Что было? Кто будет? На анкету «СС» ответили Анатолий Бышовец, Олег Романцев, Борис Игнатьев, Валерий Газзаев
АНКЕТА «СС»
Вчера Георгий Ярцев, проработавший в сборной России 588 дней, подал прошение об отставке. В связи с этим мы попросили прокомментировать ситуацию в главной команде страны ее прежних тренеров – Анатолия Бышовца, Олега Романцева, Бориса Игнатьева и Валерия Газзаева.
1. Почему вы ушли из сборной?
2. Был ли у вас рабочий контакт с руководством РФС?
3. С какими чувствами вспоминаете период своей работы в национальной команде?
4. Готовы ли вы вернуться в сборную?
5. Кто должен прийти на смену Ярцеву?
Анатолий БЫШОВЕЦ, главный тренер сборной СНГ (1990–1992) и России (1998):
1. И в 1992 году, и в 1998-м я уходил из сборной, потому что не видел поддержки со стороны Российского футбольного союза.
2. Нет. Особенно в 1998 году, когда я стал тренером сборной вопреки, а не по воле руководства РФС, – меня назначили общественность и правительство. Приходилось работать в условиях противодействия, а не помощи. В частности, не удавалось привлечь в национальную команду всех сильнейших игроков.
3. Я много работал со сборными – можно вспомнить и олимпийскую команду в 1988-м, и молодежную сборную, которая в 1990 году стала вице-чемпионом Европы. Это – самые светлые впечатления. В главной команде страны всего, что хотелось, сделать не удалось. Хотя в 1992 году у нас была сборная с блестящими, на мой взгляд, перспективами.
4. Я уже говорил, из-за чего я ушел из сборной. Сейчас ситуация изменилась, так что предложение возглавить национальную команду стало бы для меня информацией к размышлению. Хотя и моя нынешняя работа (Бышовец является спортивным директором шотландского «Хартса», литовского «Каунаса» и белорусского МТЗ-РИПО. – Прим. ред.) приносит мне массу положительных эмоций.
5. Это решать не мне, а новому руководству РФС. Свободных отечественных тренеров для такой работы сейчас нет, иностранца в такой роли я трудно себе представляю. Мы уже имеем опыт работы зарубежных специалистов в наших клубах – и опыт печальный. За исключением, может быть, Петржелы. Но у него – контракт с «Зенитом».
Олег РОМАНЦЕВ, главный тренер сборной России 1994–1996, 1999–2002:
1. Ушел я из сборной хорошо, но не считаю нужным об этом вспоминать.
2. –
3. –
4. –
5. Я очень уважаю Георгия Александровича и не хочу обсуждать никаких кандидатур.
Борис ИГНАТЬЕВ, главный тренер сборной России 1996–1998 гг.:
1.Многие тренеры сборной испытывают давление со стороны общественности и СМИ. На тот момент оно было сильным.
2. Да, у меня был налажен хороший контакт со всеми руководителями, включая Колоскова.
3. С двоякими. Во-первых, был внутренний интерес, ты работаешь в главной команде, с лучшими футболистами, выводишь игроков против лучших команд. Во-вторых, осталась горечь, досада, за то, что не удалось сделать.
4. Нет.
5. Должны быть критерии в отборе. В первую очередь кандидат должен обладать профессионализмом и определенными человеческими качествами. Он должен скооперировать футболистов вокруг своей идеи. Для меня лично это Семин.
Валерий ГАЗЗАЕВ, главный тренер сборной России (2002–2003):
1. Сборная – это большая ответственность, поэтому совмещать работу в ней и в клубе очень сложно. В определенный момент я почувствовал, что мне нужно сосредоточиться на чем-то одном.
2. Да, у меня были отличные отношения с руководством РФС в целом и с Вячеславом Колосковым в частности. Не было никаких проблем.
3. Чувства самые теплые. Мы начали создавать новую, по сути, команду, стали привлекать в нее большую группу молодых игроков, которые теперь являются лидерами сборной. Это был интересный и творческий процесс.
4. Нет. У меня контракт с ЦСКА, и мне хочется добиться с этой командой серьезных успехов.
5. Это решит новый президент РФС. Уверен, что у него есть в голове определенные кандидатуры.