«Телеспорту» не указ. В чем корни неразберихи с показами матчей сборной
Способен кто-то в России навести наконец порядок со спортивными трансляциями? Пока в этом вопросе сплошной бардак. Чего стоит неразбериха с показом матча сборной России на Мальте, когда до последнего было неясно, где игру можно будет посмотреть. А также недавний конфликт из-за показа предстоящего чемпионата страны по лыжным гонкам.
Команду Станислава Черчесова футболили с канала на канал непросто так. «Телеспорт», компания-посредник по покупке ТВ-прав, до последнего выбивала себе лишние деньги, лавируя между площадками. Остановилась в итоге на Первом, откуда под народное улюлюканье слетала короткая программа фигуристок на ЧМ. Болельщики обплевались, не понимая, что происходит.
«Лыжный» скандал возник опять же не без участия «Телеспорта» - из-за отказа компании продать права по адекватной цене «Матч ТВ». Интерес к выступлениям Александра Большунова, ставшего мировой величиной по итогам нынешнего международного сезона, а также к другим нашим лыжникам и лыжницам резко возрос. Потому главный спортивный канал страны логично решил обратить внимание на последний старт сезона в лыжах, чтобы порадовать широкую публику. Хотя последний раз до этого показывал ЧР в 2017-м.
Но «Матч» - компания с государственным участием. Большой холдинг не в состоянии реагировать на события мгновенно, слишком много в крупных компаниях различных бюрократических моментов. Пока там проходили все стадии согласования, «Телеспорт», прочувствовав момент и вероятно получив инсайд, права на ЧР по лыжам купил. После чего выставил «Матч ТВ» отпугивающий своей величиной ценник, предлагаю госканалу раскошелиться на показ турнира, организованного на государственные же деньги.
Ситуация абсурдная. Самому «Телеспорту» лыжи не нужны. Его цель проста – получить маржу с перепродажи. Реакция на такой бизнес последовала незамедлительно. Конфликт интересов в данном случае очевиден. Действия «Телеспорта» входят в прямое противоречие решению Совета по развитию спорта при президенте РФ.
В 2015 году главой государства был подписан Указ, согласно которому должна была быть создана для спорта централизованная государственная медиаплатформа. Однако на деле общедоступный канал, объединяющий все главные трансляции, до сих пор не создан. Многие соревнования уходят на платные сервисы, а отдельные виды спорта не транслируются ни по федеральным телеканалам, ни на стриминговых сервисах.
Проблема возникла не сегодня и не вчера. Просто в период экономической нестабильности на эти вещи начинают обращать повышенное внимание. Пандемия оказала негативное влияние на всю экономику спорта. В такой момент и приходит осознание, насколько пагубную роль играют различные компании-посредники. Случай с лыжами лишний раз указывает, что именно посредник не заинтересован в появлении такой общедоступной платформы, которая может порушить его, «Телеспорта», бизнес.
Компания эта появилась еще в далеком 1989 году. Однако коммерческий успех пришел к ней в конце 90-х – начале 2000-х. Толчком к этому стало создание футбольной Премьер-лиги. «Телеспорт», используя связи с высшими футбольными чиновниками, получил ТВ-эксклюзив на все матчи лиги. Тесные отношения между РФС и Петром Макаренко, возглавляющим «Телеспорт» с момента его создания, не раз вызвали вопросы.
Так, Алишер Аминов, вице-президент Международного фонда поддержки правовых инициатив и экс-кандидат в президенты РФС, неоднократно заострял внимание на не до конца прозрачном сотрудничестве между организациями. По его словам, «Телеспорт» находил спонсоров для РФС и являлся посредником между ними. Исходя из этого сделал вывод, что Союз получал средства не от спонсоров, а от «Телеспорта». А суммы, которые компания оставляла комиссионными и передавала в РФС, неизвестны.
Сегодня «Телеспорт» взаимодействует с большим числом спортивных федераций. Бизнес предельно прост: компания сначала покупает, а затем перепродает права на трансляции спортивных событий отечественным телеканалам. В первую очередь «Матчу», а также Первому и ВГТРК. Так было с правами на Игры в Пхенчхане и в Токио. Помимо этого, «Телеспорт» самостоятельно реализует приобретенные права через соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники», имея стратегическое партнерство с Mail.ru.
«Телеспорт» - долгосрочный партнер МОК, исключительный обладатель прав в России на Олимпийские игры с 2018 по 2024 годы. Ему принадлежат права на показ испанской Примеры в течение девяти сезонов: в 2020 году договор был перезаключен до сезона-2025/26 несмотря на наличие других претендентов. Решающим преимуществом при одинаковой цене у всех участников стал успешный опыт взаимодействия.
Макаренко также приобрел права на Лигу наций, матчи отбора ЧМ-2022, товарищеские матчи сборной России до 2022 года, мероприятия ФИФА и УЕФА, чемпионаты Европы по футболу с 2016 года. Среди прочих соревнований, о которых было заявлено публично, значатся:
- один турнир в смешанных единоборствах до 2021 года;
- Кубок и Суперкубок Италии сезона-2020/21;
- Кубок Америки-2021;
- клубный чемпионат мира ФИФА - договоры на 2019 и 2020/21;
- чемпионат Японии по футболу, сезоны 2020-2022;
- чемпионат Бельгии по футболу, сезоны 2020/21 - 2024/25;
- Кубок Бразилии по футболу 2020 – 2022;
- дзюдо: пакет событий по Гран-при, Большой шлем, чемпионат мира;
- пакет событий Международной Федерации гимнастики: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, прыжки на батуте, акробатика, аэробика, чемпионаты мира;
- Кубок России по футболу в сезонах 2020/21 и 2021/22;
- чемпионат России по борьбе;
- чемпионат России по лыжным гонкам…
«Телеспорт» стал, по сути, монополистом-посредником на нашем рынке спортивных трансляций. И просто паразитирует: скупает все права, которые потом никто не может получить. «Матч ТВ» все чаще не в состоянии позволить себе условия, которые выдвигает «Телеспорт». Посредника при этом совершенно не заботит, будет ли приобретенное им событие показано на хорошей платформе широкому кругу любителей спорта. Главная его задача – держать цену, выкручивая руки тем участникам рынка, которым просто некуда податься.
Тот же «Матч» всякий раз стоит перед выбором: получить очередную порцию критики за то, что не транслирует значимое для российского спорта соревнование, или погасить публичный шум, но при этом уйти в финансовый минус. Экономика все чаще заставляет выбирать первый путь. В итоге зрители остаются без спорта. Но виной тому не политика «Матч ТВ», а бизнес-интересы «Телеспорта», идущие вразрез с интересами государства.
На ошибочность такого пути в свое время указывала Торгово-промышленная палата РФ. По мнению комитета ТПП по предпринимательству в сфере спорта, «Телеспорт Групп» допускал «недобросовестное осуществление своих прав исключительно с целью ограничения конкуренции на рынке спортивных трансляций и взимание необоснованной платы с сегмента букмекеров за право трансляций спортивных матчей в пунктах приема ставок».
Тот же Аминов, один из главных критиков политики «Телеспорта», призывал к отмене монополии при закупке медийных прав. По его мнению, права на трансляции рейтинговых спортивных событий должны выкупаться госканалами напрямую, а не через посредника. Критику компанию он подкреплял также обвинением в выводе спонсорских средств из РФС.
Впрочем, у Аминова могли быть свои интересы в этом вопросе. Но он не одинок в критических оценках сложившейся практики. Экс-тренер ЦСКА и сборной России, депутат Госдумы Валерий Газзаев подчеркивал, что нынешние телеконтракты наносят ущерб лигам и, следовательно, клубам, нужно их пересмотреть в пользу получения гораздо большей прибыли для лиг. Но в таком случае посредник не нужен, это очевидно. Наличие такой компании, как «Телеспорт», и занижает поступления от телеправ в лиги и федерации.
Коронавирус, по данным источника, финансовое положение «Телеспорта» прилично пошатнул. У самой компании, к тому же, как утверждают инсайдеры, серьезно закредитованной, нет ресурсов для самостоятельного вещания на широкую аудиторию. А большие площадки в условиях кризиса не готовы переплачивать.
Поговаривают, что Макаренко пытается уйти под крыло «Сбера». «Коммерсант» писал о том, что стороны пришли к принципиальной договоренности о сделке, но сейчас она на стадии аудиторской проверки показателей компании. «Петр Макаренко не готов расставаться с определенным пакетом акций и хочет продолжить заниматься операционным управлением», — также отметил источник.
Это не первая попытка продать «Телеспорт» серьезному бизнесу, но остаться на плаву. В прессе появлялись сообщения, что предлагали монополиста-посредника структурам Ротенбергов. Однако опытные бизнесмены после аудита от сделки отказались.
Оно и лучше для российского спорта. Спасать то, что несет проблемы пропаганде спорта и мешает выполнению Указа президента о создании единой платформы для спортивных трансляций, язык не повернется назвать благим делом.