«Хичкок футбола»

А теперь – самое интересное о Домингосе да Гия, лучшем защитнике в истории бразильского футбола. Расскажу о том, как он играл.
news

НА ФУТБОЛЕ

А теперь – самое интересное о Домингосе да Гия, лучшем защитнике в истории бразильского футбола. Расскажу о том, как он играл.

В общем-то, да Гия был нетипичным для Бразилии игроком. В этой стране любят взрывные темпераменты, хитроумные финты, головокружительные приемы, и потому главным и безусловным кумиром в то время был отличавшийся как раз таким темпераментом и техническим арсеналом Леонидас. Великий артист, он своим всегда непредсказуемым, искрометным футболом повергал трибуны в восторг. И торсида, как юная и малоопытная в любви девушка, которая легко и с готовностью опьяняется комплиментами и не слишком обращает внимание на скрытый интеллект, восторженно воспринимала всевозможные «украшательства» и игровые эффекты Леонидаса. И принимала его поначалу куда более горячо, чем Домингоса. Леонидас для не слишком изощренной в тонкостях футбольного искусства публики был стопроцентно «своим».

Домингос – иной. Он играл спокойно, размеренно. Его поведение на поле напоминало фильм, снятый рапидом и пущенный с обычной скоростью: движения замедленные, величавые. Казалось, он видел игру на три-четыре хода вперед. Царственно стройный, высокий, всегда подтянутый, с высоко поднятой головой, почти не глядя на мяч, Домингос никогда не суетился, не бросался очертя голову в пекло, не терял самообладания. Это был аристократ, хорошо знающий себе цену.

Все видели финт или прием Домингоса. Он ничего не прятал, не маскировал. Он как бы объяснял механику своих действий, словно раскладывая их на составные элементы. Как профессор в стенах академии. Учил трибуны, учил своих партнеров. И заодно противников: «Смотрите, как надо играть. Осваивайте этот элемент, мне не жалко».

Но парадокс в том, что никто никогда не мог повторить его приемов. Не получалось, не выходило. «Под Домингоса» играть было невозможно. А вот Леонидас никому ничего «не объяснял»: и тем не менее знаменитую «бисиклету» очень скоро начали исполнять не хуже, чем он, даже мальчишки на Копакабане.

Домингос не любил суеты. Он всегда был ровен, не делал лишних движений, но никогда не опаздывал к мячу. И, каким бы жарким ни оказался матч, он, как правило, уходил с поля в сухой футболке. Не любил быстро бегать и даже сформулировал нечто вроде кредо: «На скорости двести километров в час никакой мозг работать нормально не может и глаз ничего не видит».

И так он действовал в любых ситуациях. Даже в самых критических. Торсида, хотя и привыкла постепенно к его игре, все равно каждый раз с трепетом, с остановившимися на грани инфаркта сердцами, с мурашками, бегающими по холодеющим спинам, ожидала: а вдруг, не дай бог, ошибется!.. Ах, если он ошибется, гол неминуем! Спасения не будет! И хотя его звали «Divino» – «Чудотворец», многие жаловались: «Нет, это невозможно! Сил нет смотреть на него! Наверняка вскоре кто-нибудь помрет прямо на трибуне».

Вот почему Марио Фильо назвал Домингоса «Хичкок футбола». Его игра действительно напоминала непереносимые до обморока перипетии фильмов великого американского мастера интриги с угрожающе скрипящими дверями, с мрачными тенями в пустых коридорах, с пистолетами, нависающими над невинными жертвами, с невыносимым риском гибели любимого героя.

Невероятно, но до сих пор, после пяти выигранных чемпионатов мира, в Бразилии не появился защитник, которого могли бы поставить вровень с Домингосом. И во всех символических бразильских «сборных всех времен», периодически составляемых прессой или торсидой, Домингос всегда обязательно появляется вместе с Пеле, Гарринчей и Леонидасом.

Да, обыграть его было практически невозможно. И столь же трудно было увидеть у Домингоса суету, торопливость или отбойный, «абы куда-нибудь, лишь бы подальше», удар от ворот, каким защитники частенько разряжают критические ситуации, возникающие в своей штрафной площади. Впрочем, однажды он позволил себе такое, чем вызвал ярость торсиды. И в ответ на это… Впрочем, об этом забавном эпизоде расскажу подробнее в следующей колонке.

ДОСЛОВНО

«Домингос казался престидижитатором, который засучивает рукава прежде, чем исполнить очередной трюк. В таких случаях народ раскрывает глаза, начинает внимательно следить за фокусником и… ничего не понимает».

Марио ФИЛЬО, бразильский писатель и журналист

Новости. Футбол