Почему «Спартак» выбрал Кононова? Тому есть две причины
Работал себе скромно человек со средними командами, звезд с неба не хватал. С «Ахматом» вообще не срослось, пробыл там, что называется, без году неделю. С «Арсеналом» в лучшем случае повторял результаты предшественника. И вдруг такая честь – приглашение в «Спартак»!
Опыт Олега Кононова в самобытном клубе «Краснодар» сейчас вряд ли уместно вспоминать. Там тренеру была предоставлена, можно сказать, творческая лаборатория, в которой он довольно долго мог экспериментировать, не испытывая давления. Ни со стороны родоначальника клуба Сергея Галицкого, с которым они счастливо сошлись в футбольных вкусах. Ни со стороны трибунного населения, в ту пору у «Краснодара» еще немногочисленного.
Но до и после «Краснодара» у Олега Викторовича, пожалуй, не проклюнулось ничего примечательного.
Впрочем, в каком-то смысле руководство «Спартака» можно в этом его выборе понять. Повод обратить на Кононова внимание действительно был. Наверное, очень хотелось успокоить команду после всех эмоциональных встрясок, ею пережитых. Перенести акцент на милые футбольные вещицы. Вернуть качественное обращение с мячом, восстановить линию вразумительных взаимодействий. А вот это Кононов умеет – команду успокоить. Плюс не будет трепать нервы ни игрокам, ни руководству.
Но это – только повод обратить на этого тренера внимание. И никак не аргумент в пользу стойких расчетов на долговременный успех под его чутким руководством. И дело даже не в пресловутом характере Олега Викторовича, кому-то представляющемся слишком мягким. Проблема в том, что тренер Кононов в бытность тренером «Краснодара» испытывал большие сложности с выработкой темповой составляющей, о чем откровенно признался тогда после отставки. И по дальнейшей его практике не видно, что проблема снята. Работа Кононова выглядит слегка улучшенной копией тщетных усилий Дмитрия Аленичева в «Енисее» – ведь команда, даже получив подкрепление из Перми, искушенное в деле премьер-лигового выживания, хронически не попадает в требуемый премьер-лигой игровой темпоритм…
Поэтому Кононов может принести «Спартаку» пользу как тренер, я бы сказал, промежуточный. Да, он приведет команду в игровое чувство, «футболизирует» тренировочный процесс. Но через какое-то время остро потребуется тот, кто заточит эти налаженные навыки на достижение полновесного успеха.
Тем более что в «Спартаке» уже довольно долго заведено чередовать тренеров по внешним признакам: помягче – пожестче – помягче, флегматик – холерик – флегматик.
А теперь пора сдержать обещание, данное в заголовке. И раскрыть две причины, которые вызвали у боссов «Спартака» неожиданный интерес к Олегу Кононову.
Первая. В клубе «Спартак» не придают должного значения тренерскому вопросу (помните небрежно брошенные Леонидом Федуном слова про ничтожные проценты тренерского вклада в успехи команды?) и, как следствие, плохо в этом вопросе разбираются. Не умея ни исподволь подводить кандидата к назначению на пост главного тренера – как поступали с Семаком и Гончаренко «Зенит» и ЦСКА, ни выпестовать искомого специалиста в своих недрах – что удалось «Краснодару» с Мусаевым.
Вторая. В «Спартаке» слабо ориентируется в том, какой тренерский калибр соответствует марке «Спартака». Что само по себе странно и наводит на мысль, что верхи «Спартака» попросту не имеют четкого представления о статусе своего клуба.
Что на выходе? За халяву придется, скорее всего, заплатить парой-тройкой малоуспешных сезонов – чемпионство с Каррерой просыпалось на боссов клуба именно что халявной манной небесной. Так как, вспомним, персонально Карреру «Спартак» знать не знал и звать не звал, а просил прислать какого-нибудь итальянца.
А вот за неумение точно позиционировать клуб «Спартак» в системе футбольных координат его владельцам и руководителям, боюсь, придется расплачиваться долго и затратно.