Два плюс два, Лоськов и многоточие
ФУТБОЛ
В ЦЕНТРЕ ПОЛЯ
Многие советские футболисты имели предложения от западных клубов. Но они не могли сами вести переговоры – просто не знали, как это нужно делать. Сейчас каждый российский игрок старается завести себе агента, но нет предложений из Европы.
Это, на мой взгляд, вполне объяснимо – в Европе финансовый кризис, не позволяющий делать дорогостоящие приобретения. А наши клубы достаточно твердо стоят на ногах и готовы вести переговоры о переходе своего игрока с суммы в 3–5 миллионов долларов. Таких денег никто сейчас просто не даст. К кому проявляется интерес, и кто может заиграть в Европе? С моей точки зрения, наиболее очевидный кандидат — полузащитник «Локомотива» Дмитрий Лоськов. Наверняка есть еще две-три фигуры. Но дальше – сплошное многоточие. Здесь нужно учитывать множество факторов: как легко футболист адаптируется к новым условиям, насколько универсален и стабилен… Последнее требование особенно относится к молодым игрокам, которых сейчас в премьер-лиге достаточно много – почти всем из них еще есть что доказывать в России.
Что касается отъезда кого-либо из россиян уже нынешним летом, то надо обязательно помнить: позади половина сезона у нас в стране, а впереди – практически без перерыва длинный чемпионат в Европе. Так было у меня, когда в 1991-м переходил из «Спартака» в итальянскую «Фоджу» — из сложного союзного первенства в не менее тяжелое итальянское. Случился даже нервный срыв: однажды в разгар тренировки ушел с поля.
Обстоятельства того перехода в «Фоджу» вообще поучительны для многих российских игроков. Добро на переход давал Николай Старостин, и именно он посоветовал ехать в Италию, а все переговоры по личному контракту вел я. Общался с итальянским директоратом через переводчика, нанятого клубом. В итоге подписал четырехлетний контракт, думая, что подписываю соглашение по системе «2+2»: двухлетний с правом продления еще на два в случае согласия двух сторон. Будь уже тогда у меня агент, ничего этого бы не случилось.
Агент, Джованни Бранкини, появился лишь в тот период, когда я уже ушел из «Интера» в «Дуйсбург», что было ошибкой.
Однажды поучаствовал в трансфере футболиста и я. Поговорил с президентом «Крыльев», и Андрей Тихонов, игравший после ухода из «Спартака» в Израиле, переехал в Самару. Из тех, кто мог бы уехать, но так и не сделал этого, в первую очередь, отмечу Егора Титова. И для самого футболиста, и для сборной его отъезд в западный клуб (а предложения поступали) стал бы благом. В Европе Титов мог бы еще больше прогрессировать, а потом, приобретя опыт, помочь и сборной.