Я делал ставку на тех, в кого верил
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
Когда тренер уходит в отставку, он обычно на первых порах отгораживается от общественности – не хочет тревожить душевные раны. Валерий Газзаев нашел возможность для того, чтобы прийти в «Советский спорт» и ответить на все вопросы читателей и журналистов. Были среди них и довольно каверзные. Но главный тренер ЦСКА и бывший наставник сборной ответил на все. Чем лишний раз подтвердил, что является сильным человеком.
1-й TAЙM
вопросы болельщиков
БУДУ РАД УСПЕХУ ЯРЦЕВА
— Алло, это Ирина из Москвы. Скажите, правильно ли поступил Георгий Ярцев, вызвав в сборную из ЦСКА одного Гусева?
— У каждого тренера – свои взгляды. Ярцев комплектует сборную, видит в этом успех, и с данной точки зрения это правильно. Он вправе делать свой выбор, а мне об этом выборе говорить неэтично. При этом я искренне хочу пожелать новому тренеру сборной удачи. И если мое решение уйти из национальной команды в итоге поспособствует общему успеху, буду только рад.
— Желаю вам удачи. И хочу упомянуть слова вратаря Сергея Овчинникова, который сказал: «Самое главное, чтобы в семье было все нормально, а футбол всего-навсего игра». Я очень за вас переживаю. Было ощущение, что вам словно специально кто-то гадил.
— Не переживайте за меня. Я человек сильный. Выдержу все. Главное, чтобы был результат. Семья, тут я с вами согласен, действительно самое главное. Но есть еще и работа, которую надо выполнять профессионально. А за добрые слова спасибо.
УХОДИТЬ ИЗ ЦСКА НЕ СОБИРАЮСЬ
— Алло, Светлана из Обнинска беспокоит. Желаю армейскому клубу чемпионства. Однако поговаривают, что после окончания сезона вы уйдете из ЦСКА. Правда ли это?
— Я лично никуда уходить не собираюсь. В этом году мы сделаем все, чтобы выиграть золото. А дальше… Пути Господни неисповедимы, и загадывать что-то бессмысленно. В СМИ много говорят: у ЦСКА есть очки, но нет игры. Позвольте, мы уже два года идем на первом месте. Выиграли Кубок. Согласитесь, невозможно добиваться таких результатов, если у команды, как пишут некоторые, нет никакой игры. Так что советую вам не обращать внимания на эти бредни, которые распространяют некоторые, с позволения сказать, журналисты. Вернее, одна газета, которая особенно увлекается этим делом.
— Еще говорят, что в матче со «Спартаком» в первом круге команда подкупила судью.
— Правда? Не слышал такого. И сколько, интересно, он получил (улыбается)?
— Я-то как раз в это не верю.
— И правильно делаете.
— И еще вопрос: различаете ли вы братьев Березуцких?
— Сейчас уже различаю. А первое время действительно тяжело было – путал.
— Алло, звонит Михаил, болельщик ЦСКА. Скажите, после вашей отставки из сборной в процентном отношении изменились шансы на переход в наш клуб Алдонина из «Ротора»?
— Я думаю, что нет.
— Когда же этот переход состоится?
— Давайте сначала доиграем чемпионат, а уже в межсезонье будем решать такие вопросы.
ХОТЕЛ, ЧТОБЫ СЫНОВЬЯ ТОЖЕ ИГРАЛИ
— Алло, Валерий Георгиевич, беспокоит ваш персональный болельщик – Славик из Немчиновки. Мне хотелось бы знать, почему ваши сыновья так и не заиграли в футбол на профессиональном уровне, тогда как на любительском были на голову выше всех остальных?
— Они пошли по другому пути и выбрали науку. Хотя мне очень хотелось бы, чтобы они играли.
— Андрей Лиепа из Москвы беспокоит. Знаю, что тренер хоккейного ЦСКА Виктор Тихонов часто ходит смотреть матчи футбольных армейцев. А вы не собираетесь сделать ответный шаг?
— А я уже посещал некоторые хоккейные матчи. Причем делал это с большим удовольствием. Очень уважаю Виктора Тихонова, это гениальный тренер. Мы часто общаемся. И я думаю, что во время наших перерывов в работе мы обязательно будем ходить на хоккейные матчи.
— Валерий Георгиевич, беспокоит Андрей Кучинский из города Ражужи Владимирской области, болельщик ЦСКА с 1975 года. Хочу посвятить вам стихи.
— Да? Слушаю вас.
— Желаю побед ЦСКА в премьер-лиге России, желаю красивых, удачных атак. Пусть к золоту славный наш клуб красно-синий приблизит Валерий Газзаев, главный армейский вожак.
— Спасибо, очень тронут.
— Удачи вам. Вы внесли живую струю в игру ЦСКА. Хочу задать вам вопрос: почему вы не используете в защите опыт таких игроков, как Олег Корнаухов и Евгений Варламов?
— На сегодняшний день Олег и Евгений пока не отвечают тем задачам, которые ставит перед собой ФК ЦСКА. К примеру, Варламову, который не играл столько времени, нужен как минимум год, чтобы восстановить игровую практику. Поэтому мы отдали его в «Черноморец». Но по-прежнему на него рассчитываем. Сейчас он выступает, на мой взгляд, достаточно успешно. И к концу сезона мы обязательно вернемся к его кандидатуре.
— Алло, это Сергей из Москвы. Скажите, не поменяли ли вы своего отношения к возможности прихода на пост главного тренера сборной России иностранного специалиста?
— Нет, не поменял. Национальную сборную должен возглавлять свой человек. Часто нам приводят пример шведа Эрикссона, который возглавляет сборную Англии. Но он уже сыграл один чемпионат мира и вылетел еще до решающих матчей. Многие английские наставники добивались со сборной большего. Так что бросаться в такие крайности нельзя. Да, в клубном футболе может работать иностранный специалист. Сейчас у нас перед глазами пример одной из российских команд. Но лично я думаю, что Юрий Морозов работал на этом посту удачнее.
2-й ТАЙМ
вопросы журналистов
ПОБОРЕМСЯ ЗА РАХИМИЧА И ШЕМБЕРАСА
— Не можем не задать вопрос, актуальный и для тренеров, и для прессы. Как вы относитесь к такому нововведению, как штрафы за критику судей? И, к слову, кого считаете лучшим российским арбитром?
— К нововведению отношусь отрицательно. А лучшим судьей считаю Валентина Иванова. Это даже не обсуждается. Абсурд: человек судит самые интересные и престижные матчи в Европе, а в России дисквалифицируется на два месяца. Нереально!
— А почему Гусев так часто спорит с судьями? Капитан-то у ЦСКА — Семак!
— Ролан очень эмоциональный человек и футболист. Он переживает за каждый сыгранный в матче эпизод, за каждое несправедливое решение. А первая реакция на недостатки судейства идет от игроков. Вот почему в Англии игроки с судьями не препираются? Там практически нет свистков, арбитры разрешают мужскую борьбу. Это создает игровое напряжение, которое передается и зрителям. Смотреть за таким футболом интересно. Болельщики по-хорошему заводятся, и это создает настоящий футбольный праздник. А у нас игроки уже привыкли: любой стык, падение – сразу смотрят в сторону судей. Видели вы в той же Англии, чтобы футболисты смотрели на арбитра, когда падали? Я – не видел. И это не вина наших игроков.
— В недавнем матче ЦСКА с «Сатурном-REN TV» имела место стычка стенка на стенку. Как вы оцениваете действия игроков ЦСКА, которые всей гурьбой кинулись на Павловича из-за того, что тот опасно атаковал вратаря Акинфеева?
— Это нормальное явление. В хоккее такие вещи тоже случаются, особенно, когда на вратарей нападают. Я не могу сказать что-то негативное в адрес Павловича: он действовал как настоящий форвард, шел на добивание. Так же повел себя Ярошик во втором тайме. Атакующие игроки всегда нацелены на гол.
— Если каждый подобный эпизод будет приводить к столкновениям, вряд ли это пойдет на пользу футболу…
— Ну, такое же не в каждом матче происходит. И потом, в этой игре изначально присутствовало высокое напряжение, и создали его отнюдь не игроки, а другой человек. Мы, кстати, собираемся подать апелляции по поводу красных карточек Рахимича и Шембераса. И полностью поддерживаю решение «Сатурна» бороться за Павловича.
ОШИБКИ БУДУТ ВСЕГДА
— Вас обвиняют в том, что ставка в ЦСКА делается исключительно на мощь игроков. Мол, когда поля находятся в неважном состоянии, вы элементарно давите своих соперников. А когда трава подрастает, добиваться побед уже не так просто.
— Современный футбол – это динамика, скорость, борьба и, безусловно, индивидуальное мастерство. Но если игрок будет обладать только лишь индивидуальным мастерством, он ничего не добьется. Это невозможно. Что касается стиля нашей игры… Если он приносит результат, почему мы должны от него отказываться? Давайте запретим тогда игрокам делать длинные передачи и разрешим лишь перепасовку на три-четыре-пять метров. Правильный путь – тот, который дает результат. Если мы его добиваемся, значит, мы на правильном пути. Ошибки? Они есть. Но без них невозможно. Будут игроки улучшать свое мастерство — улучшатся игра и результат.
— Главный тренер «Зенита» после победной игры с вами сказал, что нашел противоядие против ЦСКА. И, наверное, доказал это, раз дома вам тоже не удалось победить питерцев…
— Если продолжать эту мысль, то можно сказать, что противоядие нашел не только «Зенит», но и «Торпедо-Металлург», раз эта команда тоже нас обыграла. Но я бы не стал делать глобальные выводы по двум играм. Класс команды проявляется в ее умении стабильно отыграть весь сезон. Без срывов и падений обойтись нельзя. А одна игра… В одной игре и «Вардар» может нас победить. Четыре раза ударили по воротам – три гола.
Я ДЕЛАЛ ВСЕ, ЧТО МОГ
— Хотелось бы, чтобы вы подвели некоторые итоги выступления сборной под вашим руководством.
— Пожалуйста. Начну с самого начала, со старта отборочной кампании. Тогда я вызвал новых игроков. Не позвал тех, на кого делается ставка теперь. Произошел эмоциональный подъем. И, если помните, одно из изданий тогда начало писать: да, уже не надо возвращаться к старому, надо дать возможность этим игрокам себя проявить. Потом мнение изменилось. Но нельзя же метаться из стороны в сторону. Должна быть какая-то линия. Увы, неудачно сыграли против Албании и Грузии. В первую очередь с точки зрения результата. Но тому были объективные причины. Сказалось раннее начало чемпионата. В неважной форме после сражений в Лиге чемпионов находились игроки «Локомотива». Травму получил ключевой защитник Онопко. Не обошлось и без ошибок технического и тактического плана…
— Может, все-таки стоило вернуть того же Мостового?
— Я приглашал тех игроков, в которых верил, которые, на мой взгляд, могли принести результат. Мнение по этому поводу у каждого может быть своим. Правильное решение – то, которое приносит результат. Если сегодня вновь вызванные игроки его добудут, их нужно будет только поблагодарить. Но у нас была своя линия развития нашего футбола и сборной. И в целом я считаю правильным то направление, которое мы выбрали, – создать новую сборную, не только решая текущие задачи, но и думая о перспективе. Отсюда большое количество игроков, которые были вызваны в состав, приглашение молодых футболистов, которым был необходим опыт на таком уровне. И они его приобретали. Да, были игроки, которые на протяжении десяти лет верой и правдой служили российской сборной, такие как Мостовой, Карпин, Онопко. Они достойны всяческого уважения. Но мы хотели думать еще и о будущем сборной. Да, это был революционный шаг, не эволюционный. А любая революция – это потрясение. Но мы должны были пойти на это. И все должны были объективно оценивать ситуацию: да, чего-то не хватает, но в перспективе все мы хотим иметь хорошую сборную. Вспомните, как Франция не попала на чемпионат мира, проиграв, кстати, тому же Израилю! А именно тогда начала закладываться новая сборная, которая потом добилась потрясающих успехов на мировом уровне. Да, у нас где-то не получалось, не хватало и опыта, и мастерства. Но тем не менее я думаю, что мы честно выполняли свой долг. Я делал все, что от меня зависело.
— Что больше повлияло на решение об отставке: результат или сама игра с Израилем?
— Больше – характер игры. Хотя результат тоже.
— Сейчас, по прошествии времени, может, скажете: не мешало вам совместительство в ЦСКА и сборной?
— Да уж, это было непросто. Чтобы решать глобальные задачи и в клубе, и в сборной, ты должен всегда находиться на пределе своих возможностей – профессиональных, эмоциональных, тактических. В конце сезона у меня состоялся разговор с президентом РФС Вячеславом Колосковым и президентом ЦСКА Евгением Гинером. Тогда мы решили, что до конца отборочного цикла чемпионата Европы я обязательно должен доработать в обеих командах. Так получилось, что не доработал. Но сейчас я убежден, что в итоге и тогда, и сейчас, подав в отставку, поступил правильно. Оба решения я принял с учетом общих интересов.
ПУСТЬ КРИТИКИ ПОЧИТАЮТ ЛОМОНОСОВА
— Неудача в матчах с «Вардаром», так же как и поражения сборной, привели к жесточайшей критике ваших команд и вас лично. Создалось негативное общественное мнение. Насколько оно на вас влияло? Сильно переживали?
— Неприятно было читать такие пасквили. Одно дело – грамотный анализ, а другое – гнусная ложь, поливание грязью непонятно ради чего. Должно же быть какое-то приличие, такт. Ангажированность? Да, я ее видел, когда читал некоторые статьи. Особенно в «Спорт-Экспрессе» – газете, которая работает на разрушение нашего футбола. Вспомните, как они поливали грязью Романцева после чемпионата мира. Разве это дело? Переступлены все нормы журналистской этики. Конечно, ошибки допускают все. Но тренеры и игроки хотят побеждать так, как, наверное, никто не хочет. Сейчас мне иногда приходится успокаивать братьев Березуцких – хотя они ребята с характером. Они говорят: «Да мы и не читаем, все равно знаем, что там будет написано». Я тоже это издание теперь не читаю – абсолютно. Мне интересны лишь компетентные мнения.
А таким людям, как эти критики, я посоветовал бы почитать Ломоносова, человека, который радел за свою отчизну.
— А вы предвидели возможность подобной критики?
— Я просто не думал об этом. Я работал. Не думал о неудачах. И уж тем более о том, что кто-то будет что-то писать. Если беспокоиться об этом заранее, наверное, с ума можно сойти. Но я считаю, что моя репутация не пострадала, как бы ни пытались преподнести факты в этой газете. Те люди, с которыми я общался, не изменили отношения ко мне.
— Возникла ли у вас какая-то апатия, усталость от футбола после отставки?
— На какой-то момент да. Я же живой человек. Неудача там, неудача здесь. Все это больно ударило по моему самолюбию. Признаюсь, было потрясение. Ничего не хотелось делать, было желание все бросить. Но я благодарен президенту нашего клуба, который поддержал меня в этой непростой ситуации, семье, друзьям. Время лечит. Но сильный человек должен переживать такие моменты с достоинством. А в жизни никогда не бывает только белой полосы…
НАША СПРАВКА
ГАЗЗАЕВ Валерий Георгиевич.
Родился 7 августа 1954 г. Мастер спорта международного класса. Заслуженный тренер РСФСР. Играл в командах «Спартак» (Орджоникидзе) – 1970–1973, 1975 гг.; СКА (Ростов-на-Дону) – 1974 г.; «Локомотив» (Москва) – 1976–1978 гг.; «Динамо» (Москва) – 1979–1985 гг., «Динамо» (Тбилиси) – 1986 г. Обладатель Кубка СССР 1984 года. Член символического клуба Григория Федотова. За первую сборную СССР (1979, 1983) провел 8 игр, забил 4 мяча. Бронзовый призер Олимпийских игр 1980 года. Работал главным тренером «Динамо» (Москва) – 1991–1993, 1999–2001 гг. Главный тренер «Алании» (Владикавказ) – 1989–1990, 1994–1999 гг. С ноября 2001 года возглавляет ЦСКА. Возглавлял сборную России (с июля 2002-го по август 2003-го), молодежную сборную России (2001–2002). Как тренер приводил «Аланию» к золотым (1995) и серебряным (1996) медалям чемпионата, московское «Динамо» – к бронзовым (1992), ЦСКА – к серебряным (2002). Под руководством Газзаева ЦСКА стал обладателем Кубка России 2002 года.
ЛЮБИМАЯ МАРКА СИГАРЕТ «Мальборо»
ЛЮБИМЫЙ АВТОМОБИЛЬ «Крайслер 300М»
ЛЮБИМЫЙ НАПИТОК Минеральная вода
ЛЮБИМЫЕ ПЕВЦЫ Вячеслав Добрынин и Лев Лещенко
ЛЮБИМЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АКТЕР Евгений Евстигнеев
ЛЮБИМЫЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ АКТЕР Марлон Брандо
ХОББИ Проводить время в кругу семьи и друзей