Футбол восходящего солнца. В новом сезоне в первом дивизионе к двум клубам с дальнего востока может добавиться еще один – благовещенский «Амур»

Когда из первого дивизиона вылетали, не пройдя аттестацию, «Ротор», «Черноморец» и ставропольское «Динамо», мне довелось находиться в офисе ПФЛ.
news

ФУТБОЛ. МЕЖСЕЗОНЬЕ
ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН

 Когда из первого дивизиона вылетали, не пройдя аттестацию, «Ротор», «Черноморец» и ставропольское «Динамо», мне довелось находиться в офисе ПФЛ. Было объявлено, что среди прочих команд из второго дивизиона в первый может войти благовещенский «Амур». В кулуарах некоторые главные тренеры, кто в шутку, а кто и непечатно, загудели: «Мало нам Хабаровска и Владивостока?! Ужас…»

Футбольная общественность России наслышана о жалобах «европейских» клубов на «азиатские». А вот что думают сами дальневосточники о таком футболе, перелетах через всю страну и своих проблемах?

«СПРАШИВАЙТЕ. ОТВЕТИМ!»

С таких слов начал телефонную беседу со мной главный тренер хабаровчан бывший полузащитник донецкого «Шахтера» Олег Смолянинов. Человек, повидавший в своей карьере не меньше Павлова, стажировку в «Челси» проходил. Хабаровск – свет в окошке для «европейских» клубов. Семь часов разницы с Москвой. Из-за чего армейцы выходят на тренировку, когда «Химки» еще спят в полном составе.

– Как выезды сказываются на тренировках?

– Игроки устают физически и психологически. Но у меня в команде есть режим, расписание тренировок – их я требую соблюдать.

– То есть футболисты из Хабаровска покрепче, чем, например, в брянском «Динамо»?

– Ни в Брянске, ни у нас без отменной функциональной подготовки никуда. Главная для моих игроков проблема – это адаптация из-за разницы во времени, а не усталость от самих перелетов.

– Как эта проблема решается?

– Да никак! (Смеется.) Один раз в сезоне, из-за участия в Кубке России, за месяц мы сыграли 9 игр и сделали три длиннейших перелета. То есть меняли часовой пояс туда-сюда трижды! А ответ на ваш вопрос такой: нужно профессионально относиться к футболу и к режиму. И все. Это я не жалуюсь, мы команда неуступчивая.

– Стиль игры, избираемый «СКА-Энергией» на выездах, всегда оборонительный?

– Нет. В сезоне 2004 года на выезде мы набрали 25 очков в 21 матче. Сезон на «четверку» оцениваю.

Для подтверждения слов Смолянинова приведу следующую статистику.

В гостях «СКА-Энергия» при 7 ничьих выиграла 6 матчей и уступила в восьми. Дома: 10 побед, 5 поражений и 6 мирных исходов. У «Луча-Энергии» результаты таковы. В гостях: 3 победы, 12 поражений, 6 ничьих. Дома тихоокеанцы выиграли 12 встреч, уступили в четырех при 5 ничьих.

– Есть мнение, что дальневосточные клубы никогда не попадут в премьер-лигу. Никому из элитных клубов не выгодно летать так далеко…

– Это вопрос к главному тренеру «Луча» Сергею Павлову. (Смеется.) Он хочет в премьер-лигу, в Хабаровске такой задачи не ставят. Но мысль верная.

УДАР ПО БЮДЖЕТУ

Второй звонок – заместителю генерального директора клуба экс-форварду СКА Сергею Фельдману.

– Доброе утро, Москва! – это Фельдман приветствует меня из офиса в Хабаровске. – У нас тут темнеет. Слушаю вас внимательно!

– Сергей Яковлевич, самый «длинный» выезд «СКА-Энергии» в какой город приходился?

– В Калининград. Сначала обычным рейсом до Москвы, 8 часов лета. Потом чартером на игру с «Балтикой». Заказываем для себя маленькие самолеты – Ан-24 или Як-40. Обычно мы играем в Европе «спаренные матчи», поэтому потом летим обратно в Москву – и снова чартером, к примеру, в Брянск. «Балтика» вылетела, но, возможно, «Петротрест» питерский заявится. Легче не станет.

– Опишите выезд, например, в Набережные Челны.

– В 9 утра по местному времени сбор в городе. В Европе в это время два часа ночи. Выезд в аэропорт Хабаровска. В 11.30 – вылет. Перелет до Москвы – 8 часов. В 12.30 по Москве – в столице. Режим тренировок нарушать нельзя, поэтому чаще всего едем в Новогорск, отдыхаем, немного тренируемся. На следующий день вылетаем чартером в Челны… Кошмар!

– А самый «спокойный» выезд – во Владивосток?

– Да, один час лета.

– Сколько всего человек отправляется в «Европу»?

– 20–22 футболиста. Еще 7–8 человек – это Смолянинов, его помощники, врач, массажист, администратор.

Кстати, билет на одного человека Хабаровск – Москва – Хабаровск стоит больше 18 тысяч рублей. На команду всего – полмиллиона рублей за один выезд. Плюс деньги за чартеры из Москвы. Дешевле слетать туда-обратно в столицу Кореи Сеул: и 10 тысяч на человека хватит…

– Сколько процентов от клубного бюджета съедают перелеты?

– До 15 процентов. Учтите, что бюджет у нас такой же, как у большинства клубов первого дивизиона.

– Как относитесь к жалобам «европейских» тренеров на Дальний Восток?

– Привык. Им по две игры – с нами и «Лучом» – здесь играть. А нам – 20 на выезде. А кто недоволен, пусть смотрит в турнирную таблицу – где СКА, а где Европа. Хабаровск – это Россия, здесь живут граждане страны, играют в футбол и любят его. Нечего по территориям делить!

«ВСЕМ СПАТЬ!»

– А футболисты жалуются на «полжизни в самолетах»?

– Они профессионалы и получают за эту работу деньги. Смысл сетовать на судьбу? Не хочешь – не играй.

– Чем игроки занимаются в самолете?

– Наш врач Игорь Шубин заставляет всех спать. Но кто-то DVD на ноутбуке смотрит, кто-то читает. У каждого свои особенности организма. Есть игроки, которые после прилета в Хабаровск днем спать не ложатся. Знают: в два ночи проснутся и уже не лягут больше. Некоторые еще часа два пробежки делают, а уж потом отдыхают. Перед выездами отбой на базе в час ночи, подъем в 10 утра – чтобы организм «сгладил» часа три на адаптацию. Я лично налетался в чемпионатах СССР так, что глаз не могу сомкнуть в воздухе.

КЛУБЫ

«СКА-ЭНЕРГИЯ» (ХАБАРОВСК)

Клуб основан в 1946 году. Названия: ДКА (1946), ОДО (1947–1956), СКА (1957–1999), с 2000 года – «СКА-Энергия». Высшее достижение в чемпионатах СССР – 6-е место в первой лиге (1980), в чемпионатах России – 7-е место в первом дивизионе (2004). Стадион: имени В.И. Ленина. Вмещает 15200 зрителей

«ЛУЧ-ЭНЕРГИЯ» (ВЛАДИВОСТОК)

Клуб основан в 1958 году. Высшее достижение в чемпионатах России – 15-е место в высшей лиге (1993). Стадион: «Динамо». Вмещает 10200 зрителей

 «ЛОКОМОТИВ» (ЧИТА)

Клуб основан в 1974 году. В 1977 году за низкие спортивные результаты «Локомотив» был исключен из числа участников чемпионата СССР. С 1984 года снова играл во второй лиге. Высшее достижение в чемпионатах СССР – 1-е место в 10-й зоне второй лиги (1991), в чемпионатах России – 3-е место в Восточной зоне первой лиги (1992). Стадион: «Локомотив». Вмещает 10200 зрителей

«АМУР» (БЛАГОВЕЩЕНСК)

Клуб основан в 1960 году. Высшее достижение в чемпионатах России – 2-е место в зоне «Восток» второго дивизиона (2004). Стадион: «Амур». Вмещает 18000 зрителей

СКАЗАНО!

Александр КОРЕШКОВ, главный тренер «Сокола»:

– Прилет на Дальний Восток – это подвиг. Настоящий, без оговорок и красивых слов. Однажды мы в Хабаровске и Владивостоке угодили в функциональную яму, и команде явно не хватило свежести. Но, вы будете смеяться, мы приезжаем сюда брать очки…

Виктор ЗИМИН, бывший тренер «Динамо» (Брянск):

– Можно ссылаться на дальние перелеты, неблагоприятные погодные условия и прочее, да вот очков от этого не прибавится… Хотя эти перелеты и семь часов разницы во времени действуют на организм не то что плоховато – просто плохо! Даже по нашему матчу с «СКА-Энергией» было видно, что соперники просто засыпали на поле.

Дмитрий АКИМОВ, нападающий новосибирского «Чкаловца-1936»:

– Эти перелеты на Дальний Восток – кошмар! В Хабаровске нашу команду встретил старый ЛАЗ. Жара в нем была страшная. Пришлось выходить подышать на улицу, где нас начинала есть вся местная мошкара.

КСТАТИ

Между собой в сезоне-2004 «СКА-Энергия» и «Луч-Энергия» сыграли так: в Хабаровске разошлись миром 1:1, во Владивостоке победили хозяева со счетом 1:0.

Для подмосковных «Химок» в сезоне-2005, если в первый дивизион выйдет еще и «Амур», вылеты в Читу, Хабаровск, Владивосток и Благовещенск обойдутся (учитывая перелет 18 игроков, троих тренеров, массажиста и врача, администратора, начальника команды и пресс-атташе) в сумму чуть более двух миллионов рублей.

Средняя стоимость перелета туда-обратно (за одного человека в руб.):

Москва – Хабаровск – Москва – 18 000
Москва – Владивосток – Москва – 16 000
Москва – Чита – Москва – 17 000
Москва – Благовещенск – Москва – 16 500

КОРОТКОЙ СТРОКОЙ

«Амур» представил в ПФЛ необходимые документы для прохождения аттестации, чтобы заявиться на чемпионат России в первом дивизионе.

Новости. Футбол