Встреча для Вас. Нападающий «Штутгарта» Александр Глеб: Из пацаненка в лидеры клуба
ФУТБОЛ. ЗАРУБЕЖЬЕ
Александру Глебу многие прочат будущее Андрея Шевченко. Уже в 18 лет этот футболист привел борисовский БАТЭ к первому в истории команды званию чемпиона Белоруссии, а вскоре был приобретен «Штутгартом». Сегодня Александр – один из бесспорных лидеров клуба и белорусской сборной. Три последних года именно он признавался лучшим футболистом своей страны.
Наш разговор с Александром Глебом состоялся еще до ответного матча 1/16 финала, в котором «Штутгарт» уступил «Парме» и в результате расстался с турниром. Мой звонок застал футболиста в его доме в Германии. Александр проводил время вместе с младшим братом Вячеславом. Раньше оба играли за «Штутгарт», однако карьера Вячеслава в этой команде не заладилась. Год назад нападающий перешел в «Гамбург», а две недели назад был отдан в аренду швейцарскому «Грассхопперу». С вопроса о брате и началась наша беседа с Александром.
ХОТЕЛ ВСЕ БРОСИТЬ И ВЕРНУТЬСЯ В МИНСК
– Почему у Вячеслава не сложилась карьера в Германии?
– В каждой из команд, где он играл, обстоятельства складывались не в его пользу. В «Штутгарте» были разногласия с тогдашним главным тренером Феликсом Магатом. В «Гамбурге» все гораздо банальнее. Клуб накупил нападающих, которые получают зарплату по два миллиона евро в год. Естественно, это существенно снизило шансы Славы пробиться в основу.
– В «Грассхоппере» брата хорошо приняли?
– Отлично! Пообщался с ребятами, с тренером. Говорят, на него там очень рассчитывают. Да и Цюрих – красивый город. Вот приехал ко мне в гости довольный.
– Перейдем от младшего брата к старшему. Летом 2000 года, когда вы только-только пришли в «Штутгарт», верили в удачу?
– Нет, конечно. Только на второй год я, белорусский пацаненок, стал проходить в основной состав, да и то не всегда. Откровенно говоря, Магат не рассчитывал на меня как на игрока основы. К счастью, у меня не было травм, поэтому я сохранил место в команде.
– Не было желания сменить клуб?
– Было. В команде меня встретили не очень тепло. Я попал в совершенно другой мир, в общество с другим менталитетом. В общем, быстро понял, что немцы – очень холодные люди. Не раз посещали мысли бросить все и вернуться в Минск.
– Но друзьями в команде обзавелись?
– Да, хорватский защитник Звонимир Сольдо стал одним из моих лучших друзей. Подбадривал, советовал не отчаиваться. Сейчас в основном общаюсь с Юрицей Враньешем (полузащитник, приобретенный «Штутгартом» полтора года назад. – Прим. ред.), он тоже хорват, старше меня лишь на год. Классный парень.
ОТКАЗАЛ «АРСЕНАЛУ» ПОСЛЕ БЕСЕДЫ С ЗАММЕРОМ
– По-немецки уже свободно говорите?
– Да, с этим проблем нет. Я вообще-то еще в школе его изучал, но к моменту переезда в Германию знал язык плохо. Никакого преподавателя здесь не понадобилось. Сам старался общаться – потихоньку и выучил.
– Прошлым летом за вами вели охоту лондонский «Арсенал», «Интер», «Милан». Но вы предпочли продлить контракт со «Штутгартом». Неужели не хотели выступать за один из ведущих клубов мира?
– Действительно, была масса предложений от сильных европейских клубов. Но после беседы с Маттиасом Заммером я решил остаться в команде. Это была общая инициатива, мы очень легко поняли друг друга. В результате я продлил контракт до 2008 года. Можно назвать это своеобразным тактическим ходом.
– Значит ли это, что вы горите желанием надолго остаться в «Штутгарте»?
– В настоящее время моя цель – остаться в команде до ближайшего лета. А летом… Посмотрим.
– Команда никого не приобрела на январском трансферном рынке. Неужели она не нуждается в усилении?
– Нуждается, конечно. К примеру, не помешала бы пара защитников. Но у клуба сейчас политика экономии. Год назад «Штутгарт» дошел до 1/8 финала Лиги чемпионов и заработал неплохие деньги. Но все долги погасить все равно не удалось. Не исключено, что летом придется даже продавать футболистов.
И все же дела «Штутгарта» сейчас намного лучше, чем были несколько лет назад, когда я только пришел в команду. Тогда она просто разваливалась. За последние же два года «Штутгарт» сумел так подняться, просто фантастика! Второе место в чемпионате в 2003 году было для нас равносильно первому. Сейчас немного не хватает стабильности. Мы вылетели из Кубка, в чемпионате все никак не можем попасть в лидирующую тройку. А цель остается прежней – попасть в зону Лиги чемпионов.
– Ваши трансферные дела ведет агент или вы сами?
– Агент. Его зовут Николай Шпилевский. Он сам рассматривает все поступающие предложения и иногда даже не сообщает мне о чем-то. Но Коля очень порядочный человек, я ему доверяю.
– С белорусскими футболистами связи поддерживаете?
– По мере возможностей. Здесь, в Германии, я один, так что общаться удается в основном только со «сборниками», когда команда проводит какой-нибудь матч.
В СБОРНОЙ – ГЛЕБ, В ГЕРМАНИИ – АЛЕК
– На официальном сайте «Штутгарта» написано, что ваши главные увлечения – «Формула-1», кино и музыка…
– Можете еще прибавить к этому рыбалку и катание на лыжах.
– Музыку слушаете российскую?
– А какую еще? Ее самую, попсу. Немецкая же настолько ужасна!
– Живете один?
– Да, хотя раньше жил вместе с братом. Клуб сперва снимал для меня квартиру, теперь – дом. Рядом обитает Юра Мамаев (хавбек российской «молодежки», выступающий за дублирующий состав «Штутгарта». – Прим. ред.).
– Кстати, каковы его перспективы пробиться из дубля в главную команду?
– По-моему, перспективы отличные. Юра всем доволен, о нем хорошо отзываются, и, наверное, летом его переведут в первую команду. Хотя не исключено, что это произойдет еще раньше, по ходу сезона. Уверен, у Юры все получится.
– В протоколах, прессе, в Интернете вы фигурируете то как нападающий, то как полузащитник. Проясните ситуацию.
– Я так называемый третий форвард. То есть мое место – по центру атаки, но под нападающими. То есть надо стараться и забивать, и создавать моменты, и вместе с тем возвращаться в оборону.
– За время выступления в бундеслиге вы забили за «Штутгарт» 13 голов. Какой запомнился больше всего?
– Да многие запомнились. С «Ганновером», например, когда с центра поля прошел и забил.
– Кличку вам в Германии придумали?
– Нет, как-то не сложилось. Называют Алек. А в сборной – Саша, Глеб.
– О сборной. Каковы шансы белорусской команды попасть на первенство мира-2006?
– Шансы довольно высоки. Посмотрите сами. С Норвегией сыграли в гостях вничью – 1:1. Потом дома выиграли у Молдавии – 4:0. Да и за матч с итальянцами нельзя нас упрекнуть. В гостях уступить со счетом 3:4… Чуть больше везения, и вырвали бы ничью. Команда играет неплохо, и все в наших руках.
– Вы производите впечатление счастливого человека. Оно не обманчиво?
– (После паузы.) Сейчас, наверное, я действительно счастлив. У меня, у брата, у родителей все в порядке. Хорошие друзья есть.
– В заключение позволю себе поднять грустную тему. Два месяца назад в Минске произошло серьезное ДТП с вашим участием. Что-то прояснилось в расследовании этой трагедии?
– Знаете, это для меня очень больная тема. В той аварии человек погиб. Поэтому оставлю ваш последний вопрос без ответа.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Александр ГЛЕБ
Родился 1 мая 1981 года в Минске.
Рост 185 см, вес 75 кг.
Клуб: «Штутгарт» (Германия).
Амплуа: нападающий.
Карьера: БАТЭ (Борисов, Белоруссия) – 1998–2000, «Штутгарт» – с июля 2000 года.
Достижения: чемпион Белоруссии-1999, серебряный призер чемпионата Германии-2002/03.
В сборной Белоруссии: 11 матчей, 2 гола.
Дебют в сборной: 6 октября 2001 года. Уэльс – Белоруссия – 0:1 (матч отборочного этапа ЧМ-2002).