Сочи. Фишт. Победа. Как это было
Россия обыграла сборную Словении со счетом 2:1 на олимпийском стадионе в Сочи. Наверное, сложно сравнивать игры, увиденные по телевизору (трехдневной давности с Мальтой) и лично на стадионе (как сейчас в Сочи). Заглянул в «телегу» сейчас к коллеге Легкову – он пишет, что две мертвые команды ползали по полю. И мне кажется, что я какой-то иной матч видел. Ну, спишем это на не очень здоровый влажный климат, в котором приходится жить северным коллегам. Я-то увидел скорости и азарт. Я увидел ту самую сборную, которая очень жадной является до побед. Я увидел ту сборную, за которую так хочется болеть. Пишу эти строки в пресс-центре и с неудовольствием поглядываю на часы, понимая, что скоро пора будет бежать на самолет. А так хочется оставаться здесь, впитывая этот воздух победы.
Конечно, матчи со зрителями и матчи без – это две большие разницы. Уж простите мне эту банальность. Но даже игры грандов, в которых слышны все подсказки тренеров, перебранки вратаря и игроков обороны, напоминают скорее не топ-противостояния, а контрольные матчи во время предсезонных сборов. Если на трибунах есть хоть немного зрителей, если есть звуковое сопровождение, если болельщики гонят своей поддержкой футболистов вперед, то игра воспринимается совсем иначе.
В Сочи было много пустых мест. Инфернальности происходящему добавляла до сих пор не демонтированная временная трибуна, установленная к Кубку конфедерации и Чемпионату мира. Разбирать ее оказалось долго, но зрителей на нее никогда не пускают – она на ветру ходит ходуном, и на ней попросту опасно сидеть. Но на ее верхушке установили дополнительное табло, так что эта конструкция, над которой столько иронизировали, вроде как обрела хоть какой-то смысл.
- Смысл есть еще один, - объясняет мне стюард. – Если могут на трибунах быть 50 процентов, то есть разница, от какого варианта считать.
Тут сложно не согласиться. Но зрителей было далеко до половины. Во втором тайме диктор по стадиону объявил число: 13008 человек. Центральные трибуны были заполнены чуть активнее. Вот тут хорошо видно: наша трибуна радуется первому голу российской сборной.
Светило солнце. Обещанный синоптиками дождь так и не накрапывал. Но увы, даже с не самым большим количеством зрителей организаторы умудрились-таки создать давку.
И если первый тайм был повеселее с точки зрения количества моментов, комбинаций, а второй – особенно последние 15 минут –был отмечен скорее тревогой и нервотрепкой, то трибуны поддерживали сборную все 90 минут. И это – важный момент. Ведь еще не так давно приходилось не раз слышать, что трибуны на матчах клубов и на матчах сборной ведут себя совсем по-разному. Тем более в курортном городке, где, как правило, не до футбола – развлечений хватает.
Если же говорить о самом матче, то нам немного – стоит признать – повезло: словенцы не стали закрываться. А именно этого многие опасались перед игрой. Дзюба выглядел почти как Дзюба в лучшие годы: и не жадничал, и отпасовывал назад. Обращает на себя внимание: в сборной без него по-прежнему никак. Если в первой игре вместо него вышел Соболев и смотрелся неплохо, то здесь без Дзюбы стало многое рассыпаться. Заболотный боролся, мешался игрокам Словении, но не обострял, в отличие от Артема.
Когда к 35-й минуте мы быстренько и складненько повели со счетом 2:0, мелькнула мысль про то самое противостояние, которое началось 11 с половиной лет назад в переполненных Лужниках, а закончилось Марибором. Я об этом как раз писал сегодня. Так все казалось легко и просто, а закончилось провалом. И – на тебе! – не отогнал эту мысль, и сразу же Иличич посылает мяч в ворота Шунина.
Во втором тайме выстояли, дотерпели, бились, страховали друг друга, бросались под мяч, исправляя ошибки партнеров. И хотя были шансы у соперника сделать счет 2:2 (как и у мальтийцев три дня назад, чего греха таить!), но одержали победу. Выстраданную.
И победа – не случайная.
Мне не все, признаюсь, было понятно и в заменах, сделанных Черчесовым, и в стартовом составе. Зачем вышел Заболотный? Порадовать местных? Обидно за Даниила Фомина, который был героем первого тайма три дня назад (оба гола, по сути, соорудил тогда он). Не очень понятно было до игры, почему для Миранчука и Головина одновременно не находится места. По ходу игры, кстати, стало понятнее: когда первый заменил второго (Черчесов сейчас сообщил, что тот еще в перерыве пожаловался, что немного тянет мышца, потому решили не рисковать), Миранчук точно не дотягивал до кондиций сегодняшнего Головина. А вот поставленный в старте Жемалетдинов не просто оправдал выбор тренера: ведь это он обострил игру на левом фланге и ворвался в штрафную, откуда уже пробил, а рикошет привел мяч в то место, где Дзюба и Кузяев его на двоих расписали.
Не скажешь, что идеально сыграли все линии у сборной России в этом матче. Признаемся честно: с Иличичем не справились вообще. Но выиграли именно как команда. Хочется сейчас вспомнить моменты у Оздоева, у Джикии, у Фернандеса, у Семенова. Но тут понимаешь: надо быть справедливым и повторить ровно то, что Черчесов повторяет всегда в таких ситуациях: «Никого не выделяю, победила команда».
Коллеги уже иронизируют над быстрым переобуванием в воздухе: три дня подряд мы кляли на чем свет стоит сборную, еле-еле переползавшую Мальту, а сейчас уже обсуждаем, до полуфинала или сразу до финала дойдем в Катаре. Но на сегодня – главная задача: матч в Словакии. Во вторник. Главное, чтоб травма Головина оказалась несерьезной. Все-таки Головин – этот тот креатив, которого нам так не хватает в сборной. А вот потом можно будет до сентября про этот отборочный цикл приподзабыть.
Большая часть нашей аудитории – пока не слишком оптимистична: