Главный тренер «Спартака» Александр Старков: Будем играть по схеме 4-4-2
ФУТБОЛ
МЕЖСЕЗОНЬЕ
«Спартак» рождается заново. Этот процесс начался еще в прошлом году и продолжается сейчас. Александр Старков прекрасно понимает, что в сезоне-2005 его команда должна, наконец, подняться с восьмых-десятых мест. О том, что для этого нужно и как идет процесс становления по сути нового «Спартака», главный тренер рассказал корреспонденту «СС».
— «Спартак» продолжит играть по схеме 4-4-2?
— Да, я отдаю предпочтение этой расстановке. Расположение полузащитников или нападающих во многом зависит от их индивидуальных особенностей. У нас есть такие быстрые полузащитники, как Бояринцев, Рубин и Самедов, им лучше всего играть на флангах, где большой оперативный простор. Титов, Аленичев, Ковальчук и Шоава — футболисты комбинационного плана. Им надо играть не один в один, а оставаться там, где большое скопление игроков, за счет техники и ума они хорошо контролируют мяч в центре поля.
Если нападающий такой мощный и габаритный, как Павлюченко, мы его просим, чтобы он был на острие атаки и навязывал там борьбу. У Кавенаги хорошая техника, он совершает очень мало потерь, поэтому может и мяч подержать, и отдать его, чтобы начать атаку из глубины. Но вместе с тем Фернандо хорош и в завершающей стадии, когда он использует все свои сильные качества.
— А если потребуется перестроиться по ходу матча? Допустим, «Спартак» начал матч от обороны, а потом понадобилось играть «первым номером».
— Думаю, такая перестройка — проблема для любой команды. Если клуб хочет добиться результата, он настраивается на активную игру. Приехал ты на выезд и, допустим, хочешь отсидеться сзади. Но если пропустишь гол, перестроиться в процессе игры будет крайне сложно. Для этого мало сказать: «Так, включаем план № 2!»
Другое дело, когда, имея разноплановых хавбеков и нападающих, ты меняешь план на игру. В «Спартаке» сейчас восемь полузащитников, которых хоть сейчас можно включать в стартовый состав, и с их помощью мы можем менять манеру игры, делая ее для соперника неудобной и неожиданной.
— Какая у «Спартака» будет манера игры?
— У такого клуба она должна быть современной. Точная, жесткая, надежная игра в отборе. Подчеркиваю, не в обороне, а именно в отборе: у чужих ворот, в центре, на своей половине поля. Мы должны уметь пользоваться разными вариантами игры в атаке: и через длинный пас, и через скоростные проходы. Главное, чтобы атаки были быстрыми, чтобы вектор движения мяча постоянно был направлен вперед. Надо уметь играть в позиционном нападении, когда атаки начинаются от защитников и продолжаются в полузащите.
— Насколько сильно в вас ощущение того, что болельщики в новом сезоне ждут только побед?
— Оно есть. Я работаю в клубе, который давно привык выигрывать, хотя в его истории были и другие страницы, вспомните хотя бы вылет в первую лигу. Помните, менялись тренеры, а потом на эту должность взяли Бескова, человека динамовского. Я давний болельщик «Спартака» и хорошо помню, тогда все спрашивали: «Как же так? Приходит неспартаковский человек! Уместно ли это?» Но ведь именно он возродил победные традиции. Да, зрители привыкли к победам, и я это ощущаю.
— Не возникает от этого внутренний дискомфорт, излишнее напряжение?
— Такое напряжение может появиться... Для тренера очень важно иметь самообладание, уверенность в своих силах и спокойствие. Начнешь нервничать — будешь принимать неверные решения, нервозность может передаться игрокам, и в игре они начнут ошибаться. Я стараюсь сохранять самообладание, тем более что занимаюсь профессией, которую хорошо знаю. Предлагаю игрокам наработки в плане психологической, технической и тактической подготовки, которые мне прекрасно известны, а команда воспринимает их именно так, как я бы хотел.