Вагон счастья для мальчишек
СТОЛИЧНЫЕ КЛУБЫ
Спортивный директор футбольного клуба «Локомотив» Борис Петрович Игнатьев – завсегдатай матчей первенства Москвы среди СДЮШОР и ДЮСШ. Смотрит бывший тренер национальной команды за действиями юных игроков внимательно, подмечает лучших мальчишек своей школы и, как говорится, ставит их на карандаш.
Не пропустил Борис Петрович и супердерби нынешнего мальчишеского чемпионата: встречались два лидера СШ «Локомотив» – ЦСКА. Вместе со своим другом знаменитым армейцем Борисом Копейкиным Игнатьев обсуждал самые разные футбольные темы, в том числе и неуверенную игру сборной в нынешнем отборочном цикле. Поэтому разговор двух ветеранов сам собой вернулся к игре мальчишек. А кто как не они через лет, скажем, десять приведут сборную России к званию чемпиона мира? Может, среди них окажутся и воспитанники «Локомотива»?
– Немало интересных юных игроков я вижу каждые выходные, – делится впечатлениями от своих наблюдений Игнатьев. – Но главное, что у нас четко определено направление в работе школы. Пройдут годы, и я надеюсь, что большнство этих мальчишек попадет в большой футбол, в том числе в команду мастеров «Локомотива». Эти мальчишки – не бесхозные дети, играющие как придется. С ними занимаются опытные, квалифицированные, обладающие большим багажом знаний тренеры, имеющие конкретные задачи от руководства клуба по подготовке ребят. Наши специалисты хорошо знакомы с методикой преподавания футбольной науки, что необходимо для той или иной возрастной категории.
– Болельщиков беспокоит большое количество легионеров в «Локомотиве». Не хочется, чтобы железнодорожники, подобно спартаковцам, потеряли свою фирменную игру.
– Полностью согласен с этим. Действительно, будущее «Локомотива» все-таки не в привлечении легионеров, оно – за мальчишками. Это не только мои слова, это позиция руководства клуба. Поэтому в наш детский футбол и вкладываются деньги, подбираются тренерские кадры, наши мальчишки с иголочки обуты и одеты, для них создаются все условия – в их распоряжении отличная материально-техническая база, великолепные искусственные поля. В общем, мы хотим, чтобы в главной команде выступали именно наши воспитанники. А находить понимание с ними куда проще, нежели с легионерами, и объяснять азы фирменной игры железнодорожников им тоже ни к чему.
– СШ «Локомотив» сравнительно недавно создалась. Уже какие-то плоды работы школы вам как специалисту заметны?
– В дубле играет большая группа наших выпускников. После открытия интерната могу утверждать, что младшие группы детей выглядят гораздо сильнее, чем прошлые поколения их ровесников. Им есть на кого равняться: Олег Пашинин, Владимир Маминов, Вадим Евсеев в свое время заканчивали именно нашу школу, сделали себе имя в футболе во многом благодаря ей.
– В интернате не один десяток иногородних мальчишек. Их приглашение идет на пользу школе?
– Это нормальная мировая практика. Школ хороших в столице много, и не факт, что самые лучшие мальчишки пойдут обязательно к нам. Вот мы и стремимся искать таланты по всей матушке России и не ограничиваться только Москвой.
– Чтобы проникнуться командным духом, не обязательно родиться в Москве?
– Думаю, в юном возрасте не суть важно, из какого города ребенок – из Москвы, Орла или Белгорода. На выпуске, уверяю вас, это не отразится. Самое главное, чтобы он был россиянином, вырос патриотом страны и клуба, его воспитавшего. А за годы обучения в школе он успеет почувствовать себя здесь своим, проникнуться духом коллектива.
– Заметил, что все ваши детские команды играют в линию без либеро, подобно взрослой команде. Это пожелание руководства клуба строить единый рисунок в игре?
– Действительно, за основу берется модель игры главной команды. Делается это неспроста: мы хотим, чтобы выпускник школы безболезненно вливался в дубль, а затем, может быть, и в основу. Тактические построения должны быть ему хорошо знакомы. Таким образом, ему не надо перестраиваться, приспосабливаться к игре дубля или команды мастеров. Мальчишкам прививаются общекомандные принципы, которые помогают им в дальнейшей карьере. Но мы ни в коем случае не стремимся зазаключить ребят в какие-то рамки. Пусть себе фантазируют, творят на поле, но и о командной дисциплине им забывать не следует.
– А руководство, и вы в частности, вмешивается в работу того или иного детского тренера вашей школы?
– Только подсказываем, даем какие-то рекомендации – не больше. Обсуждаем на семинарах и собраниях дальнейший план работы, обмениваемся мнениями, идеями. В остальном простор для творчества им открыт.
– Как вы в школе повышаете квалификацию наставников ребят?
– Мы обсуждали этот вопрос и занимаемся его проработкой. Президент Московской федерации футбола Сергей Сидоровский, кстати, понимает важность проблемы. Сергей Дмитриевич – человек творческого направления и стремится сдвинуть дело в этом отношении с мертвой точки. Семинары по повышению квалификации наших детских специалистов просто необходимы. Согласен со мной и наш президент Валерий Филатов. Поэтому, как только узнаем, что в каком-то городе России или Европы собирается тренерский семинар, тут же без вопросов оформляем им командировки.
– Вы коснулись одной из проблем московского футбола – повышения квалификации тренеров. В остальном полный порядок?
– Конечно, нет. Проблем накопилось множество: тут и календарь чемпионата, и условия, в которых работают различные футбольные школы, и тема судейства…
– Уже всем набившая оскомину?
– Но решать-то ее надо. Вот на матче «Локомотива» и ЦСКА в качестве главного арбитра выступила девушка, как нельзя лучше продемонстрировавшая знание предмета (судья ФИФА Наталия Авдонченко. – Прим. автора). А почему нет? Не стоит бояться экспериментировать. Кстати говоря, ребята растут быстрее там, где работают нестандартно, где тренер творит, а не пашет через силу. Дети остро чувствуют, когда с ними искренни, а когда пытаются сыграть.