Защитник «Сан-Диего» Игорь Ольшанский: Если запретят футбол, в США будет революция! Единственный игрок НФЛ, родившийся в СССР, побывал в гостях у «СС» и рассказал о самой популярной Лиге в Северной Америке

Признаюсь, об американском футболе до встречи с Игорем Ольшанским я не знал ничего. Когда готовился к беседе, сравнивал НФЛ с НХЛ – тоже ведь спортивная лига Нового Света…
news

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

 Признаюсь, об американском футболе до встречи с Игорем Ольшанским я не знал ничего. Когда готовился к беседе, сравнивал НФЛ с НХЛ – тоже ведь спортивная лига Нового Света… Так, самый мощный хоккейный боец – Жорж Ларак – 245 фунтов. А Ольшанский? Захожу на сайт NFL.com и присвистываю от удивления – 309 (140 кг)! Вот это человек-гора!

У Жванецкого был монолог о том, как хорошо ездить по городу на танке. «А трамвай сзади тихо стоит, не трезвонит, частнички дорогу не переезжают, хотя и мы на красный ни ногой, ни траком». Если пройтись по Тверской или Новому Арбату с Игорем Ольшанским, тем более когда тот в широкополом пальто, будет такой же сногсшибательный эффект. Человек огромный! И интерес к его персоне большой. Пробиться в профессиональную лигу, состоящую на 90 процентов из афроамериканцев, – это уметь надо. Не успели мы сесть за стол переговоров в редакции «СС», как зазвонил телефон.

ФУТБОЛ – НЕ ЭКЗОТИКА

– Игорь, беспокоит ваш тезка из Москвы. Почему вы выбрали такой экзотический вид спорта, как американский футбол?

– Почему же экзотика? Просто в России популярен европейский футбол, который в Америке называют «соккер». А в Штатах все с ума сходят от американского футбола. Названия одинаковые – правила разные. Но в нашем футболе ты тоже можешь ударить ногой по мячу и забить его в ворота – за это дают очки.

Я выбрал футбол потому, что в 1989 году переехал из Днепропетровска в Сан-Франциско. Начал играть в 11-м классе. Бог дал мне физические данные. Я люблю силовой контакт, у меня хорошая скорость. Тренеры прямо говорили, что я рожден для футбола. Через год меня бесплатно приняли в университет, где я еще три года выступал за местную команду. В прошлом сезоне попал в Национальную футбольную лигу (НФЛ). «Сан-Диего» выиграл в дивизионе 12 матчей и впервые за 10 лет попал в плей-офф. Правда, мы уступили в первом же раунде.

– Какова формула турнира в НФЛ?

– Всего 32 команды. В регулярном чемпионате каждый клуб проводит по 16 матчей. Игра состоит из 4 периодов по 15 минут. 11 человек на поле, 42 в запасе. Так много народу потому, что если команда должна атаковать – выходят одни игроки, если защищаться – другие. В плей-офф попадают 8 команд. Серия состоит из одного матча: проиграл – сразу вылетаешь.

– В каких еще странах популярен футбол?

– В Канаде. Есть лига в Европе. Знаю, например, три команды из Германии. Но с Америкой не сравнить. Потому что в США это не спорт, а культура нации. В футбол играют с детства. Крутят записи старых матчей. Каждую игру сезона показывают по телевидению.

В Старом Свете нет такой пропаганды футбола. Жаль. Потому что русской ментальности этот спорт подошел бы. Во-первых, силовая игра. Сражение богатырей. Ни шагу назад! Во-вторых, футбол более динамичный, чем соккер. Игра может развернуться в любой момент. Даже если ты ведешь в счете 11 очков за минуту до конца матча. Но твой соперник делает два тачдауна и побеждает.

ПЕНСИОНЕР В 25 ЛЕТ

– Какое у вас амплуа?

– Линейный защитник. Вот смотри (рисует на бумаге), тут стою я. Рядом в линию – трое таких же ребят. С той стороны – их нападающие. Правила в футболе простые – за четыре попытки нужно пройти 10 ярдов (9,15 м. – Прим. ред.). Мне надо сделать все, чтобы мимо меня не пробежал соперник. Самый шик – уложить на поле их лидера – квотербека, который бросает мяч. Это – самое сложное в спорте. Называется «сакс». В Америке говорят, что легче даже забить три гола в хоккее или врезать по мячу бейсбольной битой так, что он полетит со скоростью 100 миль в час (161 км/ч). Ведь квотербека в футболе окружают 6–7 огромных ребят! Как до него добраться?

– В футболе часто получают травмы?

– Не то слово! Безоговорочное первое место. Хоккей и бокс далеко позади. В каждом матче – по 20 травм с обеих сторон. Поэтому родители неохотно отдают детей в футбол. Ведь карьера профессионального футболиста в среднем длится 3,7 года!

Когда в тебя врезается 120-килограммовый игрок, ты начинаешь искать, в каком углу твоя голова. Лежишь на травке и скучаешь. А подбегающие врачи всегда спрашивают одно: «Где ты?» Если отвечаешь правильно, то все нормально. У тех же квотербеков меньше 10 сотрясений мозга за карьеру не бывает. Хорошо, что есть полная медицинская страховка и большая пенсия – ее получают после четырех сезонов.

– То есть вы в 25 лет можете стать пенсионером?

– Выходит, так. Но играть я хочу до 32 лет.

ПРАЗДНИК СУПЕРБОУЛ

– Какие зарплаты в НФЛ?

– К примеру, Мэннингу, которого на драфте выбрали первым, дали контракт на $50 миллионов. Причем 17 из них он получил сразу же в качестве подписного бонуса. Так Мэннинг не провел в сезоне ни одной игры! Потому что ветеран за $600–700 тысяч в год на его позиции выступал очень хорошо. Решили ничего не менять. Но и от новичка не избавляться – в следующем сезоне он получит еще $9 миллионов.

– А у вас какой контракт?

– Я подписал пятилетний договор на $4,5 миллиона. Половину суммы дали сразу. Но я могу заработать и все $8 миллионов – за счет разных бонусов. Вот вышли мы в плей-офф – мне дали премию.

– В НХЛ сейчас идет локаут. Игроки не хотят, чтобы ввели потолок зарплат. Я разговаривал с одним энхаэловцем, и он в пример приводил НФЛ: «Посмотри, как хозяева клубов подмяли под себя футболистов, – у них лимит на зарплаты и негарантированные контракты, когда ты в любой день можешь оказаться на улице…».

– Да, у футболистов очень слабый профсоюз. Но их спасает телевидение! Знаете, сколько каждая команда получает от телевизионщиков? По $70 миллионов в год! 6 февраля проходил Супербоул – финал плей-офф НФЛ. Полминуты рекламы стоили $2,5 миллиона! Спонсоры пять лет стоят в очереди, чтобы в это время попасть в эфир.

– Это – самое зрелищное спортивное событие Америки?

– Не только спортивное. Рейтинг Супербоула перебивает все. Вообще все! Когда начинается финал, улицы вымирают. Все сидят у телевизоров. Даже полиция говорит, что воскресенье в Америке – самый спокойный день. Потому что в конце недели проводятся туры НФЛ.

– Сколько вмещают стадионы?

– По 60–80 тысяч зрителей. Аншлаги постоянно. Игра начинается в 15.00, а народ приходит уже к 6 утра! Пьют, гуляют, жарят барбекю (шашлык по-американски. – Прим. ред.). А кому не повезло попасть на арену, сидят в спортбарах. Заказывают пиво, пиццу, ребра. Футбол – это праздник для Штатов!

– Кто выиграл последний Супербоул?

– «Нью-Ингленд». Пять последних лет они – самые сильные. Такая же команда-династия, как у «Лос-Анджелеса» в баскетболе или у «Детройта» в хоккее. В «Нью-Ингленд» даже ветераны идут за гроши, лишь бы выиграть первый в карьере Супербоул. Но не всегда это проходит. В прошлом году чемпионом стала «Каролина», обыгравшая «Нью-Ингленд» в финале. Это была оглушительная сенсация!

– Можно представить, что в НФЛ будет локаут?

– Никогда! Зачем? Средняя «платежка» команды – $50–70 миллионов. Все-таки 53 человека в штате. Так вот, эта сумма с лихвой покрывается деньгами от телевидения. А дальше – только доходы: от кассовых сборов, маркетинга… Футбол слишком популярен, чтобы там был локаут. Если у американцев отобрать НФЛ, начнется революция!

ПРИВЕТ, «МОЛНИЯ»! Я – «ВИКИНГ»

– Игорек, это Александр Бойков из Москвы. Какое второе название у «Сан-Диего»?

– «Молнии».

– А я болею за «Викингов» из Миннесоты. Но теперь буду болеть и за «Сан-Диего».

– Почему же тебе нравится «Миннесота»? (Улыбается.)

– Увидел их эмблему – и решил болеть за этот клуб.

– А у меня в «Миннесоте» играет бывший одноклассник – Книч Ю. Дэйзи. 96-й номер. Нас в одном драфте выбрали.

– Ты часто в Москве бываешь?

– Первый раз в жизни приехал.

– А родился где?

– На Украине.

– Ну, значит, все равно наш! Желаю поскорее выиграть Супербоул!

– Спасибо!

ГРЕТЦКИ-ФУТБОЛИСТ

– НФЛ собирается покорять Европу?

– Если бы у лиги был такой же комиссионер, как Стерн в НБА, – то возможно. А так – нет. У меня товарищ будет играть за «Кельн». Он едет туда как на отдых. Немецкая лига для тех, кто не пробился в НФЛ. Там платят лишь по $1000 за неделю.

– В американском футболе тоже есть ворота. В них сложно попасть мячом?

– В каждой команде есть специалист по пробитию стандартов. Бывает, он попадает и с 50 метров. С тридцати забивать обязан… Это и есть футбол. Тачдаун – отличное достижение, но бывает не всегда. Чаще всего стратегия команды сводится к тому, чтобы приблизиться к чужим воротам и загнать мяч меж двух стоек. За это дают три очка.

– Почему вы играете под номером 99? Я знаю только одного человека, который выступал в Калифорнии и носил две девятки на спине.

Уэйн Гретцки, когда играл в «Лос-Анджелесе»? Он тут ни при чем. Просто у меня было право выбора – и я взял «99». Это самый большой номер в футболе.

– Это говорит о ваших амбициях. А каким получился дебютный сезон?

– Я сделал больше всех «тэклов» в «Сан-Диего». Это когда кладешь на газон соперника, владеющего мячом. Хорошее достижение с учетом того, что я благодаря физическим данным попал в НФЛ на год раньше, чем принято.

– Вы один из самых больших в лиге?

– Есть ребята, которые весят на 10–15 килограммов больше. Но они неподвижные! Я же могу бегать, причем с приличной скоростью: 40 ярдов (36 м. – Прим. ред.) за 4,9 секунды. И если начну набирать вес, тренеру это не понравится.

– С какой штангой работаете на тренировке?

– Жим от груди? 500 фунтов (225 кг. – Прим. ред.). Один из тестов перед драфтом: нужно выжать 100 кг максимальное количество раз. Я сделал 41 – это был рекорд. Сверстники сделали не больше 30. Но нашелся один парень с Гавайев, который выжал 42 раза. Так я вернулся в колледж и по совету тренера еще раз подошел к штанге. И сделал 43, чтобы остаться первым.

– Как шутят в футболе?

– Могут, например, подложить в шорты мазь вроде «Финалгона», которым мышцы разогревают. Ты сразу не чувствуешь. А когда начинаешь потеть, у тебя начинается «пожар» в одном месте.

– Я смотрю, у вас есть татуировка. Что она значит?

– Это мой знак зодиака. Я Телец. У футболистов модно делать тату. Полкоманды с ними ходит. А фанаты у «Сан-Диего» такие отчаянные, что колют себе на голове знаки «Молнии».

– Вы популярны в Сан-Диего?

– Дети останавливают, автографы просят. А в команде ежегодно выпускают календарь. 53 человека – и всего 12 месяцев. Выбирают лучших. Мне дали июль.

– Какие впечатления от Москвы?

– Во-первых, ваши девушки потрясающей красоты. Во-вторых, снег кругом. Я же из Калифорнии и такое первый раз вижу. В третьих, автомобили. «Мерседесов» у вас в столице больше, чем в Америке!

– Вы когда по улице идете, то похожи на Ивана Драго из «Рокки IV», которого Дольф Лундгрен играл…

– Я с дядей приехал. Мы когда гуляем вместе, его останавливают и спрашивают: «Откуда у вас столько денег, чтобы иметь такого телохранителя?» (Смеется.) А в Америке никто не удивляется. Там сразу видят, что парень – футболист.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Игорь ОЛЬШАНСКИЙ
Линейный защитник «Сан-Диего».
Родился 3 мая 1982 года в Днепропетровске (Украина).
Рост 196 см. Вес 140 кг.
Единственный человек из бывшего СССР, выступающий в НФЛ.
Учился в колледже Орегона. Выбран на драфте новичков НФЛ под 34-м номером.
Провел первый сезон за «Сан-Диего». 16 матчей (12 побед и 4 поражения), 24 «тэкла», 1 «сакс» (в матче с «Атлантой», где Ольшанский остановил Майкла Вика – самого ценного игрока НФЛ).
Контракт – $4,5 миллиона за 5 лет.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ АМЕРИКАНСКОГО ФУТБОЛА

НФЛ – Национальная футбольная лига Северной Америки.

Супербоул – финал плей-офф НФЛ. Самое зрелищное событие Нового Света.

Квотербек – специалист по пасам. Мозг команды – решает, кто куда бежит и что делает. Имеет чип, по которому связывается с тренером. А на руке написаны все комбинации, какие использует команда. Ему говорят: «Играем 14-ю позицию». И квотербек передает партнерам.

Линейный защитник – еще называется передним защитником. Его главная задача – остановить чужую атаку. Обычно линейный защитник – самый настоящий слон, который закрывает центр поля и охотится за соперниками.

Тачдаун – внос мяча в конечную зону соперника. Тачдаун приносит команде 6 очков. Его можно сделать либо вбежав с мячом в конечную зону, либо отдав пас партнеру по команде, находящемуся там. После тачдауна команда может набрать дополнительные очки: с одной попытки ударить ногой по мячу, чтобы он попал меж стоек, – 1 очко. Или рискнуть и еще раз доставить мяч в конечную зону – 2 очка.

Тэкл – блокировка соперника, владеющего мячом.

Сакс – блокировка квотербека, владеющего мячом, до момента броска. Самое значимое достижение в профессиональном спорте Северной Америки.

ПРАВИЛА ИГРЫ

В каждой команде на поле одновременно может находиться 11 человек (замены не ограничены, и поэтому команды профессионалов обычно заявляют на матч 53 игрока). Играют овальным кожаным мячом размером несколько меньше регбийного. Мяч имеет яйцевидную форму 72х54 см, весит 400 гр.

Матчи проводятся на полях с травяным или синтетическим покрытием – 120х54 ярда (1 ярд = 91 см). В концах игрового поля устанавливаются Н-образные ворота, штанги которых расположены за игровым полем. Ширина ворот – 6 метров, высота от земли до поперечной перекладины – 2,5 м, выше перекладины – не менее 3 метров.

По всей длине поле размечается поперечными (ярдовыми) линиями на расстоянии 10 ярдов друг от друга. Они необходимы для определения расстояния, пройденного командами от места розыгрыша мяча до его остановки.

Игра начинается вводом мяча в игру (кик-офф). Игроки одной из команд (какой именно – определяет жребий) выстраиваются на своей 30-ярдовой линии, и один из них (киккер) наносит удар ногой по мячу, пытаясь отправить его как можно дальше на половину поля соперников.

Один из игроков команды соперника (его называют «ретернер») ловит мяч и старается пронести его как можно дальше в противоположную сторону. При этом его партнеры по команде помогают ему, отталкивая от него соперников (ставят «заслон»). Заслон может быть выполнен толчком в корпус или броском под ноги, но захваты, подсечки ногой, толчки в спину и подкаты сзади или сбоку запрещены.

Всех игроков команды, владеющей мячом, называют «нападением», всех игроков другой команды – «защитой». Цель нападения – занести мяч в конечную зону соперника. Цель защиты – отобрать мяч.

Новости. Футбол