Продажа «Челси» — признание России
В ЦЕНТРЕ ПОЛЯ
Покупка компанией Романа Абрамовича контрольного пакета акций одного из ведущих клубов английской премьер-лиги — колоссальный прорыв для России. Ведь таким образом ее крупный бизнес получает признание в консервативной Великобритании.
Когда я в 90-е годы прошлого столетия работал в торгпредстве Болгарии в Англии, отношение к российским предпринимателям там было крайне настороженным. Думаю, что тогда для них было неизмеримо проще приобрести, к примеру, заправку в Америке, чем какой-нибудь «корнер-шоп» (магазинчик на углу) в Лондоне. Общественное мнение Великобритании еще находилось под впечатлением от представителей чеченского криминала, пустившего на островах корни в 1992—1993 годах при попустительстве консерваторов, которые из-за этого утратили свои позиции в правительстве. Во многом из-за чеченских боевиков в Англии распространилось недоверие ко всем российским гражданам.
Всего три года назад, когда я уже работал в России, некоторые бизнесмены здесь просили меня разузнать о возможности приобретения акций английских клубов — «Куинс Парк Рейнджерс», «Брэдфорда», «Уотфорда». Но это тогда было совершенно нереально. Теперь же российский предприниматель становится владельцем клуба, занявшего четвертое место в премьер-лиге и готовящегося к участию в Лиге чемпионов!
Вообще англичане очень трепетно относятся к «Челси». Стадион «Стэмфорд Бридж», на котором команда проводит домашние матчи, расположен в центре Лондона, всего в полутора милях от Букингемского дворца. На его трибунах часто присутствуют члены королевской семьи, в том числе дети Чарльза и Дианы. И очевидно, что акции «Челси» не могут попасть в руки случайного человека.
Почему акционеры клуба решились продать контрольный пакет? Вероятно, они искали новые серьезные инвестиции. Лет десять назад они столкнулись с одной проблемой. Дело в том, что стадион «Стэмфорд Бридж» расположен на территории, столетний срок аренды которой истекал, если не ошибаюсь, в 1994 году. А затем владельцы земли собирались строить на ней большой торговый центр и новый жилой квартал. Таким образом «Челси» мог остаться без своей арены, которую предполагалось снести. В принципе другой лондонский клуб, «Уимблдон», уже много лет кочует с одного стадиона на другой. Однако для «Челси» это означало бы утрату богатейших традиций. И его акционеры во главе с Кеном Бэйтсом нашли выход из создавшейся ситуации. Они заключили соглашение о продлении срока аренды еще на сто лет, приняв на себя обязательства реконструировать сам стадион и прилегающие к нему кварталы. Ими была создана компания «Челси виллидж», занявшаяся привлечением в клуб новых инвестиций и строительством.
В результате рядом с обновленной ареной появились гостиничный комплекс, торговые и развлекательные центры, рестораны, подземные гаражи. Хозяевам клуба для их постройки удалось привлечь немало средств за счет свободной продажи акций болельщикам команды.
Но, разумеется, «Челси виллидж» вынуждена была брать и многомиллионные кредиты, выплатить которые очень нелегко. Не случайно, в прошлом году «Челси» не проявлял большой активности на трансферном рынке футболистов (что, впрочем, не отразилось на боеспособности команды). Вероятно, тогда и было принято решение о поиске нового инвестора, готового приобрести контрольный пакет акций клуба вместе с его долгами. Приход такого крупного бизнесмена, как Абрамович, наверняка придаст импульс развитию «Челси». Называемая сумма сделки — 60 миллионов фунтов стерлингов, конечно же, вовсе не означает, что такова стоимость 51 процента имущества и других активов клуба. Ясно, что она на порядок выше. Просто речь идет о стоимости контрольного пакета акций «Челси» с учетом как его активов, так и пассивов, если иметь в виду невозвращенные кредиты.
Какова будет дальнейшая судьба Кена Бэйтса, нынешнего чермэна клуба, говоря по-нашему, его президента? Если бы спросили мое мнение, то я бы выступил за то, чтобы он работал на этой выборной должности и дальше, несмотря на смену хозяина «Челси». Я лично хорошо знаю этого энергичного человека. Это настоящий бульдозер! Именно он десять лет назад сумел отстоять право команды на продажу трансляций ее матчей. Бэйтс тогда просто выдворил со стадиона всех телевизионщиков с камерами. Через некоторое время телекомпании вынуждены были заключить дорогостоящие контракты на трансляции, причем не с «Челси», а с образованным благодаря его президенту пулом клубов премьер-лиги. Полагаю, Бэйтс сработается с новыми владельцами команды.
* Яни Димитров — член бизнес-совета «Челси» в 1989—1993 годах, с января 2000 года — вице-президент клуба «Крылья Советов» (Самара).