Черчесов сделал бы из Майкла Джордана вратаря
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
Складывается такое впечатление, что над Станиславом Черчесовым годы не властны. Через неделю известному вратарю стукнет сорок, а он все так же подтянут и бодр, как и десять лет назад. Во всяком случае, глядя на отменную физическую форму Черчесова, его заявление о возможном возвращении в большой футбол не кажется блефом.
РОССИЙСКИЕ КЛУБЫ МЕНЯ ПРОЩУПЫВАЮТ
— Естественно, в моем возрасте столь большой перерыв в выступлениях на пользу не идет, — объясняет Черчесов. — Но я тренируюсь, поддерживаю форму. Сразу обрубать то, чем ты столько лет занимался, нельзя — такой резкий перепад нагрузок однозначно может подействовать на здоровье. Организм 25 лет находился в тонусе, и вдруг ничего не делать... Официально я пока не объявлял о своем уходе, тренируюсь и, считаю, еще могу вас удивить. Другими словами, не удивляйтесь, если увидите меня в воротах какого-нибудь клуба.
— Что нужно для того, чтобы вы снова встали в «рамку»?
— Прежде всего я должен быть сам в этом заинтересован. Что до приглашений… Недавно в Австрии мне поступило предложение от одного известного местного клуба, но я как раз тогда возвращался в Россию и уже не мог изменить свои планы. Пришлось отказаться.
— Российские клубы предлагают свои услуги?
— Не то чтобы предлагают… Прощупывают.
— Вы наверняка в курсе ситуации, которая сейчас сложилась в сборной России. Вас лично удивила отставка Валерия Газзаева с поста главного тренера сборной после поражения от Израиля?
— Непосредственно по отставке сказать ничего не могу — для этого нужно находиться в команде. Другое дело, что сейчас для любого тренера сборной товарищеские матчи — настоящий бич. Клубы не отпускают игроков на эти игры, а у футболистов, хочешь не хочешь, в голове крутятся мысли о ранге поединка. Все это накладывает свой отпечаток, и товарищеские игры проходят в полнакала, создавая тренеру массу проблем.
— Кто, на ваш взгляд, способен заменить Газзаева?
— Фамилий называть не стану, скажу просто: на посту тренера сборной должен быть тот человек, который этого заслуживает.
— Каковы шансы сборной России на выход в финальную часть Евро-2004?
— Ну, мы же все с математикой знакомы — посчитайте и прикиньте. Шансы есть, другое дело, что их еще надо использовать, а это не так просто, тем более когда против тебя выходит соперник, имеющий на твои шансы свои виды.
СТАНИ, ТЫ СУПЕР!
— Не расцениваете сейчас свое прошлогоднее возвращение в «Спартак» как ошибку?
— Нет, хотя ожидал, естественно, несколько иных результатов. Однако попал на больничную койку Романцев, а команда, где должны были бок о бок играть Титов, Баранов, Парфенов, Ананко, Цихмейструк, Сычев, по тем или иным причинам так и не сложилась. Наше третье место в той ситуации — это совсем неплохо. Я до сих пор, кстати, вспоминаю голы, пропущенные на последних минутах в Элисте и Ростове. Выручил бы — и кто знает, как бы все на финише сложилось, может, и за золото поборолись бы…
— Предложение остаться в «Спартаке» к вам поступало?
— Да, но не в качестве вратаря. А мне это не подходило.
— Ходили разговоры, что у Черчесова какие-то проблемы с руководством красно-белых…
— Для меня проблема — это когда человек в гробу лежит, остальное все можно решить. И я вообще не любитель всех этих «кто-то где-то что-то сказал…» У меня никаких проблем с руководством «Спартака» не было и нет.
— С новым тренерским штабом «Спартака» во главе с Андреем Чернышовым и Сергеем Юраном общались?
— А как же, я и в Тарасовку к ним приезжал. Как оцениваю приход этих тренеров в команду? У каждого свой путь. Безусловно, они взвалили на себя тяжелую ношу: «Спартак» все-таки не рядовая команда. Надеюсь, справятся.
— А с Романцевым общались?
— Буквально на днях по телефону. Я хотел узнать, как он себя чувствует после всего случившегося, и был очень рад услышать его бодрый голос.
— То, что ныне ворота «народной команды» доверено защищать легионерам из дальнего зарубежья, вас не коробит?
— А почему это должно меня коробить?! Я сам иностранец, десять лет за рубежом отыграл. Разумеется, хотелось бы, чтобы российские вратари себя проявляли, но по большому счету абсолютно все равно, кто стоит в воротах: легионер, египтянин, пингвин, если хотите. Надо только, чтобы иностранец заслуживал место в воротах «Спартака». В «Тироле» мне тоже первое время доводилось слышать разговоры: зачем, дескать, нам этот русский. А когда с «этим русским» команда выиграла восемь игр подряд и он пропустил всего один гол, мне сказали: «Супер! У нас такого вратаря еще не было. Ты наш Стани, мы тебя любим».
— Стани?
— Так меня зовут в Австрии. Даже один год это имя на спине носил вместо надписи «Черчесов». Заметьте, какая экономия — меньше букв на свитер наносить нужно! (Смеется.)
ТРЕНЕР ЧЕРЧЕСОВ
— Чем занимались последние полгода?
— Как ушел из «Спартака», поехал в Австрию получать тренерскую лицензию. Выучился, а теперь вот еще хочу сдать экзамены на лицензию класса «А».
— Сложно было получить тренерскую корочку?
— Естественно, не просто. Все предметы преподаются на немецком языке — и биология, и педагогика. Сами понимаете, разговорный и профессиональный языки — это не одно и то же.
— Чем занимаетесь в России?
— Я здесь уже где-то около двух месяцев. Встречаюсь с людьми, общаюсь… Разумеется, как профессионал слежу за тем, что происходит в российском футболе. Есть ли какие-то сдвиги, куда мы вообще движемся. Хожу на матчи, смотрю игры по телевидению, стараюсь ничего не пропускать, благо теперь у нас есть спортивный канал, который показывает все матчи чемпионата. Делаю для себя выводы.
— Действительно ли российский футбол переживает кризис, как об этом заявил президент РФС Вячеслав Колосков?
— Вливания в наш футбол идут большие, а отдачи от этих капиталовложений пока не видно. Почему? Определенные мысли по этому поводу есть, но озвучивать их не стану: не хочу показаться голословным.
СМЕРТИН ДОЛЖЕН ЗАИГРАТЬ В «ЧЕЛСИ»
— Как отнеслись к покупке Романом Абрамовичем лондонского «Челси»?
— Спокойно. Мы живем в демократичном мире — человек решил, что ему это интересно, и ради бога. Он может себе это позволить, и уверен, справится. На все же эти разговоры о том, что наши деньги уходят куда-то не туда, я отвечу: не бывает денег ваших и наших — деньги идут туда, где им интересно. Мне бы очень хотелось, чтобы у Абрамовича в Англии все получилось. Российский гражданин купил не какой-то клуб из Находки, за ним сейчас весь мир наблюдает, он сделал серьезный шаг. И я, посмотрев первый матч «Челси» против «Ливерпуля», уверен: лондонская команда и ее президент на правильном пути.
— А Смертин в этом клубе может заиграть?
— Должен! Я знаю Алексея как профессионала «от и до», и пусть в «Челси» своего качественного народа хватает — для него это только стимул. Будешь драться с такими футболистами за место в составе — из формы уже не выйдешь. Там любая тренировка дает больше, чем матч непонятно где.
НА ПАРИКМАХЕРА ПЕРЕУЧИВАТЬСЯ НЕ СТАНУ
— Я так понимаю, что у вас именно лицензия тренера, а не наставника вратарей?
— Вы правильно понимаете. Чтобы стать тренером вратарей, нет смысла жить в Европе и вкладывать деньги в свое обучение. Хотя, безусловно, учиться всегда нужно. Я не хочу себя сразу зажимать в рамки: Черчесов — тренер вратарей, и не более того. Потом из этих рамок будет сложно выскакивать. Надо пробовать себя на тренерском поприще. Идеи есть. Получится — отлично, нет — мучить ни себя, ни окружающих не стану. Вот тогда можно будет или менеджментом футбольным заняться, или попробовать себя в должности спортивного директора.
— То есть все одно видите себя в футболе?
— Ну, естественно. Не буду же я в свои 40 лет на парикмахера учиться…
— Работать собираетесь в России или в Европе?
— Сейчас у меня ситуация такая: мне не нужно каждый день ходить на тренерские курсы. Достаточно неделю или две в месяц находиться в Австрии. Остальное время можно работать в России — не главным тренером, конечно, главный должен постоянно находиться в команде, а, допустим, помощником. Схема очень проста: в Европе получить знания и, если представится такая возможность, перенести их вкупе с накопленным опытом в Россию.
— Перспектива работы во втором или первом дивизионе не смущает?
— Все решает ситуация. Скажем, сейчас «Тироль» во второй австрийской лиге, и я был там реальным кандидатом на пост главного тренера. С удовольствием пошел бы работать в этот клуб, но по ряду причин не сложилось.
ВЫЗОВ СУДЬБЫ ПРИНЯЛ
— Два года назад вы тяжело травмировались — Андрей Чернышов и Мирослав Ромащенко с аналогичными повреждениями карьеру закончили. Вы же смогли вернуться в строй. Сейчас нога не беспокоит?
— Нет, и надеюсь, больше не побеспокоит никогда. Я затратил много сил, чтобы вернуться в игру, но все окупилось: восстановился, в сборную попал, на ЧМ съездил, поиграл в Лиге чемпионов…
— Должно быть, с травмой у вас связан самый сложный период в карьере?
— Да уж, не простой. У меня ведь до этого травм никогда не было, и вдруг такая, что мне сразу сказали: все, с футболом надо заканчивать. Изначально в меня не верили, президенту пошли подсказки: что вы его держите, он старый, да еще с травмой. Не давали костыли убрать — ставили на мне крест. Конечно, коробило: все-таки не на дискотеке травму получил! С другой стороны, судьба мне бросила вызов, и я его принял. Будучи пятым вратарем «Тироля», через несколько месяцев снова стал номером один.
— Вы азартный человек?
— А что такое азарт? Прийти в казино и всю ночь там просидеть? Так это, на мой взгляд, не азарт, а болезнь. Я азартен в том плане, что если у меня есть цель, то я к ней иду, стараюсь ее достичь. Если мне это удается, тогда я собой доволен.
— В финансовом плане Станислав Черчесов ныне человек обеспеченный?
— Я думаю, что подаяние мне не надо просить. Я нормально живу, и проблем в этом плане у меня нет.
— А как вообще по жизни к деньгам относитесь?
— Все мы люди, и пока в магазине что-то продается, деньги будут нам необходимы. Что до отношения… У меня в карьере бывали случаи, когда я мог иметь в финансовом плане более выгодный контракт, но если мне это по каким-то причинам не подходило — отказывался. Тут надо понимать, чего ты хочешь: карьеру делать как футболист или счет банковский набивать, меняя каждый год клубы.
— В рекламе снимались?
— Было дело. В Австрии снялся в рекламе перчаток, недавно озвучил ролик на радио. Поступали и другие предложения, но рекламировать, скажем, пиво или сигареты — это не по мне. Сам не пью и не курю, так какой смысл?
— И за миллион долларов превозносить сигареты не станете?
— Идея, конечно, интересная (смеется). Однако я бы прежде, чем ее принять, тысячу раз бы подумал.
ВРАТАРИ-СУПЕРМЕНЫ
— Между вратарями-конкурентами возможна дружба?
— Почему нет? Мы с Дасаевым, скажем, жили как два брата. Естественно, каждый хочет стать лучшим, но ты это доказывай на тренировках, старайся, что-то предпринимай… Да, бывает, все идет непонятно как, люди друг с другом не разговаривают, ну и что из этого получается? Нормальные футболисты вырастают только в обстановке здоровой конкуренции. Ходить к тренеру за себя просить? Я не могу представить, что ко мне придет игрок со словами: «Тренер, можно сегодня я выйду в основе?» При такой постановке вопроса этот футболист рискует выйти разве что за дверь…
— Вратари должны на поле подсказывать полевым игрокам?
— Не должны, а обязаны. Подсказывать, организовывать и требовать.
— С использованием ненормативной лексики?
— Для меня это исключено. Я матом не ругаюсь. Что до остальных, я считаю, кому-то это идет, а кому-то — нет.
— Известно, что музыканты берегут руки. А вратари?
— Вратарь должен беречь все. По сегодняшнему футболу ноги голкиперу важны не менее рук. Мы постепенно становимся суперменами.
НЕ ПЕВЕЦ, НО ВЕЛОСИПЕДИСТ
— Сейчас у вас стало больше свободного времени. Как его проводите?
— Занялся семьей. Дети, школа, все как у нормальных отцов.
— Сын футболом увлекается?
— Да, играет. Вратарь. Станислав Станиславович. Занимается с удовольствием, и в его возрасте это самое главное. Определенные способности есть, но что с ним будет дальше, загадывать не берусь.
— Какими-то другими видами спорта увлекаетесь? Волейбол, теннис, велоспорт…
— Велоспорт, говорите? Я к велосипеду сильно пристрастился, когда травму свою залечивал. Бегать нельзя было, и я на этом тренажере столько километров накрутил! Ребята все шутили: ну что, Индурайн, какой у нас сегодня маршрут? Они на тренировку идут — я на велосипеде, они с тренировки, а я все педали кручу… Вообще я в плане спорта всеяден. Кстати, специально не ставлю себе «тарелку» со спортивными каналами — иначе меня от телевизора будет просто не оторвать.
— С кем-то из мировых спортивных знаменитостей хотели бы познакомиться?
— С Майклом Джорданом. Это, я вам скажу, был бы лучший футбольный вратарь всех времен и народов. Почему? Он по натуре игрок, быстрый, взрывной, у него хорошие руки, харизма… Я бы из него вратаря сделал, но поздно.
— Ваша родина — Осетия славится своими застольями. Как относитесь к песнопениям?
— Отлично. Только сам не пою. Исключено. Зачем издеваться над красивым видом искусства? Я слушаю, и очень внимательно.
— Кем себя лет через десять видите?
— О, это вы далеко хватили. Я не любитель кидаться из стороны в сторону и мечтать. Взлетишь так на вертолете ввысь, а потом глядь — вертолета-то и нет. Упал и дорогу обратно не знаешь. Я стараюсь ставить реальные цели и выполнять их. Чтобы все шло без форсирования и ничего из себя выжимать не требовалось. Не толкаться, не пихаться, а просто выполнять свою задачу.
— Как считаете, ваш футбольный век сложился удачно?
— Грех жаловаться. Можно было, наверное, чуть-чуть по-другому что-то сделать, поработать чуть-чуть побольше, где-то прислушаться к советам, где-то… поконфликтовать. А то, бывало, все взвешивал: сказать или промолчать? Но не буду бога гневить — получилось вроде неплохо.
ДОСЛОВНО
Надо заставить в себя поверить. Я когда в «Спартак» попал, на меня все смотрели: «Кто это?» В Дрездене косились: «Он из России». Потом в Тироле та же история… Но когда день изо дня доказываешь, что ты свой, что ты хочешь, — тебя примут. Надо помнить: без труда ничего не бывает. С неба ничего не падает. Я среди вратарей хорошего класса лоботрясов не встречал.
БАЙКА ОТ ЧЕРЧЕСОВА
Служил я два месяца в Осетии в артиллерийских войсках. Все как положено: стрелял из гаубицы, таскал снаряды, подъемы с утра в шесть часов, не высыпался… Помню, идет занятие по теории, я в перерыве выхожу на улицу, ложусь на газон и засыпаю. Ребята потом рассказывали, преподаватель удивился: «А где тот парень, что передо мной сидел?» В окно выглядывают, а я на траве как последний забулдыга сплю…
КСТАТИ
Не так давно во Владикавказе на игре дубля «Спартака-Алании» Черчесову пришлось расстаться с суммой в 200 долларов. Именно столько стоила магнитола, которую неизвестные увели из его машины.
КОРОТКО О РАЗНОМ
– Самое тяжелое поражение в карьере?
– Антверпен. 93-й год. Полуфинал Кубка кубков. Вообще, убежден: у любого из того состава «Спартака» спроси, какой у вас матч в памяти сидит, все эту игру вспомнят. Я тогда пенальти не взял, когда очень надо было взять. Увы...
– Самый неудобный для вас форвард?
– Такого не было, хотя Олега Протасова, пожалуй, выделю из общей массы. Голевой он парень был, настырный...
– Самый талантливый полевой игрок, с которым вам довелось поиграть в одной команде?
– Я играл с Федей Черенковым, который при своих физических кондициях творил та-акие вещи!..
– Настоящий мужчина, по мнению Станислава Черчесова, — это...
– Человек, живущий по принципу: сказал – сделал, взялся – ответил. Все.
– Самый большой ваш недостаток?
– На сегодняшний день, как ни странно, моим главным минусом, наверное, является тот факт, что я никогда не вру.
НАША СПРАВКА
Станислав Черчесов.
Родился 02.09.1963 г. в г. Алагире Северо-Осетинской АССР. Вратарь, рост 183 см, вес 78 кг.
С 1982 по 1983 г. выступал за «Спартак» (Орджоникидзе), в 1988 году защищал цвета московского «Локомотива». В московском «Спартаке» с перерывами: 1984—1987 гг., 1989 — июль 1993 г., июль 1995 – декабрь 1995 г. и с августа 2002 г. по декабрь 2003 года. В чемпионатах СССР сыграл 127 матчей (пропустил 114 мячей), чемпионатах России – 52 матча (32). С июля 1993-го по июль 1995 г. играл в Германии за дрезденское «Динамо», а с 1996 года по июль 2002 года – в Австрии за «Тироль».
Чемпион СССР 1989 г., чемпион России 1992 и 1993 гг., чемпион Австрии 2000—2002 гг. Обладатель последнего Кубка СССР – 1992. За сборную страны провел 49 матчей: СССР-СНГ – 10, Россия – 39. Участник чемпионатов мира 1994 (один матч) и 2002 гг., чемпионата Европы 1996 г. (два матча).