«Факел» – лидер по проценту заполняемости стадиона. «Спартак» и ЦСКА – вне топ-5 в РПЛ
Средняя посещаемость матчей РПЛ в первой части сезона-2024/25 выросла по сравнению с предыдущим чемпионатом. Однако только у двух клубов арены заполняются более чем наполовину.
Исключением из «российского правила» стали «Факел» и «Краснодар». Воронежцы после переезда со Стадиона профсоюзов потеряли в средней посещаемости (аж на 3,2 тысячи), зато теперь их реконструированную клубную арену зрители заполняют на 85%! Ну а в Краснодаре картина вообще идеальная. Заполняемость превышает 76%. Рост средней аудитории в сравнении с сезоном-2023/24 – плюс три тысячи.
Вот так бы и всем клубам РПЛ. Но – нет. Даже «Зенит» с его активной работой с болельщиками недотягивает до 50-процентной «ватерлинии». На домашних матчах чемпионов России собирается вроде бы внушительная аудитория (в среднем – 31 190). Однако это всё равно более чем в два раза меньше максимальной вместимости «Газпром Арены».
Что уж говорить об остальных. В том числе – о «Спартаке». Казалось бы, красно-белые в этом сезоне показывают яркий футбол. Фанатов у них – пруд пруди. А тем временем заполняемость стадиона в Тушине составляет скромные 37%.
Конечно, нельзя не учитывать фактор Fan ID. Что бы ни говорили высокие чиновники, необходимость оформления паспортов болельщиков отпугивает часть аудитории. Это заметно по Кубку России, где билеты можно покупать без дополнительной идентификации – и народу на встречах гораздо больше.
С другой стороны, при виде полупустых трибун даже в таком футбольном городе, как Самара, ссылаться на Fan ID как-то неприлично. Это же общая проблема стадионов ЧМ-2018: посещаемость если и растёт, то черепашьими темпами, а суммарные цифры удручают.
Невольно задаёшься вопросом: зачем, собственно, РПЛ прописала в регламенте столь жёсткие требования к минимальной вместимости домашних стадионов клубов-участников? Если честно, условные четыре тысячи зрителей на маленькой арене смотрятся куда симпатичнее, чем то же количество людей в громадной чаше.
Согласитесь, ТВ-картинка из Оренбурга приятнее глазу, чем, скажем, из Грозного. Хотя почему южноуральский клуб при этом не заполняет свой 10-тысячник даже наполовину – всё равно загадка.
«Акрон» и «Краснодар» – на разных полюсах
Ещё печальнее ситуация с «Акроном». Вроде бы на тольяттинцев в РПЛ в среднем стало ходить на 3726 человек больше, чем в прошлом сезоне в Первой лиге. Но интерес Самары к команде даже после появления в её составе Артёма Дзюбы по-прежнему смехотворный.
4719 зрителей на самарском 42-тысячнике – просто слёзы. А ведь на фоне громких заявлений губернатора Вячеслава Федорищева всё чаще слышны голоса, что регион намерен в будущем сделать ставку именно на «Акрон».
Интересно, у самих самарцев об этом спросили? Если даже «Крылья» сегодня не могут похвастать солидной аудиторией, то велики ли шансы завоевать любовь города у приезжей команды с ничего не значащим для большинства названием? Не правильнее ли было заняться футбольной инфраструктурой в Тольятти вместо того, чтобы навязывать Самаре чуждый бренд?
Как ни крути, а европейских стандартов ведения бизнеса в РПЛ пока достиг только «Краснодар». Возможно, «быки» снова не станут чемпионами России, но они продолжают показывать остальным, как можно и нужно зарабатывать на футболе.
Самим футболистам также приятнее играть на заполненных аренах, что подтвердил полузащитник «Локо» Артём Карпукас, завершивший год матчем в Краснодаре.
«С «Зенитом» и «Спартаком» были достаточно эмоциональные встречи, много болельщиков. Спасибо им, что приходят. Нельзя сказать, что в Краснодаре была какая-то самая эмоциональная игра. Одна из тех, в которых приятно участвовать и в которых получаешь удовольствие от атмосферы», – сказал футболист в интервью «РБ Спорт».
Сразу четыре матча нынешнего сезона (с «Зенитом», «Спартаком», «Локомотивом» и «Ростовом») собрали на трибунах принадлежащей клубу арены более 90% от вместимости. Меньше 17 тысяч стадион «Краснодара» в этом сезоне на футболе не видел. А ведь каждый проданный билет (вкупе с реализованной сопутствующей продукцией) – прямой доход в бюджет частного клуба.
Средняя посещаемость матчей РПЛ
Клуб | Сезон-2023/24 | Сезон-2024/25 | Изменение |
---|---|---|---|
Вся лига | 11 162 | 11 300 | +138 |
«Зенит» | 28 158 | 31 190 | +3032 |
«Краснодар» | 23 623 | 26 775 | +3152 |
«Спартак» | 15 285 | 16 813 | +1528 |
ЦСКА | 9570 | 12 224 | +2654 |
«Динамо» | 11 132 | 12 186 | +1054 |
«Ростов» | 12 780 | 11 184 | -1596 |
«Пари НН» | 7977 | 9433 | +1456 |
«Локомотив» | 8323 | 9432 | +1109 |
«Факел» | 11 778 | 8562 | -3216 |
«Крылья Советов» | 8813 | 8502 | -311 |
«Рубин» | 6957 | 8068 | +1111 |
«Динамо» Мх | 9347 | 7395 | -1952 |
«Оренбург» | 4074 | 4828 | +754 |
«Акрон» | 993* | 4719 | +3726 |
«Ахмат» | 4858 | 4622 | -236 |
«Химки» | 1342* | 3160 | +1818 |
Для каждого клуба приведена средняя посещаемость домашних матчей.
* В Первой лиге
Заполняемость арен клубов РПЛ-2024/2025
Клуб | Вместимость арены | Заполняемость (%) |
---|---|---|
«Факел» | 10 052 | 85,2 |
«Краснодар» | 35 179 | 76,1 |
«Зенит» | 63 145 | 49,4 |
«Оренбург» | 10 046 | 48,1 |
«Динамо» | 25 716 | 47,4 |
ЦСКА | 30 114 | 40,6 |
«Спартак» | 45 496 | 37,0 |
«Локомотив» | 27 084 | 34,8 |
«Динамо» Мх | 26 500 | 27,9 |
«Ростов» | 45 415 | 24,6 |
«Пари НН» | 44 242 | 21,3 |
«Химки» | 14 950 | 21,1 |
«Крылья Советов» | 42 347 | 20,1 |
«Рубин» | 42 398 | 19,0 |
«Ахмат» | 30 597 | 15,1 |
«Акрон» | 42 347 | 11,1 |