«Бекхэм сказал нам: давайте всё согласуем». Президент Медиалиги – о грандиозных планах
Стартовал пятый сезон одного из самых ярких проектов российского спорта. Футбольная Медиалига моментально собрала вокруг себя солидное комьюнити. Рецепт успеха оказался прост: качественный показ матчей, демократичный подход к антуражу (после каждого гола запасные вылетают на футбольную поляну и устраивают карнавал), а также обилие популярных медийных личностей.
Николай Осипов – основатель и президент ФМЛ – в большом интервью «Советскому спорту» рассказал о том, как строилась его лига, что происходит прямо сейчас, а также, делится планами на будущее. Получилось очень интересно.
– Николай, расскажите о Медиалиге. Что же это такое?
– Медиалига как экосистема старается сделать для зрителя продукт, куда более интересный, чем классические виды спорта. Если мы говорим про футбол и хоккей, то правила, которые внедрены у нас, заставляют футбол быть более динамичным, забивным и зрелищным. Мы показываем то, что в классическом футболе невозможно увидеть: бровку, игроков, тренера. Даём возможность услышать не только тренера, но и судью, взглянуть на эпизод его глазами, дать прочувствовать его эмоции. У нас часто судьи на красивые голы реагировали как обычные зрители: «Вау, ничего себе, вот это залетело!»
Мы можем дать интересную графику: она в Медиалиге как обвязка, как некая ширма, занавес и сцена, на которой происходит футбол, отличающийся от классического. У нас каждый футболист на поле – личность, яркий персонаж, от которого ты всегда ждёшь неординарных поступков и решений. Когда у тебя команда, проигрывающая 0:1, может взять красный мяч, когда у тебя команда имеет возможность выпустить 12-го игрока на поле, выпустить второго вратаря с перчатками, который может стоять со своим коллегой и не давать возможность забить гол. Плюс фактор чистого времени: нет ни затяжек, ни симуляций, ни еле-еле уходящих на замену футболистов, нет искусственных симуляций. Это тот спорт, за которым будущее, который интересно смотреть. Всё это делает медиафутбол и медиаспорт, который мы продвигаем, гораздо более зрелищным, чем футбол классический.
Это тот спорт, который интересно смотреть, который каждую минуту времени заставляет тебя быть вовлечённым в трансляцию. Ну и, естественно, это челленджи, конференции, подкасты, шоу между матчами. Выбрав любимого футболиста, ты можешь наблюдать за ним в персональном контенте и лучше узнавать его как личность. За медиафутболом и медиаспортом будущее.
– В чём преимущество Медиалиги для спортсменов?
– Часто всё просто упирается в то, что у команд, которые занимаются спортом высоких достижений, во главе угла стоят они сами. Мы же говорим про то, что каждый хоккеист, футболист, актёр – селебрити, которого должны узнавать на улице не меньше, чем Сергея Безрукова или Сашу Петрова. Когда ты внутри медиаспорта, то надо осознавать, что ты не только футболом должен жить. Профессионалы тренируются семь раз в неделю, они нацелены на достижение результатов, попадание в сборную России или обретение шансов уехать в более именитый клуб.
Но Хави Симонс, Карим Бензема, Криштиану Роналду, Лионель Месси – это люди, которые сейчас зарабатывают гораздо больше денег своей медийностью. Они от этого получают больше бенефитов, чем за игру в футбол.
Профессиональные спортсмены в американских лигах уже давно мультимиллионеры не потому, что выигрывали чемпионские пояса или перстни, а потому что их жизнь и открытость к аудитории, в которой они кумиры, более доступна и монетизируется не меньше. Мы пробуем сделать то же самое здесь.
Когда твоя спортивная жизнь закончится, может спокойно продолжаться жизнь медийная. Для этого лучшей площадки не найти. Поэтому если какая-то из команд вдруг когда-то сочтёт нужным мотивировать за медиаактивность своих футболистов, тогда будет что-то похожее на Медиалигу.
За самоваром и пряниками. Легендарные клубы Медиалиги сыграют в Туле
– Пример медийного спорта говорит, что спортсменам стоит быть более открытыми к общению. Но почему этого не происходит?
– В первую очередь это вопрос времени и восприятия руководством в том, что это необходимость. Мы все привыкли наблюдать за жизнью интересующих нас людей в социальных сетях.
Когда ты являешься обладателем какой-то ценности, то ты должен ей делиться. Если бы у меня были какие-то произведения искусства, то я давал бы возможность каждому человеку прикоснуться к этому и сделать это доступнее. Если бы каждый руководитель профессионального клуба рассуждал соответствующим образом, то открытость и образ жизни твоих главных звёзд должна быть достоянием общественности. Тогда все поймут, что хоккеисты и футболисты – это такие же люди и им свойственны те же самые радости и горести. Тогда и больше людей захотело бы заниматься спортом.
Если бы все знали, что здоровый образ жизни даёт тебе возможность прожить больше и дольше, сделать её счастливее и перезагружаться от игры в футбол, то для меня это сродни искусству. Сделайте вход в этот музей доступным, чтобы каждый имел возможность прикоснуться к этим экспонатам для того, чтобы каждый из нас культурно обогатился.
«В первом сезоне до Басты не дозвонились»
– Самое громкое присоединение пятого сезона – это ростовский СКА и Баста. Как долго шли переговоры?
– С первого сезона, когда ещё даже не был сформирован состав участников легендарной десятки. Тогда мы уже рассматривали нескольких людей, до которых хотелось достучаться. Среди них был и Баста с его «СКА Ростовом», его любовью к футболу. Именно этого человека мы хотели видеть как одного из тех, кто может помочь нашему продукту стать более популярным, доступным и привлечь большую аудиторию.
В первый сезон Василий не попал – мы до него не дописались и не дозвонились. Но спустя год, когда стали более узнаваемыми, появилась большая аудитория, мы получили входящий от «СКА Ростов». Там было написано: «Будет здорово, если появится возможность вступить». И мы начали активно прорабатывать, результатом чего послужило попадание команды в пятый сезон.
Ну а в конце прошлого, мы уже знали – СКА и Баста будут.
– Насколько большая разница в расходах профессионального клуба и клуба Медиалиги? К слову, ведь и Баста говорил как раз об этой причине.
– Бюджет команд лиги так разнится друг с другом: есть команды, живущие на полтора-два миллиона рублей в месяц, а есть и меньше. Например, бюджет «Эгриси» составлял около 700-800 тысяч в месяц. При этом у нас были клубы, расходовавшие около 12-15 миллионов в месяц.
Но разница не сильно чувствовалось на футбольном поле: кто-то просто больше делал контента, кто-то – зарплаты. В профессиональном футболе вопрос стоит иначе.
Мы как площадка не берём взносы за судей, за участие, не берём платежи за организацию трансляций, аренду стадионов, инфраструктуры. Даже расходы за перемещение, когда команды играют в других городах, полностью лежат на Медиалиге.
Поэтому содержание клуба здесь доступнее. Соответственно, зная, насколько сильным медийным активом является Вася Вакуленко, каждый понимает, что для поляны Медиалиги с таким фронтменом команда будет более интересна для спонсоров и партнёров, которые могли бы на инвентарной сетке СКА разместить рекламу и получить выгоду. У нас больше аудитории, чем у профессионального футбола, если мы говорим про Вторую и Третью лигу. Естественно, когда ты начинаешь сравнивать доходы, полученные от партнёров, расходы, которые придётся нести, ты понимаешь, что здесь гораздо эффективнее находиться. Каждый хочет, чтобы клуб продолжал жить, чтобы болельщики множились и чтобы футбол как продукт смотрелся интереснее. СКА – не исключение. Он должен быть самобытным, должна быть полная вовлечённость самого Васи Вакуленко.
– Не ожидаете массового перехода команд из Второй лиги?
– Для того чтобы эта очередь выстроилась, нам надо хорошо делать свою работу. Обязательным условием участия в Медиалиге является смотрибельный и качественный контент. Играть в футбол проще, чем снимать так, чтобы это нравилось зрителям.
Любая команда лиги - это не просто 11 человек внутри зелёного прямоугольника, это и множество людей, работающих над контентным содержанием и продакшеном, который доходит до зрителей. Если клуб неинтересен аудитории, то у него нет возможности оказаться в Медиалиге. Мы – сугубо коммерческий проект. Внимание зрителей на трансляциях, контенте, который генерирует сама лига, конвертируется в деньги, которые мы зарабатываем и тратим, чтобы продукт был лучше.
«Бекхем сказал нам, что готов»
– Были переговоры с футбольными легендами на предмет участия в проектах лиги?
– Мы с женой недавно были в Майами. На игре «Интера» встретились с ребятами, которые представляют интересы сборной США по медиафутболу. Мы встретились с Дэвидом Бекхемом рассказали об инициативе по организации чемпионата мира по медиафутболу. И сообщили, что хотим предложить ему стать лицом всей этой истории. Я не ожидал положительной реакции, но он сказал: «Да, это классно. Я готов. Согласуем даты, условия, время, а также моё полноценное участие в той роли, которую мы видим».
– И какая роль есть для Бекхема?
– Если человек такого уровня говорит, что он готов, то вопрос только за нами и умением придумывать, упаковывать и реализовывать продукты. И другие люди такого масштаба согласилисьна то, чтобы у нас были возможности для подобного рода участия в таких историях с медиафутболом.
Я бы хотел, чтобы он был почётным президентом или главным действующим лицом. Мне кажется, на футбольном поле его значимость сейчас меньше, чем за его пределами. Наличие Дэвида на турнире в качестве почётного президента куда круче, чем его кроссы и удары со штрафных.
«История с Погба — вброс»
– Есть ли правда в истории с Погба и «БроукБойз»?
– Это реальная история. Погба и СМИ в Италии напрямую рассматривали и верили в то, что оффер «Броуков» – это не шутка и вброс. То есть настолько профессиональное сообщество всерьёз рассмотрело эту историю. Погба – не рядовой футболист. Это человек, который может исполнить что угодно, поэтому его появление в команде под названием «БроукБойз», стилю которого он соответствует как никто другой, многим людям казалось реальностью.
– А контакты с Погба были?
– Нет, это был вброс, который разлетелся. Дело в том, что Мино Райола, которого уже нет с нами, при жизни если бы получил оффер, то точно бы отреагировал. Я не исключаю, что мы как лига организовали всё, чтобы Поль приехал и был хотя бы в группе поддержки, ну или в качестве игрока. Мы бы сделали для этого всё.
«Имя Уткина в лиге будет увековечено»
– Уже больше 40 дней, как ушёл Василий Уткин. Появилось осознание того, что на скамейке «Эгриси» мы больше его не увидим?
– Мы увидели два матча без Васи. И осознание уже пришло. Этот год очень для нас тяжёлый. Он начался для нашего сообщества с трагедии – ушёл Никита Финито. С ним я был знаком меньше, но это человек, который значил не меньше, чем Вася. Многих моих друзей именно в начале года тоже не стало. Осознание таких вещей, когда их много, к сожалению, приходит быстрее обычного. Это неприятное чувство, нелёгкая история, но мы – люди, мы ко всему адаптируемся. Я уже смирился, что «Эгриси» теперь без Васи, что теперь только значок, который мне Вася подарил, где он в форме Обеликса, был одним из хедлайнеров прошлого сезона. Костюм, который присутствует на скамейке «Эгриси» на каждом матче.
У нас даже была договоренность, что в пятом сезоне один из матчей лиги Вася откомментирует. Но человек предполагает, а Бог располагает.
Это всё то, что мы уже, наверное, воспринимаем как данность и ничего не можем поделать.
Ты знаешь, прелесть жизни заключается в том, что, когда уходят близкие, родные, люди такого уровня, у тебя вокруг остаются люди, ценность которых как будто начинает множиться. Уход Васи заставил меня внимательнее относиться к людям, коллегам, с кем я так же был знаком, как и с ним, из одного с ним цеха. Сейчас зашёл тот же Сева Терлецкий – для меня его значимость после ухода Васи возросла, например. Таких людей немного. Для меня Костя Генич стал одним из немногих людей, которого я с удовольствием слушаю на трансляциях. Уход таких людей лично для меня делает более ценными других. К счастью это, или к сожалению, это история на контрасте.
– Какая у вас самая запоминающаяся история с Василием из медиафутбола?
– Это было зимой, когда мы готовили третий сезон. Вася, как обычно, ближе к 10 вечера набрал: они с Азаматом Мусагалиевым похожи, они чаще звонят, чем пишут, не обращая внимания на время. Я к этому потом уже привык.
Он говорит: «Слушай, у меня сейчас есть предложение уехать из России на большой телеканал, где меня хотят видеть фронтменом, но мне, для того чтобы принять это решение, необходимо знать: будет ли «Эгриси» в третьем сезоне? Я спрашиваю: «Если «Эгриси» будет в третьем сезоне, то вы останетесь?» Он отвечает: «Да, потому что они без меня не смогут». Он выбрал «Эгриси» и остался здесь.
Для меня такого рода поступки являются максимально красноречивыми. Я уже молчу про Васину поездку в Волгоград на машине, потому что ему на самолёте летать тяжело, про слёзы радости после третьего места, молчу про огромный бонус команде, который он пообещал за победу над 2DROTS в четвертьфинале четвёртого сезона. Он готов был поставить на кон будущее, прекрасное продолжение своей карьеры, финансовую мотивацию в пользу существования команды в Медиалиге и возможность дарить ребятам положительные эмоции и ощущение счастья, которое ребята получали, играя в футбол здесь. Масса таких вещей, которые если начать всё вспоминать, то не скоро список закончится.
– Не было мысли увековечить имя Василия?
– Мы тот проект, который заработанные средства вкладывает дальше в развитие лиги, в том числе и в инфраструктуру. Я считаю, что что-то важное и знаковое мы точно назовём именем Васи. У нас сейчас очень много вещей имеют привязку к имени. Например, пенальти Сухины, правило Богдасара, аут Азамата. Масштаб Васи и Финито гораздо больше, чем такого рода ассоциативные названия в честь этих ребят. Поэтому для нейминга Васи надо сделать что-то более весомое, и правильно будет сделать это именно с инфраструктурной историей. Может быть, с каким-то призом, который мы учредим по итогам сезона. Возможно, приз лучшему комментатору года будет существовать под именем Васи Уткина. Под моим руководством в лиге имя Васи будет увековечено.
«Овечкин в деле»
– Как оцените старт Хоккейной медийной лиги?
– История с хоккеем была озвучена ещё год назад. Для меня важно было начать эту историю с события, в котором ярко выделялась бы зима, со снегом и морозами. Так и появилась идея с «Зимней классикой» в парке Патриот. Именно с этого и должен был стартовать проект. Там потрясающая картинка, атмосфера. Это место, куда действительно стоит приехать и провести один из выходных дней.
Ближе к финалу лига дала чёткое убеждение в том, что мы сделали всё хорошо. Есть моменты, которые никак не могли предвидеть, но мы положили этот опыт в копилку знаний и со следующего сезона всё успешно реализуем. Самое главное, у нас будут новые команды, а также звёзды НХЛ. Это звёзды, которые олицетворяют величие нашей страны на зарубежной арене. Они приедут в отпуск летом и будут являться игроками разных клубов медийной хоккейной лиги, где у всех желающих будет возможность посмотреть на их игру вживую.
– Овечкин в деле?
– Думаю, что да. Такого уровня и масштаба человек. Он один из немногих, кто пропагандирует здоровый образ жизни и спорта в массы, откликнулся на медиафутбольное приглашение, и никогда не пройдёт мимо Медийной хоккейной лиги.
– Не боитесь заходить в хоккей, поскольку он больше подвержен административному ресурсу, нежели футбол?
– Мне кажется, что административный ресурс, который в хоккее существует, на фоне успешного кейса с футболом должен быть скорее содействием. Очень хочется в это верить.
– В одном интервью вы рассказывали, что у вас чуть ли не пытались отжать футбольную лигу.
– Ещё 30 лет назад отжимали и телефоны по дороге до дома, а 40 лет назад предлагали попрыгать, чтобы отжать содержимое кармана. Отжимались бизнесы, в том числе семейные палаточки. Сейчас, спустя время, есть ощущение, что наша страна на том курсе, в котором не отжимают, а всё-таки поддерживают, если ты делаешь что-то правильное. Мысль и философия, с которой мы зашли в эту индустрию, всецело требуют поддержки. Действительно, на старте были истории и по отжиму футбола. Мне кажется, что сейчас эффективнее помогать, чем пытаться это отжать и умножить на 0.