Встреча для Вас. Готов быть крайним!
ФУТБОЛ
СБОРНАЯ РОССИИ
Окончание. Начало на стр. 12–13.
Всем нужен немедленный результат. Вот если бы вам предложили за неделю с нуля создать новый иллюстрированный журнал — с интервью, фотографиями и репортажами, потянули бы?
— Нет. Но и я браться не стал бы.
— Видите, как вы рассуждаете! А я мыслю иначе: дерзать необходимо. Даже находясь между Сциллой и Харибдой.
— Это вы про кого?
— Древнегреческие мифы перечитайте!
— Но мы-то говорим о российских реалиях. Думал, на Колоскова с Фетисовым намекаете.
— Этих тем вообще не касаюсь. У меня подписан контракт с РФС, президентом которого до апреля остается Вячеслав Иванович. Я при вас беседовал с ним, Колосков подтвердил сказанное ранее: пока продолжай работать.
— А Фетисов?
— Его я ни о чем не спрашивал.
— Но после поражения от португальцев вы же навещали Вячеслава Александровича.
— И спросил о единственном: «К Эстонии кто готовит команду?» Ответ был определенный: «Ты».
— Так и сейчас поинтересовались бы дальнейшей судьбой.
— Думаю, это вопрос не по адресу.
— Надо брать выше?
— Выше, ниже — о чем мы вообще говорим? Я ведь не побежал по высоким кабинетам, не стал ни у кого просить покровительства.
— Хотя могли бы? Как член партии «Единая Россия».
— Знаете, в отличие от многих я в КПСС не состоял, и ярлык конъюнктурщика приклеить мне вряд ли получится. Политическими играми никогда не баловался и сейчас не собираюсь извлекать дивиденды, искать защитников наверху. Как-то унизительно это.
Конечно, нужны некие гарантии, без них работать очень трудно. Каково, по-вашему, находиться под постоянным прессингом? Я уже газеты перестал читать. Ни серьезного анализа, ни дельного совета там не отыщешь, только огульная критика, больше напоминающая помои. Я человек закаленный, прошел огонь, воду и «оцинкованные» трубы, перебрался в столичный «Спартак» из Костромы в возрасте 29 лет, когда многие карьеру заканчивают. Словом, характер есть, но когда день за днем долбят в одну точку, обвиняют во всех смертных грехах, никаких нервов и душевных сил не хватит. Заметьте, мне все время приходится оправдываться за то, чего не совершал, — за травмы, полученные игроками в клубах, за неявку на сборы, за потерю ими спортивной формы… Разве моя вина, что перед Евро-2004 выпала вся линия защиты — Онопко, Игнашевич, Соломатин, Сенников? Я им ноги ломал, что ли?! По-хорошему, за подготовку сборников надо спрашивать с клубных тренеров, но у них, повторяю, другие задачи, и голова болит не о том, больными ли приедут футболисты к Ярцеву, а вернутся ли домой здоровыми. В конце концов, клубы у нас профессиональные, а РФС — организация общественная.
О ЗАРПЛАТЕ
— Но вы же, Георгий Александрович, не общественник-любитель, деньги за работу получаете. И, подозреваю, не самые последние.
— А вас больше всего сумма волнует, да?
— Не так, чтобы больше всего, но любопытно узнать, как ваш тяжелый труд оценивают.
— Как тренера из второй десятки премьер-лиги.
— И сколько же нулей в сумме гонорара? Пять? Шесть?
— Да вы оптимист, батенька! Или шутник. Бо-о-ольшой! Если предложите такой контракт, завтра к вам пойду работать… Кстати, чтобы знали: игроки и тренеры сборной не получают премиальные после игры. Только по завершении отборочного цикла. В отличие от клубов, где платят сразу.
ОБ ИНОСТРАНЦЕ
— Ладно, бог с ними, с деньгами. К чему считать раньше времени? Хочу, Георгий Александрович, о другом спросить, посоветоваться. Если ситуация столь серьезна, может, стоит на две ближайшие мартовские встречи с Лихтенштейном и Эстонией назначить исполняющим обязанности главного тренера Юрия Семина, коль скоро основу сборной все равно составляют игроки «Локо»?
— Юрий Павлович — авторитетный специалист, достойная кандидатура, но… Комплектование команды по клубному принципу? Это мы уже проходили. Финал известен. Хотите снова поэкспериментировать на заданную тему?
— Нет, речь о том, что Юрий Павлович порулит две игры, а потом новый президент РФС приведет иностранного тренера, с которым и будет заключен длительный контракт.
— Ну да, пожалует дядя с Запада и нас, дураков, научит! Но ведь уже приезжали — и в ЦСКА, и в «Динамо», и в «Спартак», и в «Аланию». С треском, с шумом, с громкими заявлениями. Где они сейчас? Отбыли восвояси, и взятки гладки. Один Петржела остался… Тренер может быть замечательным, но ему все равно придется иметь дело с нашими игроками, среди которых, увы, пока не заметно ни Зидана, ни Роналдо с Роналдиньо. О чем речь, если краса и гордость отечественного футбола, капитан сборной Леша Смертин не всегда попадает в заявочный лист «Челси», ему в Лондоне среди запасных места не находится? Что говорить об остальных? Надо быть реалистами: к сожалению, это наш сегодняшний уровень…
Наверное, иностранному специалисту в известном смысле легче. У него ни за что сердце болеть не будет, он профессионал и не станет вникать в нюансы клубных интересов: отправил официальную заявку в команду, и дело сделано — вынь ему игроков и положи. Уверен, все игроки ЦСКА прибыли бы 7 февраля в Кальяри. Хорошо это или плохо, но у меня так не получится. Я же россиянин в конце концов! Болею за весь наш футбол, ценю не только служебные, но и человеческие, товарищеские отношения.
О ШАНСАХ НА ЧМ-2006
— Но вы же не дружбу дружите, а вроде как сборную спасти пытаетесь.
— А я пока не вижу никакой трагедии, когда анализирую турнирную таблицу отборочной группы. Нас торопятся похоронить заживо. Рановато траурный марш заиграли, уважаемые! Мы набрали семь очков и по потерянным отстаем от португальцев всего на три. Осенью принимаем их в Москве, если обыграем (а это вполне посильная задача), расклад будет совсем иной. По-прежнему убежден: сможем попасть на чемпионат мира. У меня контракт до конца 2005 года, программа действий составлена, реализовывается. Доверят – продолжу работу. Мы уже определились с кругом претендентов на место в составе, у нас будет пять дней перед Лихтенштейном, должны успеть подготовиться.
— Ну как ЦСКА выйдет в следующий раунд Кубка УЕФА? У Валерия Газзаева появится новый повод для отмазок?
— Нет, все детали оговорены, никаких сюрпризов быть не должно.
— Почему, кстати, Вячеслав Колосков публично негодовал из-за того, что вы согласились не вызывать армейцев на игру с итальянцами? Это стало для него неожиданностью?
— Вообще-то за состав отвечает главный тренер, а не президент РФС… Строго говоря, ситуация с ЦСКА не уникальна, в прошлом году я не взял в поездку в Японию игроков «Локо», которые готовились к матчам в Лиге чемпионов. Но сейчас любое лыко в строку годится, все подверстывается, чтобы создать конфликтную ситуацию…
Проблема ведь, по большому счету, не в Колоскове или Ярцеве. Надо отстраивать современную систему взаимоотношений сборной и клубов, решать проблему легионеров. У нас есть команды, в которых оборона составлена сплошь из иностранных футболистов. Откуда же потом в сборной возьмутся хорошие защитники? Думаю, мы загубили не одно поколение талантливых ребят, не сумевших растолкать более крепких и уверенных в себе варягов. Ведь ясно, что на первом этапе опытный легионер выглядит предпочтительнее необстрелянного новичка, вот тренер и ставит иностранца в основу, а юное дарование чахнет в дубле…
Актуальных вопросов в нашем футболе много, но мы же сейчас толкуем о другом. Всех волнует, снимут ли Ярцева и когда. Прекрасно понимаю, почему торопятся убрать меня до мартовских игр. Соперники у нас, прямо скажем, не из самых сильных, вполне проходные, к тому же стартует первенство России, пройдет два тура, футболисты постепенно станут набирать нужную форму. А что если Ярцев возьмет да уделает Лихтенштейн с Эстонией? Как его потом увольнять? Лучше сейчас смести под шумок. Но я не стану играть в поддавки и капитулировать на милость недругов.
Честно сказать, больше всего переживаю сейчас не за себя, а за родных — жену, дочку, сына, невестку, внучку, сестер… Они за что страдают? В конечном счете их нервы на мне отражаются.
О ЗЛОПЫХАТЕЛЯХ
— Как стрессы снимаете? Русским народным способом?
— Это не для меня. Давно уже веду трезвый образ жизни. Такой организм: спиртное его не излечивает, расслабления не дает…
Больше всего достало состояние подвешенности, неопределенности. Невыносимо! Скорее бы уж прибиться к какому-то берегу, сил нет терпеть. Наверное, это наиболее тяжелый период в моей жизни… Люба, жена, говорит то же самое, а мы все-таки 34 года вместе, есть с чем сравнивать. Сын трудится тренером в «Спартаке», звонит часто: «Папа, ты как?» А что тут ответишь? Я всегда был коммуникабельным человеком, но вдруг заметил, что за время работы в сборной полюбил одиночество. Не думал, что найду в этом отдохновение. Стараюсь пореже выбираться из дома. И ведь, что ужасно, в квартире висит гнетущая тишина, словно умер кто-то. Забыл, когда в последний раз ходил в театр, отдыхал с друзьями. Даже концерты любимых артистов пропускаю, хотя постоянно зовут. Книги стал меньше читать. Не хочу, настроение отнюдь не праздничное… Сплю максимум по четыре часа.
— Кошмары мучают?
— Мысли разные одолевают. О людской натуре думаю. Когда Уэльс обыграли, рубашку чуть не выкручивал, мокрая была от слез и соплей восторженных поклонников. Хотя нашлись и такие, кто, завидев меня, перебегал на противоположную сторону улицы, чтобы не показывать перекошенного от зависти лица. Сегодня уже слышу новые разговоры: «Уйди по-хорошему». А по-плохому — это как? Угрожать и шантажировать не надо, не на того напали!
— Повоюете?
— Я же не за себя бьюсь, поймите! И не за любовь народную. Бог с вами, не любите меня, раз не мил. Лишь бы наша сборная попала на чемпионат мира. Только в этом случае готов быть крайним.