Конец эпохи. Новым президентом РФС избран Виталий Мутко

«96 голосов отдано за Виталия Мутко, 1 голос – за Анзора Кавазашвили. Президентом РФС становится Мутко Виталий Леонтьевич» – вот так буднично 2 апреля 2005 года завершился очередной этап в истории российского футбола. Даже не этап – эпоха. 26 лет правлен
news

ФУТБОЛ
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФС

«96 голосов отдано за Виталия Мутко, 1 голос – за Анзора Кавазашвили. Президентом РФС становится Мутко Виталий Леонтьевич» – вот так буднично 2 апреля 2005 года завершился очередной этап в истории российского футбола. Даже не этап – эпоха. 26 лет правления Вячеслава Колоскова.

СЕМЕРО И «КТО-ТО»

Утро субботы. У здания ОКР на Лужнецкой набережной царит оживление. Делегаты, прибывшие из разных уголков страны, чтобы выбрать нового главу Российского футбольного союза, проходят регистрацию. На сцене за длинным столом президиума – один Вячеслав Колосков. Постукивает пальцами по столу, пьет водичку. Улыбается. Берет микрофон.

– По моей информации, уже пятьдесят процентов делегатов с правом голоса прошли регистрацию. Так что можно начинать, – говорит Вячеслав Иванович. – Возражения есть? Возражений нет.

Закончив свой монолог, Колосков удовлетворенно окидывает взглядом зал. Все послушно идут на свои места. В президиуме рассаживаются семеро: первый вице-президент ОКР Владимир Васин, ум, честь и совесть того, что осталось от «Ротора», – Владимир Горюнов, генеральный секретарь РФС Владимир Радионов, сам Колосков, вице-президент РФС Никита Симонян, наблюдатель от УЕФА Йозеф Мифсуд из Мальты и снова первый вице-президент ОКР Геннадий Алешин. У ОКР есть и еще один первый вице-президент – Валерий Кузин, но, видимо, хватило и двух.

– Если к нам кто-то подойдет из Федерального агентства (по спорту. – Прим. ред.), то мы и его пригласим в президиум, – добавляет Колосков.

«Кто-то», точнее Вячеслав Фетисов, подходит через минуту и с трудом влезает в узкое пространство между Радионовым и Колосковым, являющим при виде министра спорта само радушие.

ПРОЩАНИЕ КОЛОСКОВА

Перекличка делегатов. Заблудились только якуты, но явка тем не менее объявляется 100-процентной. Первый пункт повестки дня, объявленной Симоняном, которому доверяют роль ведущего: «Прощальное выступление президента РФС Вячеслава Колоскова». Колосков идет на трибуну, Фетисов наконец-то расправляет плечи.

– Мне повезло 13 лет управлять российским футболом, – о советском прошлом Вячеслав Иванович предпочитает не вспоминать. – Хочу всех поблагодарить за совместную работу. Нынешний уровень развития нашего футбола подтверждает правильность курса, выбранного РФС на эти годы.

В ход идут цифры-доказательства. РФС едва ли не единственная спортивная федерация, которая находится почти на полном самофинансировании (лишь 13% денег дает государство). РФС едва ли не единственная федерация, которая открыто публикует свой бюджет (в частности, «целых» 34 процента – примерно 154 миллиона рублей – уходит на содержание 15 сборных России и «всего» 9 процентов – на содержание своего аппарата). И так далее и тому подобное. Запнулся Вячеслав Иванович лишь однажды. Когда сказал, что «РФС – это демократическая организация, которой никто не может навязать свою волю». Попил водички, посмотрел на Фетисова. Тот невозмутимо крутил в руке мобильный телефон.

– Мы сделали все, что могли, – закончил свою речь Колосков. – Кто может, пусть сделает больше.

МИНУС «РОТОР» И МАРИЙ ЭЛ

Следующий вопрос: отчет мандатной комиссии по делегатам.

– Ну, где у нас мандатная комиссия? – ласково спрашивает Симонян.

– Видимо, все еще в буфете, – отвечает с места Виктор Понедельник. Все смеются. Симонян недоумевает. Наблюдатель Мифсуд озадаченно крутит головой: куда дели комиссию? А Колосков улыбается. И даже у сурового Фетисова глаза теплеют – приходится протирать очки.

– Давайте перейдем… («К заключительной части – банкету», – подсказывают из зала.) …Нет, к первому пункту повестки дня: сложению полномочий с действующего президента РФС, – предлагает Симонян.

– Нельзя, – подсказывает Радионов. – Это нарушение регламента.

Фетисов нервничает, хотя и молчит. Какое еще нарушение? Не надо нам нарушений! Наблюдатель из Мальты задумчиво теребит нос. От этого занятия его, к счастью, отвлекает появление долгожданной мандатной комиссии. Оказывается, была загвоздка с представителем ФК «Ротор» (клуб теперь не входит ни в премьер-лигу, ни в первый дивизион, а значит, теряет право голоса) и с посланцами от Марий Эл. Эта футбольная республика прислала аж двух делегатов. Одного от федерации, не имеющей в настоящий момент президента, второго – от федерации, не зарегистрированной РФС. Каждому досталось лишь право совещательного голоса, как и представителю Волгограда. Делегатов с правом голоса осталось 99.

Прошение Колоскова об отставке эти 99 и удовлетворяют. Естественно, единогласно. Букет виновнику торжества. Бурные и продолжительные аплодисменты. Народ словно чувствует: пора прощаться с эпохой. Встает.

СОННОЕ ЦАРФСТВО

Выступление мальтийского гостя, отмечающего «большой вклад в развитие российского футбола доктора Колоскова», оказывается коротким и убаюкивающим. Некоторые к концу даже клюют носом. Включая, похоже, самого Мифсуда.

Затем представитель мандатной комиссии объявляет, что кандидатов на самом деле выдвинулось пять. Но поскольку некто Русовцов из Кабардино-Балкарии никакого отношения к Федерации футбола этой республики не имеет, его кандидатуру исполком отклонил сразу. Генеральный директор РФС Александр Тукманов свою кандидатуру накануне выборов снял сам. Претендентов «на цаРФСтво» осталось трое. Слово предоставляется первому из них – вице-президенту «Шинника» Михаилу Жукову.

– Я ознакомился с программами моих конкурентов и понял, что они во многом схожи, – признается Жуков. – А учитывая огромные финансовые и организационные возможности Виталия Мутко, которые он может использовать на благо российского футбола, я снимаю свою кандидатуру в пользу Виталия Леонтьевича.

– Я просто хотел привлечь внимание к региональному футболу, – разводит руками час спустя Жуков. – Шансов победить-то у меня все равно не было.

– Не ждите, я своей кандидатуры не сниму, – уверенно заявляет с трибуны Анзор Кавазашвили, выступающий следом. – Хотя Вячеслав Колосков меня 13 лет не подпускал к управлению российским футболом, я испытал очень сильные чувства, когда он объявил о своем уходе. Словно я друга, отца, дедушку, если хотите, потерял. Он многое сделал для нашего футбола, но…

Перечисление «но» занимает оставшиеся 20 минут выступления Кавазашвили.

Виталий Мутко к уже сложившему полномочия президенту оказывается чуть менее критичен. «Кровеносная система, которую создал РФС, пронизывает все регионы. Осталось только насытить эту систему кровью», – заканчивает свою речь основной кандидат.

Затем на трибуну по очереди поднимаются восемь делегатов. Все дружно высказываются за Мутко. Это утомляет даже почетного гостя из Мальты, который к концу третьей речи уже откровенно спит. Голова Йозефа Мифсуда заваливается то назад, то вперед, то на левый бок. Симонян, сидящий рядом, смущенно улыбается, но мешать наблюдателю не решается – может, они там, на Мальте, именно так и привыкли за футболом наблюдать, кто его знает?

А ТЕПЕРЬ – БАНКЕТ!

В 12.32 начинается закрытое голосование. Каждый из делегатов получает бюллетень, ставит галочку и бросает бюллетень в урну. В 13.01 голосование заканчивается. В 13.17 счетная комиссия сообщает, что действительных бюллетеней оказалось 97, и оглашает результаты, которые вы уже знаете. Выборы завершаются. Остается только один вопрос, озвученный напоследок одним из делегатов:

– А кто у нас за банкет отвечает – новый президент или старый?

Новости. Футбол