Диего Симеоне: Я могу тренировать любую команду
Диего Симеоне седьмой год тренирует «Атлетико», команду, которую «надо все время подстегивать». Потому и кричит во время матчей, «передает игрокам энергию». Об этом он рассказал в интервью L’Equipe.
«ЛУЧШЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ИГРОКА – СТРАХ»
– Как вы обычно проводите воскресный день, когда «Атлетико» не играет?
– Обязательно с дочкой и женой совершаем прогулку в одном местечке под Мадридом. Стараюсь как-то провести этот день по-особенному. Но, ей богу, невозможно полностью отойти от футбола. В этот день может сын (Джованни – прим. ред.) играть, он у меня в Италии (в «Фиорентине»), могут проходить другие интересные матчи. Кто-то может выбросить футбол из головы, но не я. Всегда при мне блокнот, ведь как раз в свободное время, когда вроде можно и не думать о футболе, приходят разные идеи.
– Вы уже так давно в футболе, но так же получаете от него удовольствие?
– Я люблю футбольный газон, счастлив, когда мы выигрываем, люблю это состояние тревоги перед матчем. Перед каждым матчем мне страшно. Так же было, когда сам играл. Кто-то удивляется: «Тебе страшно? Как это?» Ну да, страшно. И это полезное ощущение. Ты взвинчен, в тонусе, всегда начеку. А спокойствие опасно. Расслабленность опасна. Опасно думать о своем превосходстве. Лучшее психологическое состояние футболиста – страх. Тогда он показывает лучший футбол.
– Вы успешный тренер, столько уже побед в вашей карьере, но до сих пор сомневаетесь в исходе каждого матча и так энергичны за бровкой?
– Уверен, игрокам передаются эмоции тренера. Они ведь его видят. Но стоит тренеру успокоиться – все, считай, потерял команду.
– Но ваши постоянные крики разве не нервируют игроков?
– Вовсе нет! Все, что я делаю во время матча, это не просто разрядка, а чтобы передать энергию и эмоции команде. Смотрю на ребят, и если вижу, что кто-то недостаточно собран, все во мне переворачивается. Потому что этот парень будет недоигрывать, пострадает команда. Конечно, я живу матчем, переживаю, но все ради игроков, чтобы они показали свой лучший футбол.
– В бытность игроком, хотели бы работать с таким тренером, как вы сейчас?
– Всегда предпочитал тренеров, которые могли чему-то научить. Лучшие тренеры – требовательные, кто расширяет твой кругозор. Считаю, поведение человека в обычной жизни и в футболе не шибко отличаются. Если ты по жизни боец, решительный, самолюбивый, то и в футболе будешь таким же. Вот поэтому мне больше всего нравится работать с молодыми – те еще не знают, что ждать от самих себя в той или иной ситуации, как будут себя вести. Хотя ясно – будут такими же, как в жизни.
– Так вы в работе с игроками больше уделяете внимание психологии, чем собственно футбольному обучению?
– Конечно, если ты играешь в команде определенного уровня, то должен ему и соответствовать. Это аксиома, что об этом говорить! Меня интересуют футболисты в человеческом плане. Этот очень важно. Важно, чтобы, когда футболист заканчивает карьеру, эгоизм, который царит в профессиональном футболе, не переходил в обычную жизнь.
«НЕ ТОРОПИСЬ! ДУМАЙ О СЕМЬЕ, О НЕВЕСТЕ…»
– Кто-то повлиял на ваше решение стать тренером, были ключевые моменты при принятии этого решения?
– Самый ключевой момент – родился (смеется). Когда начал играть, формироваться как футболист, еще в детстве… А лет в 26-27, я уже знал, как надо тренироваться, в голове было четкая картина – как будто я сам тренер. Так что еще до получения диплома было определенное самообразование, когда играл в Испании, в Аргентине. Много почерпнул у тренеров: Билардо, Басиле, Бьелсы, Эриксона… Всегда хотел расти, не оставаться на одном месте, и очень нравилось учить других. Конечно, у всех одна цель – стать чемпионом. Но мне интересен процесс, работа с игроком, начинаешь, он – такой, а через несколько лет уже совсем другой. Я играл во многих странах и все эти страны по-своему повлияли на меня. Благодаря аргентинскому футболу я такой эмоциональный, от испанского футбола – общительность, в Италии вырос тактически. Все это во мне. Поэтому мои команды могут играть в различный футбол.
– Кто из тренеров на вас больше всего повлиял?
– Басиле – харизматичный человек, умел передавать энергетику игрокам. Бьелса? Тот умел на тренировках моделировать игровые ситуации, объяснять их, это очень мне помогало во время матчей. Билардо учил неожиданным тактическим ходам: как крайний защитник может играть в середине поля, нападающий – в полузащите, второй нападающий как, примеру¸ Пирло, стать центральным полузащитником… Я все это впитывал, как губка. Это помогало играть, а потом и тренировать.
– Лучший совет, который вам дал тренер…
– В «Велесе» (играл в этом аргентинском клубе в 1987-90-х годах) тренер мне однажды сказал: «В футболе у каждого шанс». Я был молодой, лет восемнадцать, начал только играть в первом дивизионе. Конечно, в этом возрасте, хочешь всего и сразу. Но не можешь. Вот он мне и говорит: «Не торопись! Думай о семье, невесте, друзьях, если правильно будешь вести себя в обычной жизни, то и на поле будешь принимать нужные решения». А в футболе нужно постоянно работать головой – и когда играешь, и еще больше, когда тренируешь. Профессия тренер – это не столько собственно работа с игроками, сколько умение сказать что-то в нужный момент, или же заткнуться.
Антуана Гризманна (в центре) давно сватают в «Челси» и другие топ-клубы, но минувшим летом француз продлил контракт с «Атлетико». Фото Gettyimages.ru
«В «АТЛЕТИКО» НУЖНО ВЫКЛАДЫВАТЬСЯ НА 101%»
– Но игроки «Реала» хвалят Зидана за то, что он передает им свое спокойствие, это мол одно из его сильнейших качеств. А ваши футболисты наоборот ценят вас за то, что вы заряжаете их своей энергией…
– Все зависит от человека, от его окружения. Зидан играл в «Реале», он знает, как работать с игроками этого клуба. Я играл в «Атлетико» и знаю, как работать там. Чем глубже твои знания о клубе, тем правильнее выстраиваешь свое поведение.
– То есть игроков «Атлетико» постоянно надо подстегивать?
– Именно так. Когда я только появился в клубе (в 1994 году), Хесус Хиль (президент «Атлетико» в 1987-2003 годах) – великий Хесус Хиль! – мне сказал: «Здесь, чтобы чего-то добиться, мало выкладываться на 100%, нужно на 101%». И вот я уже шесть лет здесь тренирую и все время мы действую по этому закону – надо постоянно подстегивать игроков.
– Так, получается, если вы никогда не играли в «Реале», то не подходите этому клубу как тренер?
– Нет, это не так. Не думаю, что Пеп Гвардиола в последние два года работает в «Манчестер Сити» так же, как когда-то в «Барселоне». Первый год он осваивался в «Сити», изучал обстановку, команду. А потом начал реализовать свои идеи. Нельзя говорить о тренерах, что тот, мол, может работать только в «своем» клубе, а другой – только в «своем». Тренер на то и тренер, чтобы работать в разных клубах. У меня прекрасно получалось в «Ривер Плэйт» – в Аргентине этот клуб аналог мадридскому «Реалу».
«НАШИМ НАПАДАЮЩИМ НАДО БОЛЬШЕ ШЕВЕЛИТЬСЯ»
– Какова специфика атаки «Атлетико»?
– Нападающие «Атлетико» действуют не так, как нападающие «ПСЖ», «Барселоны» или «Реала». Те то из восьми моментов используют семь, а наши только пять или шесть. Поэтому им надо больше шевелиться. Те же, кто забивает из восьми семь, могут меньше отрабатывать в обороне и беречь силы для атаки. В «Атлетико», как и в других командах, классом ниже, чем «Реал», «ПСЖ», «Бавария» и «Барса», нападающие менее эффективны, значит, должны компенсировать недостаток мастерства работой.
– Это Антуан то Гризманн не эффективен?
– Когда как. Антуан один их тех игроков, что очень прибавили при мне в «Атлетико» (работает в клубе с 2011 года). Изначально, когда появился (в 2014 году), он играл слева в полузащите. Когда я начал передвигать его в нападение, все мне говорили: «Ты с ума сошел! Он не сможет играть впереди, мы его взяли как крайнего». Я отвечал: «В «Атлетико» он раскроется по новому, потому что прекрасно читает игру, играет головой, бьет обеими ногами, просчитывает ситуацию, знает, когда подключиться в атаку». Но перед ним обязательно нужен другой нападающий. Он ведь не игрок типа Неймара, Роналдо или Месси. Он должен играть с кем-то в паре.
– Принимаете ли вы критику в адрес игры «Атлетико»?
– Конечно. Но пусть эти критиканы сначала попробуют поработать в «Атлетико» – тогда узнают, что это такое. Дело не в какой-то игровой схеме, которую я навязываю, моя цель – максимально раскрыть потенциал игроков. У каждого свои особенности, конкретные характеристики, которые я стараюсь улучшить, а не как-то переделывать игрока на свой лад, стеснять его. Я стараюсь внушить команде, играм, что они немало стоят, суммарно сейчас 100 миллионов евро. И как так может быть – команда играет плохо, а игроки стоят 100 миллионов! Какая-то неувязочка?
– Но вам то самому нравится, как играет команда?
– Конечно, нравится. Играем именно так, как надо. Я работаю не для себя, не ради своего имиджа, а ради команды, ради клуба. Конечно, было бы здорово, если б команда играла, как «Барселона», не нынешняя, а Гвардиолы, то есть в барселонском стиле «Манчестер Сити». Но ведь это невозможно – у нас другие игроки. Но это не значит, что они плохие. Лучше «Атлетико» есть в мире только четыре команды: «ПСЖ», «Барселона», «Реал» и «Бавария». Именно команды, а не клубы. Только четыре.
– Значит, если дать вам другую команду, других игроков…
– Чего фантазировать. Не люблю строить из себя кого-то, приукрашивать, говорить банальности. Проще всего заявить: дайте мне другую команду, и она понесется в атаку. Надо сначала получить эту команду, посмотреть, прикинуть, на что она способна.
Диего Симеоне и Зинедин Зидан – звездные хавбеки в прошлом, авторитетные наставники сегодня. Фото Gettyimages.ru
«ГРИЗМАН ИМЕЕТ ПРАВО УЙТИ, КОГДА ЗАХОЧЕТ…»
– Но есть тренеры, которые приходят в команды со своей идеей. Возьмем того же Гвардиолу…
– Я не люблю такой тип тренеров. Это мое личное мнение. Лично не имею ничего против Гвардилы, но мне не нравятся тренеры, которые любят больше себя родимого, чем команду и клуб. Ведь клуб меня нанимает и платит мне. Я не настолько самовлюблен, чтобы считать себя выше клуба. И себя я оцениваю в зависимости от того, насколько полезен для клуба.
– Самые знаменитые тренеры – те, чьи команды играли в красивый футбол. Йохан Кройф, Пеп Гвардиола, Арриго Саки…
– Но Кройф тренировал только «Барселону» (ошибается, в 1985-88 Кройф работал и в «Аяксе»). Скажу так. В «Барселоне» он многого добился, но удалось ли ему такое с другой командой?
– А Гризманн, как ему игралось бы в команде с более атакующим стилем?
– Прекрасно! Был бы лучшим. Если однажды Гризманн перейдет из «Атлетико» в более атакующую команду, он еще больше прибавит. Потому что его игра – это атака.
– Прочитает он ваше интервью и скажет «до свиданья»…
– Нет, подождите… Я снова повторю то, что всегда говорю. Я обожаю моих игроков, счастлив, когда они растут. И я не какой-то собственник. Если кто-то из них мне говорит: «Тренер, я хочу уйти в такой-то клуб, потому что это единственный шанс в жизни», если этот игрок всегда так выкладывался на поле, как Гризманн, я ему отвечу: «Да никаких проблем!» Ведь ясно – игрок должен прогрессировать. Конечно, Гризманн имеет право уйти, когда захочет, как это в свое время сделал Диего Кошта, Диего Рибас, Арда Тюран…
– Но ваша команда ведь много дала Гризманну?
– В ней Гризманн поднял свой уровень, это факт. Сколько он уже у нас? Три с половиной года? Статистика говорит сама за себя (забил 90 голов в 178 матчах). Мы сделали из него замену Диего Кошта.
«САМОЕ ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ ФУТБОЛИСТА – КОГДА ЕГО ВЫВОДЯТ ИЗ ДУШЕВНОГО РАВНОВЕСИЯ»
– На Евро-2016 сборная Франции сначала играла по схеме 4-3-3, но в одной восьмой финала против Ирландии (2:1) перешла на 4-4-2 – именно из-за Гризманна. Что вы подумали, когда увидели это?
– Подумал, что Дешам в курсе того, как играет «Атлетико», и прекркасно знает, что именно при этой схеме Гризманн показывает лучшую игру. Поэтому-то сборная Франции и продолжает так играть. Тем более на краях действуют классные игроки, которые обслуживают Гризманна. Конечно, команда могла бы играть и 4-3-3, но тренер понимает, что Гризманну лучше, когда у него больше пространства и больше игроков играет под ним.
– У него в начале сезона была сухая серия. Как можете это объяснить?
– Подобное случалось и с Марадоной. И с Месси. Но главное не как начать, а как кончить. В начале сезона у команды и игроков могут возникать разные проблемы. Это обычное дело. И футболисты растут как раз, когда преодолевают эти трудности. Антуан – сильный парень, умный, умеет читать игру как никто другой. По мне, этот период, когда не удается забивать, для него как раз самый полезный. Он поднимется на новый уровень, прибавит. Я в этом уверен.
– У вас есть личный опыт для такого утверждения?
– Есть, когда играл в «Лацио» (в 1999-2003 годах). Команда тогда была великолепная. В середине: Алмейда, Сенсини, Недвед, Консейсау, Станкович. Я только перешел туда, месяца два прошло, и выглядел плохо. Иначе тренер ставил бы меня… Но если тренер не ставит тебя на матч, это вовсе не значит, что он плохой, это значит, что ты не в порядке! И то, что оставляли в запасе, это мне только шло на пользу. Вообще-то я по жизни бунтарь, люблю, когда жизнь делает мне вызов. То есть тренер действовал просто как провокатор. Самое полезное для любого человека и особенно для футболиста, когда его выводят из душевного равновесия. И это как раз тренер должен делать.
– Значит, на ЧМ-2018 Гризманн будет выглядеть еще лучше, чем на Евро-2016?
– Без всякого сомнения. Хотя на Евро он играл великолепно. Последний сезон для Гризманна сложился очень хорошо, посмотрите статистику (29 голов в 62 матчах). Но чтобы он снова начал показывать свой лучший футбол, нужно, чтобы вышел на свой уровень и Кевин Гамейро. Кевин не попадал в состав до октября, потому что поздно начал предсезонную подготовку и был не в порядке. А это ведь игрок, с которым Гризманну комфортнее всего в нападении. Больше чем, с Фернандо Торресом или Анхелем Корреа.
– В каком плане комфортнее?
– В ментальном. По скорости мышления, по скорости реакции на партнера подходят друг другу. Корреа – тому удобнее всего играть в паре с Торресом. Это все вопросы совместимости. Тренеры ищут лучшие сочетания игроков, иногда попадают в точку. В «Атлетико», к примеру, у Корреа с Торресом тоньше взаимодействие, чем у Гризманна с Корреа. Почему? Ну… Это нельзя высчитать математически. Это что-то природное, на эмоциональном уровне, на уровне подсознания.
– Но такая же психологическая связь должна существовать между тренером и игроками?
– Конечно, иначе команда просто не заиграет. Если такой связи нет, не будет авторитета, нельзя будет ни с кого требовать, не будет взаимного уважения. Когда же такая связь существует, тренер может дать игрокам то, что нужно для победы, и получить от игроков то, что хочет.
«БЕЗ ФУТБОЛА БЫ ПОМЕР…»
– Кто по вашему лучший тренер сейчас?
– Лучший в мире? Зидан. Сейчас – Зидан. Но завтра все может измениться.
– Почему он?
– Потому что выигрывает. Потому что очень трудно выиграть Лигу чемпионов два раза подряд, и чемпионат Испании. Вот поэтому он лучший.
– Но вы сказали недавно, что все зависит от состава…
– Вы спросили, кто лучший. Лучший – это он. И точка.
– Какой соперник вас впечатлил больше всего за последнее время?
– «Бавария» Гвардиолы в первые полчаса полуфинала Лиги чемпионов в Мюнхене (3 мая 2016 года). Великая команда! Просто перекрыли кислород. Задавили. Трудно пришлось.
– А «ПСЖ»? Как вам?
– «ПСЖ» – это такие энтузиасты, команда «девственница», команда, которая поставила перед собой трудную задачу и последовательно, ступенька за ступенькой, идет к цели. В свое время Массимо Моратти (президент «Интера», где играл Симеоне) много лет положил на то, чтобы достигнуть той же цели. «ПСЖ» на верном пути. Это точно.
– Могли бы стать тренером этой команды?
– Я могу тренировать любую команду, это же моя профессия. Но сейчас мне хорошо в «Атлетико». Хотя я открыт для любого предложения… Даже от «Реала» (улыбается).
– Но в списке ваших предпочтений не сотня команд, а только пять или шесть, включая «ПСЖ»?
– Послушайте… Вот я сказал, что могу когда-нибудь работать в «ПСЖ», а завтра в газетах появится: «Я хочу тренировать «ПСЖ». То есть все переиначат. А я говорю только вот что: после того, как уйду из «Атлетико», могу работать в любом клубе с амбициями. Потому что я сам с амбициями.
– А Нассер Аль-Хелаифи (президент «ПСЖ») когда-нибудь делал вам такое предложение?
– Нет, я вообще с ним никогда не разговаривал.
– Ну да?
– Никогда (смеется).
– Но почему вы смеетесь?
– Потому что вы меня рассмешили!
– А сколько лет еще планируете работать в «Атлетико»?
– Но со мной уже ведь продлили контракт, ведь так? (Вопрошающе смотрит на пресс-атташе рядом). На этот сезон и еще два следующих? Значит, до 2020 года. Но в футболе все возможно.
– Если бы завтра вы проснулись и узнали, что футбола больше нет. Чем бы занялись?
– Просто помер бы… Ей богу, помер бы. Ничем другим заниматься не могу.
*****
Диего Пабло СИМЕОНЕ
Родился 28 апреля 1970 года в Буэнос-Айресе, Аргентина.
КАРЬЕРА ИГРОКА
Выступал на позиции опорного полузащитника за «Велес Сарсфилд» (1987-1990), «Пизу» (1990-1992), «Севилью» (1992-1994), мадридский «Атлетико» (1994-1997, 2003-2005), «Интер» (1997-1999), «Лацио» (1999-2003), «Расинг» из Авельянеды (2005-2006).
ДОСТИЖЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ ИГРОКА
Чемпион и обладатель Кубка Испании, чемпион, обладатель Кубка и Суперкубка Италии, обладатель Кубка и Суперкубка УЕФА, двукратный победитель Кубка Америки.
За сборную Аргентины провел 106 матчей, забил 11 мячей.
ТРЕНЕРСКАЯ КАРЬЕРА
«Расинг» из Авельянеды (2006, 2011), «Эстудиантес» (2006-2007), «Ривер Плейт» (2007-2008), «Сан-Лоренсо» (2009-2010), «Катания» (2011). С декабря 2011 года – главный тренер «Атлетико».
ТРЕНЕРСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ
Двукратный чемпион Аргентины, чемпион, обладатель Кубка и Суперкубка Испании, победитель Лиги Европы, обладатель Суперкубка УЕФА.