Красная карточка хулиганам
НА ФУТБОЛЕ
Нельзя не обратить внимание читателей на тревожное явление последних лет: славившийся своим артистизмом латиноамериканский «футбол-арте» все больше погружается в трясину грубости и насилия.
Этот процесс (и в Бразилии, и в соседних странах) отнюдь не ограничивается рамками футбольного поля: все чаще и чаще страшный феномен поражает и трибуны стадионов. В последние годы я даже завел в своем латиноамериканском архиве специальное досье на тему «Виоленсия» («Насилие»). Вот несколько наудачу взятых заголовков из этой подборки газетных вырезок и компьютерных файлов: «Гибель на выходе со стадиона» (речь идет о перестрелке болельщиков «Васко» и «Сан-Пауло» и убийстве одного из них), «Вандалы оккупируют окрестности «Мараканы», «Победа «Сан-Каэтано» приводит к трагедии» (о грандиозной драке в Асунсьоне, завершившейся гибелью фаната), «Матч в Монтевидео заканчивается двумя смертями и множеством ранений»…
Этот перечень я мог бы продолжать до бесконечности. Но лучше отмечу еще одно тревожное последствие этих тенденций: драки на поле и побоища на трибунах ведут к тому, что сокращается количество болельщиков, приходящих на футбол, происходит постепенное вытеснение с трибун настоящих знатоков и ценителей игры. «Если футбол будет оставаться таким и дальше, то лет через пять люди просто перестанут приходить на стадионы», — предупреждает знаменитый «краке» 80-х годов Сократес, вспоминая о том, что в его время тысяч по пятьдесят болельщиков появлялось даже на рядовых играх, в которых «ничего не решалось».
Что делать? Этот классический вопрос будоражит умы и души бразильцев, аргентинцев, уругвайцев. Один из очевидных путей к исправлению тревожного положения является и одним из самых нереальных: поскольку игроков подталкивают к грубости тренеры, желательно было бы обеспечить им хотя бы минимальную стабильность в их положении. Не выгонять после трех-четырех поражений. Но разве согласятся с таким решением хозяева клубов?
Руководители бразильского футбола решили борьбу с насилием на стадионах начать с болельщиков. Несколько лет назад попытались воздействовать на торсиды: расформировали так называемую «Манча Верде» («Красное Пятно») — одну из «организованных торсид» «Палмейраса», славившуюся своим крутым нравом и постоянными драками во время матчей. Запретили торсидам проносить на стадионы свои флаги. Но эти меры вызвали всеобщую отрицательную реакцию. Высказался против и сам Пеле.
Тогда решили прибегнуть к мерам «индивидуального воздействия». Был разработан и 8 мая утвержден президентом страны (!) «Статут торседора», который требует от спортивных чиновников переоборудования стадионов по европейским стандартам (с нумерованными местами), с системами теленаблюдения во время матчей, с обязательными не только для футболистов, но и для торсид медпунктами и, что самое главное, со шкалой жестких санкций для драчунов и нарушителей порядка. Решением мирового судьи прямо на месте преступления они на длительные сроки лишаются права посещения стадиона.
«Но как это реализовать?» — спросите вы. Да очень просто: фамилии нарушителей будут сообщаться в полицейские участки по месту их жительства, и драчуны будут обязаны каждый раз к началу очередного матча появляться там, регистрироваться и проводить время до окончания поединка.
Одновременно последовала и более жесткая борьба с грубостью на поле. Президент Верховного трибунала спортивной юстиции (ВТСЮ) Луис Звейтер объявил о том, что руководимый им орган будет теперь на основании просмотров видеозаписей матчей жестко карать спортсменов-грубиянов. Неважно, наказывал их судья или нет. Так что может получиться: после «рядового», казалось бы, нарушения, даже не удостоенного желтой карточки, грубиян впоследствии схлопочет от спортивной Фемиды дисквалификацию на несколько игр. Первыми жесткость ВТСЮ уже испытали на себе Жоржиньо («Пайсанду»), ударивший игрока Карлоса Альберто из «Флуминенсе», вратарь «Сан-Пауло» Рожерио Чени, грубо толкнувший нападающего Димба из «Гойяса», а также арбитр (!) Эбер Роберто Лопес, оскорбивший игрока Марсельиньо Кариока в ходе матча «Васко» — «Крузейро» на Кубок Бразилии.