Балканский урок
ОТБОРОЧНЫЙ МАТЧ ЕВРО-2004. ГРУППА 10
АЛБАНИЯ | 3 |
РОССИЯ | 1 |
Потерпев поражение от сборной Албании, сборная России впервые в своей истории уступила нации, которую специалисты называют футбольным «карликом».
«ДИКАРИ»
Даже когда находишься с командой рядом почти целую неделю и видишь, как в недрах коллектива день за днем вызревает внутренняя энергия — от легкой озабоченности предстоящим матчем до нечеловеческого напряжения всех душевных и физических сил организма — даже в этом случае чертовски трудно понять, что в минувшую субботу получилось не так. Все мы уже привыкли к тому, что у газзаевского коллектива, что называется, особенная стать — без циркуляции от игрока к игроку бешеного, нечеловеческой силы заряда, запущенного главным энергетиком страны, результата не будет. К сожалению, в этот раз внутри системы случился сбой.
А ведь тревожная нотка вклинилась едва заметным диссонансом в безупречную адриатическую симфонию нашей сборной еще пару дней назад: на двусторонней игре, проведенной в Анконе, было столько нереализованных моментов, что невольно подумалось: не к добру…
«Сами виноваты, надо было в первом тайме албанцев додавливать — и возможности были, и игра шла», — скажет после матча динамовец Александр Точилин, который в конце стартовой сорокапятиминутки и сам упустил выгодный шанс, с угла вратарской направив мяч мимо «девятки».
Приходится признать, что газзаевские бойцы уступили албанцам не по игровым критериям и уж, конечно, не в мастерстве — матч был проигран именно по энергетике. В игре против россиян хозяева яростно, с каким-то дикарским остервенением цеплялись за каждый мяч — так, наверное, земледельцы этой маленькой страны отвоевывают каждый сантиметр почвы у каменных массивов.
НЕРАЗБЕРИХА
А начиналось все здорово: самый первый, «домашний» натиск албанцев — их реверанс неистовствовавшей публике — россияне отразили играючи. Трио защитников Нижегородов — Игнашевич — А. Березуцкий, подкрепленное тандемом опорных хавов Смертин — Алдонин, смотрелось в первые минуты так, как оно должно было выглядеть на протяжении всей игры. А именно — подобно непотопляемому кораблю, с которого с изрядной долей снисхождения наблюдают за тем, как подобравшееся сбоку утлое пигмейское суденышко атакует его ржавыми копьями. Увы, сия радостная картина продержалась не долее пятнадцати минут — потом-то начало проясняться, что мнимый российский колосс стоит на глиняных ногах. Очевидно, что в ситуации, когда в наши ворота забивался первый мяч, кто-либо из защитников (по всей видимости, оказавшийся в непонятном одиночестве в районе одиннадцатиметровой отметки А. Березуцкий) должен был «вываливаться» на Скелу. А после одного удара позволять наносить повторный даже албанцам (Сергей Овчинников после третьего гола мог бы добавить: тем более албанцам) нельзя. От былой уверенности наших оборонцев не осталось и следа. Какое-то время за счет контроля мяча и попыток наших футболистов отыграться огрехи в задней линии не были так видны. Однако А. Березуцкий и Точилин частенько упускали на своем фланге быстрого Дуро, Нижегородов не единожды позволял обыгрывать себя один в один, а Игнашевич в центральной зоне не успевал подчищать огрехи партнеров. Вновь, как и в матче с ирландцами, квело выглядел Гусев — он в итоге был заменен вскоре после перерыва.
ОБВАЛ
Нараставший снежный ком обвалился в самый неподходящий момент — тогда, когда россияне забили вожделенный гол. В принципе атака, завершившаяся взятием албанских ворот, была едва ли не единственной в матче, прошедшем без сучка-задоринки. Казалось бы, еще пара минут, еще один рейд к бровке воспрянувшего духом Газзаева — и албанцы посыплются, падут под финишным натиском россиян. Однако произошло все ровным счетом наоборот: Алдонин проиграл Лале силовую борьбу, и тот, раскидав Игнашевича и А. Березуцкого, поразил ближний угол ворот Овчинникова. Трибуны ревут от восторга, а Ханс-Петер Бригель, заложив до боли знакомый вираж, рвется на поле поздравить своих подопечных. Россияне пребывают в каком-то ступоре — и Миртай из-под того же Игнашевича делает роковой навес, Нижегородов проигрывает воздух Таре, а Овчинников вместо того, чтобы отбить мяч в сторону, неуверенно фиксирует его в руках и получает добивание в ближний угол.
Итак, номинально сборная России вписала одну из черных страниц в свою историю — потерпела первое поражение от футбольного «карлика», пускай и акселерировавшего. Обидно? Очень. Страшно? Ничуть. Ведь при любых раскладах нужно обыгрывать непосредственных конкурентов за право выйти из группы один на один. Только вот сделать это при такой игре будет трудно. Вообще в Шкодере наша команда чем-то напоминала своих предшественниц — старательных, но небезгрешных, мастеровитых, но энергетически вялых. А значит, главному энергетику страны есть над чем поработать — России сейчас как никогда нужен новый адреналиновый шок.