сожалению, беспокоят травмы, постоянно что-то болит, и человек от этого устал. Его решение тоже надо понять. Он решил стать тренером, чтобы поставить точку. Многие мучаются до конца, ищут клубы, чтобы поиграть, но Олег не такой. Он решил для себя: всё, хватит, не могу больше приносить пользу «Уралу» как футболист, лучше постараюсь помочь в другом качестве. Никто не знает, недореализовался или нет. Может, остался бы играть – получил бы ещё больше травм и закончил даже с тренерской карьерой. Это его решение, его надо поддержать и принять.

Иванов и Шатов, ФК Урал.webp
Источник фото: ФК «Урал»

– Возвращаясь к тому матчу с «Акроном», часто его в голове прокручиваете?
– Конечно, прокручиваю, прокручиваю первый матч. Многие говорят, что я влияю на состав и так далее. Первый матч показал, что я узнаю состав только на стадионе. Я никогда не говорю тренерам, что надо сделать вот так. Я не тренер, им отвечать за это, они сами должны решать, кого ставить, кого не ставить. Я даже не ребят виню – им сказали играть. А то, что тренерский штаб ошибся с составом на первую игру, – это у меня в голове всегда и останется ещё, думаю, на долгое время.

– Если ко второй встрече переходить: финальный свисток, вы покидаете РПЛ. Что тогда творилось в голове?
– На мне лица не было. Я должен был улыбаться, что ли? Для меня это была катастрофа, что мы покидаем РПЛ. Мы столько шли к РПЛ, 11 лет играли там. Начали сезон на подъёме, после 3-4-го тура шли даже на первом месте. И закончить так плачевно – для меня это была катастрофа. Я всё ещё от этого не отошёл.

Ужасный поворот в карьере Гончаренко. «Урал» трагически вылетел из РПЛ

БЕСПРОИГРЫШНАЯ СТАВКА 20 000₽

Реклама 18+

– Были ли вопросы к судейству в той встрече?
– Да нет, какие вопросы. При чём здесь судейство, если мы сами проиграли, сами с составом ошиблись, сами плохо играли? Арбитры отсудили нормально. У них бывают мелкие ошибки: туда не свистнул, там не свистнул, но категорических ошибок в матче не было. Во второй игре нас вообще Влад Безбородов судил, которого я считаю одним из лучших арбитров и который умеет вести игру. Никаких претензий в обеих играх у меня не было.

– После вылета вам предстояла работа по реформированию команды. Были ли футболисты, которые сказали: «Я в Первой лиге играть не буду»?
– Многие хотели остаться в РПЛ, но, чтобы кто-то пришёл и так сказал – такого не было. Они же все футболисты. Они же вылетели, не я. У тебя контракт с клубом, как ты не будешь играть? Нам пришлось переформировать состав из-за того, что здесь другой лимит, приходилось с ними разговаривать, объяснять, мы просили, чтобы они покинули наш клуб. Когда мы подписываем контракт с любым футболистом – мы, клуб, берём обязательства платить зарплату, давать ему тренироваться. Мы берём обязательства перед ним. Но футболист тоже имеет обязательства, это же будет нонсенс, если он придёт и скажет: «Я не хочу тут играть, хочу там». Ты же брал обязательства, ты же вылетел, не я, ты играл на поле, не я выходил. Клуб все свои обязательства выполнил, никаких задолженностей по зарплате и премиальным нет. Мы хорошо жили на выездах, всё делали для команды. Понятно, что многие футболисты хотели играть в Премьер-Лиге, у многих были хорошие предложения. Но со всеми мы переговорили, и они поняли, что надо возвращаться в РПЛ через победу в ФНЛ. Многие команды этим закалились, это им пошло на пользу.

– Зарплаты в связи с переходом в другую лигу снизились?
– Мы всем платим положенные деньги. Конечно, мы как клуб хотим сделать кому-то зарплату поменьше, но футболисты, как показывает практика, не идут на это. У нас ушли легионеры, мы с ними договорились, какие-то деньги сэкономили. У всех премиальные снизились. Но у всех есть действующие контракты, они по ним работают.

Григорий Иванов, ФК Урал 1.webp
Источник фото: ФК «Урал»

– Есть ли какая-то обидная сделка по иностранцам? Многих же покупали за деньги, а пришлось отпускать бесплатно.
– А у нас такой регламент: было восемь, здесь – четыре. Я считаю, что это несправедливо. Командам, которые вылетели из РПЛ, можно разрешать, чтобы играли иностранцы, у которых есть контракты. В итоге получается так, что игроков брали за деньги, а их приходится отпускать бесплатно, ещё и некоторым платить неустойку. Также считаю, что игра с лимитчиками – неправильно. Если команда выходит в РПЛ – этот лимитчик перестаёт играть, ибо он появлялся на поле только из-за этого статуса. Мы сейчас стараемся делать дело, а у нас молодой футболист едет в сборную и получает там серьёзную травму. А если нет лимитчика, что нам делать? Илья Ишков и так игрок основы, ему 19 лет, в 18 он уже пробился в состав. Мы его ставим не из-за лимита. Может, во Второй лиге, во вторых командах обязательно должны играть молодые ребята, но никак не в ФНЛ. Не надо искусственно создавать места для молодых. У команды, которая выйдет в РПЛ, не будет лимитчика, на его место надо искать более сильного иностранца. У нас есть Ишков, был Дмитриев. Если ребята входили в состав – они в 18, 19, 20 лет добились того, чтобы играть. Если лимитчик травму получил, надо послабления давать команде? Или играйте вдесятером и получите 0:3? Это неправильно!

– Помазун после возвращения в ЦСКА стал третьим голкипером, никуда не ушёл. Не предлагали ему вернуться в Екатеринбург?
– Мы –  нет. Думаю, что Илья – очень хороший вратарь и человек, но он себя в «Урале» исчерпал. Ему хотелось чего-то нового. Когда у Ильи появились новые агенты, которые сказали, что у него есть «Спартак», ЦСКА, то он понадеялся на них. Я очень за него переживаю. Илья – очень хороший человек, и вратарь он был сильный, много спасал, много помогал. Может, в последнем сезоне некоторые игры он провёл неудачно, а так мы были им довольны. Если бы у Ильи было желание, мы бы точно вышли на ЦСКА и разговаривали с ними, чтобы он помог нам. Это его выбор, не наш. Мы ему благодарны за то, что он за нас играл, много пользы принёс. Но думаю, что для него и для нас это пройденный этап.

Илья Помазун, ФК Урал.webp
Источник фото: ФК «Урал»

– Вы на связи с Ильёй? Поддержали его после отстранения от основы в ЦСКА?
– Это внутреннее дело ЦСКА, и я не вижу поводов поддерживать Помазуна. Он сам себе выбрал дорогу, всё преодолеет. Если решит свои проблемы, то найдёт команду и будет играть.

– Один из самых удачных кейсов «Урала» в это окно – продажа Дмитриева в «Спартак». Как проходили переговоры?
– Не сказать, что мы с удовольствием его отпустили. Конечно, Игорь нам бы помог, он молодой и перспективный футболист. Но существовали договорённости. Если бы мы остались в РПЛ, никто бы не стал его дёргать, чтобы он поиграл. Но мы не выполнили задачу сохранения прописки, а парню надо расти. На этом и клуб хорошо заработал, и Игорю будет хорошо. Осинькин – тренер, который хорошо работает с молодыми футболистами. Дай бог, чтобы у него всё получилось.

– Не пытались удержать Юрия Газинского в команде?
– Нет.

– Кем больше всего довольны из новичков?
– Мы приобрели их – значит, всеми довольны, кого взяли. Мы же не можем сказать, что кем-то недовольны. Чемпионат только разгоняется. Тренер сам выбирал футболистов, и есть селекционный отдел, специалисты, которые выбирают футболистов. Не в каждом матче все игроки показывают тот футбол, который мы хотим, но, думаю, всё равно они будут нам полезны.

– Недавно вы подписали Артура Юсупова. Насколько довольны этим приобретением?
– Довольны, конечно. Артур – опытный футболист, его знают наши тренеры, Шатов вместе с ним играл. Нам нужен такой «дядька». А насколько дальше сложится судьба, я не Нострадамус, не могу предсказывать.

Артур_Юсупов_и_Григорий_Иванов,_ФК_Урал.webp
Источник фото: ФК «Урал»

– У Ишкова были предложения из РПЛ. Как цените патриотизм Ильи, который захотел помочь клубу?
– Семью Ишковых я давно знаю: у меня в мини-футболе играет его старший брат в воротах, здесь играет Илья, ещё тренируется младший брат 2015 года, отца его хорошо знаю. Он живёт в этом городе, у него всё впереди. Мы ему объяснили, что не надо торопиться в РПЛ идти, он здесь игрок основного состава. Если у него будет получаться, я всегда пойду навстречу футболисту, тем более что он у нас вырос. Всему своё время. На примере Шатова: у него было много предложений, и, когда он был готов играть в РПЛ, мы его отпустили. Олег стал большим футболистом. Будет так же и с Ильёй. Мы могли бы испортить карьеру, просто сказать: «Сиди здесь». Но такого же нет. И отец знает, и сам Илья: если будет хорошее предложение, мы пойдём навстречу. Просто пока не время.

– Какое предложение вы подразумеваете под хорошим? Это топ-клуб РПЛ или Европа?
– Он молодой мальчик, сейчас ещё наших ребят так в Европе не видят. Да, он ездил с молодёжной сборной в Бразилию, ещё куда-то, где-то ещё могут заметить. Но сейчас тяжело устроить молодого игрока в Европу. Конечно, он бы сам захотел поиграть за границей, но пока не вариант.

– Легенда «Урала» Бикфалви остался с командой после вылета в Первый дивизион. Может ли он продолжить карьеру в клубе на какой-то административной должности?
– Это будет решение Эрика. Мы много о чём разговаривали с ним, он действительно легенда нашего клуба, мы все его прекрасно знаем, хотим, чтобы он ещё играл как можно дольше. Пока у него действующий контракт, он выходит и помогает команде. Будем разговаривать о будущем, когда он сам придёт и скажет, что решил закончить с футболом. Это выбор Эрика, и мы очень благодарны за то, что он сделал, за то, что он всё ещё с нами. Если захочет закончить, будем обсуждать, что он дальше хочет делать. Эрик в любом качестве может помочь.

Эрик Бикфалви, ФК Урал  1.webp
Источник фото: ФК «Урал»

– Не разговаривали с ним по поводу паспорта?
– Нет.

– Две практически главные российские фамилии в это трансферное окно – Дзюба и Джикия. Были ли они в шорт-листе, думали их подписать?
– Не думали об этих футболистах, хоть я и в прекрасных отношениях с обоими. Мы думали, что они найдут себе команду в РПЛ. Из-за этого на них не выходили.

– Как оцените итоги перестройки?
– Я ещё не готов это обсуждать. Мы идём в лидерах ФНЛ, хотим решить задачу. Если добьёмся результата – один разговор, если нет – другой. Пока рано это обсуждать.

– У команд Первой лиги начинаются матчи Кубка России. Будете ли делать акцент на этом турнире?
– Самый главный акцент – победа в каждом матче, чтобы игра нравилась болельщикам, чтобы приносили удовольствие тем, кто нас любит, для кого мы играем. Неправильно разделять Кубок и чемпионат: мы будем играть и там, и там. Хотя, конечно, в Кубке будем ротировать состав, ибо тяжело играть через два дня на третий. Мы не будем разделять турниры, но состав будем ротировать.

– Если оценивать финансовое состояние клуба, как оно изменилось с переходом в Первую лигу?
– Мы играем, футболисты уходят, зарплаты выплачиваем. Значит, живём по средствам. Денег много не бывает, всё равно думаешь: «Эх, дали бы побольше». Так же и здесь: денег всегда не хватает, всегда хочется больше. Повторюсь, мы сейчас живём по средствам: какие деньги есть, на них и живём.

– В чём сила?
– Сила в правде, все же знают. Надо быть честным перед собой. Можно обмануть всех, но себя – не обманешь. Самое главное – себе не врать.

Заглавное фото: ФК «Урал»
Новости. Футбол