Руслан Нигматуллин: Самое сложное в работе диджея – это ночная жизнь
Бывший вратарь «Локомотива» и сборной России Руслан Нигматуллин может многое рассказать на темы, далекие от футбола. Ведь однажды он круто изменил свою жизнь – стал… диджеем.
Сидим в кофейне – на втором этаже небоскреба, что рядом с метро «Сокольники». Стильное заведение: кофевар – иностранец! Но и Руслан – вылитый европеец: все в нем стильное – костюм, бородка, прическа, очки… Хоть сейчас рекламируй какой-нибудь шикарный бренд!
Впрочем, таким и должен быть знаменитый диджей и телеведущий. Я вдруг подумал, что совсем неуместно будет взять и чихнуть (чем усердно занимался последнюю неделю – наследие гриппа) рядом с таким элегантным мужчиной.
«МОЯ ГИТАРА БЫЛА КЛАССИЧЕСКАЯ»
– Начнем
с Казани для затравки.
–
«Казань
брал…» (Улыбается).
Хотя уехал оттуда в 16 лет –
но раз в два-три месяца наведываюсь,
у меня там родители живут, брат. Казань
теперь не узнать, из криминального
города 90-х
превратилась в один из самых
красивых. Но Москву люблю больше. Это
теперь мой родной город.
– Где
живете?
– Вот
в этом доме, где мы с вами
беседуем, и живу. И соседи у меня –
Погребняк, Павлюченко, Черчесов. Почти
не видим друг друга. Черчесова за два
года один раз только встретил.
–
В детстве
о чем мечтали?
– Без
детских мечтаний не бывает взрослых
побед. Формула успеха проста: нужно
с детства во что-то сильно влюбиться.
У меня было две мечты. Одна –
творческая, музыкальная. Я учился
в музыкальной школе по классу
классической гитары, в хоре занимался
и в разных кружках: театральном
и прочих. А вторая мечта –
спортивная. Занимался во всех
спортивных секциях: волейбол, баскетбол,
лыжи, легкая атлетика, хоккей с мячом,
с шайбой…
–
Гитарой
занимались? Сейчас можете что-то сбацать?
– Нет!
Лет двадцать пять не брал гитару
в руки. И совсем не тянет –
так намучился с ней. Но тогда была
модна гитара а-ля Высоцкий, ходить с ней
на плече во дворе – это было
круто. Но моя гитара была классическая,
с синтетическими струнами, и совсем
другой музыке я учился. Так что душой
компании так и не стал. И чем
больше занимался, тем больше понимал:
это не мое. Так и не закончил
музыкалку, года три проучился.
– А что
за хор был?
–
Школьный.
В нем было много девочек и всего
два мальчика – я и еще одноклассник.
Была еще в школе группа: две гитары,
ударник… Играли всякие там «Белые
розы», «Яблоки на снегу». Но меня
туда не брали, все места были заняты.
–
Музыкальность –
гены?
– Папа
играл в институтской группе, видел
фотографию: он с бас-гитарой.
Наверное, от него мне передалось.
КВАДРАТ
–
2005 год.
Закончили карьеру, а дальше что?
–
За полгода
до этого я приобрел рекламное
агентство, поэтому решил этим и заняться.
Но меня хватило на год. Было это
настолько скучно! Сидеть в кабинете
целыми днями.
–
Надували
щеки или реально?
– А как
не реально, если никто за меня
работу делать не будет! Я хотел,
чтобы агентство приносило доход, но оно
благополучно обанкротилось. Пресловутый
человеческий фактор! Люди предпочитают
получать деньги, а не зарабатывать.
– Тогда
ведь еще начали подрабатывать экспертом
на «НТВ-Плюс»?
– Да,
годик этим занимался, получал зарплату –
маленькую, несерьезную. Может, поэтому
дело это и не получило развитие.
Потом поработал футбольным агентом,
в «Локомотиве», вернулся на некоторое
время в спорт, снова ушел и…
– Стали
диджеем! Вот финт!
– Ночной
клуб «Опера» устраивал вечеринки,
на которых разные известные люди
стояли за диджейским пультом –
имитировали. Но мне такая роль
не понравилась, сказал: давайте возьму
несколько уроков и сыграю сам. Две
недели до вечеринки брал частные
уроки у одного диджея – Феста,
потом удачно отработал, получил
удовольствие и где-то еще полтора
месяца занимался довольно плотно.
– Трудно
было врубаться?
–
Конечно!
Я не мог понять, что такое «квадрат»,
хотя сейчас это смешно.
– А что
такое «квадрат»?
– Все
треки в нашей музыке записаны по так
называемым квадратам. Диджеи чувствуют
подсознательно эти квадраты. И сводить
надо квадрат в квадрат – чтобы
первый удар квадрата играющего трека
совпадал с первым ударом квадрата,
который сводится. Кроме этого треки
должны подходить по тональности. Еще
нужно их подогнать под одну скорость.
Только тогда сведение получается
гармоничным. Все это делается в процессе,
не заранее. Для успеха нужно еще иметь
хорошую подборку музыки, которая
бы нравилась не только тебе, а еще
и публике. Есть много молодых диджеев,
которым абсолютно наплевать, что в зале
происходит. Уткнулся в свой диджейский
пульт, а народ раздраженно покидает
заведение. А ведь наша задача еще
и работать на кассу, собрать народ.
«ДИДЖЕЕВ – КАК ГРЯЗИ!»
– Были
психологические трудности, когда
начинали?
–
Я вообще
не тусовочный человек, в ночной
клуб просто так не затащить! Другое
дело – работа, она приносит положительные
эмоции. И потом, я должен быть
на одной волне с публикой. Плохое
настроение может отразиться и на общей
атмосфере. Но сейчас все по накатанной,
уже никакого мандража, просто получаю
удовольствие от работы. И что еще
всегда заботит – как идут продажи,
полный ли зал.
–
Вы ведь
не работаете «от входа»?
– Да,
в любом случае получаю обговоренную
сумму. Просто мне гораздо интереснее
работать при аншлаге.
–
Сколько
стоит пригласить Нигматуллина?
–
В среднем
100.000 рублей. Но, бывает, получаю
и 350.000 за выступление.
–
Приглашают
и потому, что вы – знаменитость?
– Имя
помогало и до сих пор помогает.
Это определенная моя фишка. А конкуренция –
большая. Диджеев – как грязи! Есть
даже готовые за две копейки работать
или лететь куда-то за свой счет.
Диджеев много, но тех, кто собирает
залы, – это штучный товар.
– То,
что вы говорите во время выступления,
отрепетировано или импровизация?
– У меня
есть определенный набор фраз, которые
я использую для разогрева публики.
Раньше я как-то неохотно с микрофоном
работал, сейчас только с ним! Чтобы
был лучше контакт с народом.
– Бывали
случаи, когда контакт не получался?
– Есть
неприятное воспоминание – в Ставрополе
в одном клубе двое начали кидать
в меня орешками. При полном
попустительстве охраны. Она необходима –
публика-то нетрезвая, к тому же на сцене
обычно танцуют полуобнаженные девочки,
что тоже на некоторых действует
возбуждающе.
«БИТЛЗ» – НЕ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА
– У меня
приятель, бас-гитарист, – от музыки
оглох…
–
Некоторые
диджеи играют со специальными
берушами, я – нет. Пока все – тьфу,
тьфу! – в норме. Вот только начал
очки носить – плюсовые. Возрастное.
–
Диджей –
трудная работа?
– Самое
сложное – это то, что ночная жизнь.
Есть еще трудности, связанные
с перелетами, – если тур какой-то.
Иногда выступил в одном городе –
и в шесть утра улетать через Москву
в другой.
– Ездите
по всей стране, насколько музыкальные
вкусы отличаются?
–
Публика
очень разнообразная. Кому-то нравится
самая последняя, современная, а кому-то
ретро – ремиксы 1980-х
или 1990-х.
–
За границей
чувствуется изменение отношения
к россиянам?
–
Я не заметил
никакой враждебности. Это все политика.
А в танцзалах – туда люди
приходят развлечься, а не о политике
думать.
– Ваши
музыкальные вкусы изменились за эти
десять лет?
– Да.
Раньше нравились рок-баллады, сейчас
не важно, какой стиль, главное –
чтобы песня нравилась.
–
Не было
мысли перевести на современный ритм,
к примеру, битлов?
– Нет.
«Битлз» – не танцевальная музыка.
«Нирвана» – великолепно идет. Я делал
ремикс на «Ямайку» Робертино Лоретти,
на «Хэй Пачуко» из фильма «Маска»,
но битлы – нет. Не подходят.
– Одно
время вы работали диджеем на «Открытие
Арене»?
–
В прошлом
году стоял на центральной трибуне
перед матчами, но играл в то время,
когда народ еще толком не собрался.
А за полчаса уже нельзя было играть,
потому что пошла реклама. А потом они
решили, чтобы я играл для ВИП –
кушающей публики, загнали в какой-то
угол. Знаете, для музыкантов это
оскорбление. Это уже совсем другой
формат. На этом наше сотрудничество
прервалось.
– Что
такое чемпионат диджеев?
–
Понятия
не имею! Для меня чемпионат –
востребован ты или нет. Если твоего
трека нет в горячей ротации, значит…
– Что
такое – «в горячей ротации»?
– Это
значит, что по радио никакой мой трек
не играется. А у кого-то играется.
Вот он – молодец, а я – нет.
«МНЕ ЕСТЬ, ЧТО СКАЗАТЬ!»
– Как
ваша телевизионная деятельность?
– У меня
программа на канале «Звезда» –
«Легенды спорта с Русланом
Нигматуллиным». До этого была работа
на «Матч-ТВ», но она постоянно
пересекалась с моей гастрольной
деятельностью. Кроме того, я видел
себя несколько в другом формате.
–
В каком?
–
Полноценным
комментатором, а не просто экспертом.
Потому что мне есть, что сказать.
А у «Звезды», кстати, довольно
высокий рейтинг. В эту субботу
очередной блок записываю – 4–5 новых
программ.
–
С дикцией
у вас все прекрасно…
–
Специально
занимался. Очень помогает для развития
речи чтение классики – громко
и с выражением. Я люблю телевидение,
надеюсь, и телевидение любит меня.
В этом году вышел фильм «Коробка»,
где я сыграл роль тренера «Спартака» –
молодежки.
– Много
дублей делали?
– Нет.
У меня ведь до этого был опыт –
снимался в сериалах «Счастливы
вместе», на СТС, на НТВ…
– У вас
стильный вид. Кто-то работает над имиджем?
– Мне
часто задают вопросы и про имидж,
и про соцсети, в которых очень
много моих подписчиков (в инстаграме –
120 000 человек!). Спрашивают: на меня
работает целая команда? Нет, я работаю
только сам!
ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА
– Есть
возраст по паспорту, а есть
физиологический. На сколько лет
вы себя чувствуете?
– Года
на тридцать два. Хотя мне уже 42. Потому
что я чувствую в себе бодрость
духа, много хочу еще попробовать в жизни,
много повидать. Мне интересно
путешествовать, за семь лет я проехал
350 городов – от Нью-Йорка
до Владивостока, если неделю-две
не выезжаю никуда, уже начинаю
грустить. Но жить хочу только в России.
–
Сколько
еще будете работать диджеем?
–
Не задумываюсь.
Буду этим заниматься, пока это приносит
удовольствие, пока востребован.
–
Но жена,
наверное, ворчит: муж по полгода
отсутствует…
– Жена
к любому виду деятельности, которая
приносит пользу семье, относится
положительно. В декабре будет 20 лет
с того дня, как мы познакомились.
– Как
это было?
–
Я познакомился
с одной девушкой, пригласил на свидание,
а она пришла со своей подругой.
Вот на подруге я и женился.
Думаю, это любовь с первого взгляда.
А та первая, оказалось, на восемь
лет меня старше.