Ключ к португальской двери

Теперь-то могу сознаться: футбол под маркой ЦСКА никогда раньше меня не трогал. Просто не соприкасался с моим эстетическим и патриотическим чувством. В минувший четверг футбол ЦСКА впервые за полвека задел мою душевную струну.
news

ПАС ВРАЗРЕЗ

Теперь-то могу сознаться: футбол под маркой ЦСКА никогда раньше меня не трогал. Просто не соприкасался с моим эстетическим и патриотическим чувством. В минувший четверг футбол ЦСКА впервые за полвека задел мою душевную струну.

Тут не сам факт интересен – пока всего-то в 1/8 финала второзначного турнира вышли. Тут историческая диспозиция важна. С одной стороны, ЦСКА, славы нашему футболу никогда, мягко говоря, не добавлявший (легендарная победа над «Барселоной» в 1992-м – классический пример единожды стрельнувшей палки). А с другой – португальская величина, переживающая времена, пусть не лучшие, но и не худшие.

А мы мало того, считай, весь 2004 год страдали от португальцев, словно от тяжелого неизлечимого недуга. Не пройди сейчас ЦСКА «Бенфику», привязчивая эта хворь грозила испортить нам еще и весь 2005-й, от текущего февраля до осени, когда эти «черти» нагрянут в гости к нашей сборной.

И я думаю, не случайно в эти два года нам вдруг привалило столько португальского. Я думаю, высшая футбольная власть прислала нам в их лице основательную инспекцию.

Португалия, край Европы, – концентрат футбола первозданного, так сказать, природного. Португальцы в виде титульных команд – сборной, «Бенфики» и «Порту» – раньше выпадали нашим редко. Наши против португальцев – это, как правило, проверка нашей футбольной состоятельности. И опять же, как правило, такое действо носило специфический характер, соответствующий формулировке, почти анекдотической: отечественные спортсмены против португальских футболистов. И ко всему почти всякий раз человек со свистком, словно заручившись поддержкой высших футбольных сил, делал нашим какую-нибудь пакость. Что в 1983-м липовый пенальти в штрафную нашей сборной принес, что в 2004-м: сперва Овчинникова изгнал за действие, отдаленно похожее на игру рукой, а в другой раз гол из офсайда уверенно утвердил.

В четверг дежа вю накинуло на ЦСКА проверенную временем сеть. Планово и методично хулиганили судьи – наверное, армейцам требовалось бы забить штук пять, чтобы засчитали еще один. А «Бенфика», в свою очередь, резала-крутила по-живому, не зарубцевавшемуся, дальними ударами: вынимай, мол, Акинфеев там же, куда Малафеев в октябре замучился тянуться.

Все как всегда – и только ЦСКА разительно отличался от всегдашних наших обреченных. Внятно и жестко использовал свои атлетические достоинства в единоборствах – я бы сказал, по среднеевропейски планомерно. Качественно и убедительно чертил геометрию: неизменная подстройка под пас и на подбор; и никаких вольностей, глупостей и уж тем более никакой паники. И вновь, как и в Краснодаре, гол – словно на тренировочном занятии, аккуратно упакованный и целехонький, принесенный в игру. Вот так поставить себя против португальцев и заодно против судей – дорогого стоит.

…Неравнодушие – всегда рука об руку с тревогой: не скуден ли у ЦСКА кадровый ресурс. Да, игра Алдонина и Березуцких, похоже, начинает претендовать на знак качества. Да, оказывается не понятый нами осенью Красич очень живенький. Но того же Акинфеева, которого один журнал уже успел возвысить до «вратаря России», еще проверять и закалять по полной программе, и какой-нибудь «Ньюкасл» еще методично и грозно завалит его навесами, как «Бенфика» грузила его позавчера дальними проверками. И вынужден с сожалением заметить, что у Карвальо и Вагнера, несмотря на добротную их службу в Лиссабоне, какие-то были ноги скучноваты что ли, – у бразильцев такие вещи всегда режут глаз. И вообще, будут, увы, травмы и карточки, а известный нам цеэсковский резерв – раз-два и обчелся.

Вот ведь как бывает: перестал ЦСКА быть одиозно богатым – и захотелось за него переживать: что ж, в добрый путь – и по возможности подкрепитесь!

Новости. Футбол