Сплошную липу гонит итальянская «Рома»
В МИРЕ
За 10 дней до начала итальянского чемпионата сгустились тучи над «Ромой». Сей уважаемый клуб обвиняется в двукратном использовании фальшивых документов при совершении банковских операций, и теперь над ним возникла реальная угроза выдворения из серии А.
ОДИН ПОДЛОГ ЗА ДРУГИМ
На минувшей неделе вскрылись недоразумения, попахивающие мошенничеством, вокруг перехода в стан красно-желтых румына Кристиана Киву. Выяснилось, что гарантийных бумаг на сумму 15 миллионов евро, которые «Рома» вроде бы выслала «Аяксу», бывшему клубу Киву, в природе не существует. Несмотря на то, что руководители столичного клуба клянутся и божатся, что они такие обязательства отправляли, и даже называют конкретный банк, который их выписывал, – Capitalia – сами банкиры наотрез это отрицают.
Общая стоимость Киву составляет 18 миллионов евро. Шестую часть этой суммы «Рома» в Голландию уже перечислила. Выплата остальной части отсрочена во времени. Это общераспространенная практика, и для таких случаев принято оформлять гарантийные обязательства.
Таким образом, до тех пока эта неблаговидная ситуация не будет разрешена, Киву не может считаться игроком «Ромы». Срок на ее улаживание истекает 27 августа – за три дня до трансферного дед-лайна в Италии. Вплоть до воскресенья, кстати, румын юридически не мог считаться футболистом «Ромы» и по другой причине: из-за превышения квоты на «некомунитариев» – легионеров не из стран Евросоюза. Превышение возникло потому, что Батистута затягивал с оформлением своего контракта с катарским клубом и, следовательно, продолжал числиться в «Роме». Но вот в воскресенье его сделка наконец состоялась, и для того чтобы Киву разрешили выйти на поле, осталось только изыскать настоящие, а не липовые 15 миллионов евро.
Впрочем, не 15 даже, а в полтора раза больше, поскольку несколько раньше клуб Франческо Сенси был уличен на подделывании гарантий и по другому случаю. Лига отказывалась допустить его к чемпионату, стартующему 31 августа, ссылаясь на невыполнение им бюджетных требований. Недостача составляла 7,5 миллиона евро. «Рома» быстренько организовала банковские обязательства, но они на поверку оказались липой.
Итак, «Рома» не только рискует приобрести репутацию клуба, мошенничающего на каждом шагу, но и столкнулась с дефицитом в 22,5 миллиона евро, который необходимо покрыть всего за неделю. Иначе она может быть лишена места в серии А. Этот вопрос будет рассматриваться в ближайшие дни на чрезвычайной ассамблее лиги. Предложение об исключении из числа участников элитного дивизиона «Ромы», а также новичка «Анконы» (у которой тоже с финансами неблагополучно) внесено «Пьяченцей», в прошлом сезоне покинувшей серию А.
ПОД ДИКТОВКУ ТОТАЛИЗАТОРА
История итальянского футбола полна скандалами, связанными с мошенничеством как клубов, так и отдельных лиц. Крупнейший из них разразился в сезоне-79/80: множество игроков и клубов серии А были уличены в сотрудничестве с дельцами «Тотонеро» – черного тотализатора.
В начале марта 1980 года два дельца – торговец фруктами Кручани и владелец ресторана в Риме Тринка – отдали себя в руки правосудия, признавшись, что играли в подпольном тотализаторе, где добивались с помощью взяток необходимого результата встреч. Одновременно они обвинили и ряд игроков, что те, давая согласие добиться нужного счета и получая взятки, не обеспечивали «согласованного» результата.
Среди первой волны арестованных по этому делу не оказалось Паоло Росси – лучшего в то время форварда страны. Но позже выяснилось, что он одно из главных действующих лиц скандала. Росси дисквалифицировали на два года. Длительное отлучение от футбола пошло ему, однако, на пользу: отдохнув, он стал в 1982 году чемпионом и лучшим бомбардиром чемпионата мира.
«Лацио» и «Милан» были клубами, которые наиболее «увлеклись» тогда договорными играми. В составе «Лацио» посредником между мошенниками и своими партнерами выступал капитан команды Джузеппе Вильсон. Поначалу, когда в прессе только-только скандал начал разгораться, он категорически отверг обвинения в свой адрес: «Я никогда не получал никаких грязных денег». Более того, он сам попытался пойти в атаку и заявил о возбуждении уголовного дела против тех, кто «бросил тень на меня и моих товарищей».
Но эти его контрвыпады оказались всего лишь блефом. Прокуратура получила убедительные доказательства вины Вильсона и дала санкцию на арест капитана. Арест был произведен прямо после матча «Лацио» в Пескаре в марте 1980-го. Вместе с Вильсоном в кутузку отправились трое его одноклубников – Бруно Джордано (игрок сборной Италии), Манфредония и Сакьятори. Всех их позднее дисквалифицировали на различные сроки. Вильсону терять уже было нечего: ему исполнилось 35 лет и его карьера и так совсем скоро бы закончилась. А вот Джордано, которого отлучили от большого футбола на пять лет, фактически поломал себе всю жизнь: он считался восходящей звездой «кальчо» и наверняка стал бы в рядах «скуадры адзурры» чемпионом мира в 1982 году и вошел бы в историю как один из членов той великой команды. Вместо этого он вошел в нее с обратным знаком – как активное действующее лицо самой большой драмы итальянского футбола.
«Лацио» в том сезоне занял 13-е место – над «зоной вылета». Но решением федерации он был вместе с «Миланом» – другим тяжким виновником скандала – изгнан во второй дивизион. В составе красно-черных наибольшее наказание понес вратарь Альбертози. Наложенная на него пятилетняя дисквалификация фактически означала для него завершение карьеры.